+7 (812) 418-34-95 Санкт-Петербург       +7 (495) 984-54-41 Москва
20.03.2017 13:14:23
Логистика / Интервью
РЖД-Партнер

Самые востребованные в перспективе объекты – класса А

В 2016 г. по схеме build-to-suit было построено рекордное количество складов – 75% от общего объема. По данным аналитиков Knight Frank, еще в 2015 г. доля подобных объектов не превышала 30%. Неудивительно, что объем спекулятивно построенных складских комплексов находится на низком уровне и, по предварительным данным, не превысит 200 тыс. кв. м, что станет самым низким показателем начиная с 2012 г. Что означает эта тенденция? О ситуации на рынке складской недвижимости в 2017 году и о степени развития таких объектов ИА РЖД–Партнер.ру рассказал директор по работе с корпоративными клиентами департамента складской недвижимости, Knight Frank Александр Кацегоров.
Самые востребованные в перспективе объекты – класса А
– Александр Валерьевич, какая доля складских объектов, представленных на рынке, сегодня, по вашей оценке, может похвастаться полной автоматизацией?

– По нашим оценкам, это не более 2-3% от всех складских площадей на территории РФ. Систему автоматизации компании применяют только на собственном объекте, а не арендованном. Причина низкой доли автоматизации связана с высокой стоимостью оборудования и невозможностью прогнозировать бизнес на долгосрочный период.

– Как вы считаете, за счет чего в прошлом году росла доля объектов built-to-suit? Связан ли интерес к возведению складов под запросы определенной компании с внедрение в работу новых технологий?

– Доля складских объектов в формате built-to-suit в последние годы росла прежде всего потому, что такие крупные компании, как Х5 Retail Group, «Дикси» и т.д., разработали собственную внутреннюю логистику для функционирования которой, «стандартного» склада стало недостаточно. Таким образом появилась потребность в строительстве с последующей арендой объекта, соответствующего техническому заданию заказчика. Стоит отметить, что сами девелоперы не сильно рады строить подобные объекты, так как есть риск не сдачи такого склада в будущем. После окончания срока аренды внутрискладская логистика одной компании не всегда подходит другим участникам рынка. Поэтому в большинстве случаев собственники стараются привести все эти требования к «универсальному складу», либо предлагают строительство с последующей продажей объекта, либо долгосрочный контракт, который гарантированно обеспечит возврат инвестиций и доходность.

– Восстанавливается ли спрос на склады среди логистических компаний Москвы и Санкт-Петербурга?

– Мы видим восстановление, но оно происходит очень медленно. Это связано с тем, что ряд клиентов, которые нуждаются в логистических компаниях/операторах, в нынешней экономической ситуации не готовы заключать долгосрочные контракты на обслуживание своих товаров, поскольку не могут прогнозировать свой бизнес на срок 3 и более лет. Логистические операторы, в свою очередь, не видя гарантий возврата инвестиций и выхода в прибыль, не готовы арендовать площади, закупать стеллажи, технику и другое необходимое оборудование. Такая ситуация наблюдается не только в Москве и Санкт-Петербурге, но и других городах России.

– Складские объекты, терминалы в регионах и в столице – это две большие разницы? Удается ли обеспечивать примерно одинаковый уровень складских услуг на всей территории России?

– В последние годы мы наблюдаем увеличение количества сделок в регионах. По прошлому году этот показатель был на уровне 18% от общего числа сделок прошедших на территории РФ и составил около 260 тыс. кв. м. Отмечу, что это на 6% выше данных по 2015 году. Это связано с тем, что многие крупные компании уже заняли свою долю рынка в столице и стали активно развиваться в регионах. Такие игроки уже имеют отработанную логистику на качественных складах преимущественно класса А, соответственно, хотят найти максимально похожий объект и в новых для себя регионах. Ряд девелоперов заранее предугадали подобное развитие событий и стали строить современные склады, преимущественно в городах-миллионниках, либо приобрели земельные участки для последующего строительства таких объектов.

– Какие основные тенденции вы можете выделить, которые сегодня происходят на рынке складской недвижимости? И Какой прогноз можете дать на текущий год?

– В 2017 году мы ожидаем сокращение спроса, так как основные игроки на рынке online, розничной торговли и дистрибуции уже приобрели или арендовали необходимые им площади. Помимо снижения потребности в складских объектах, сократился и средний размер сделки.

Несмотря на длительные сроки экспозиции, складские площади, хоть и медленно, но поглощаются. Я полагаю, что на дальнейшее падение арендных ставок в 2017 году едва ли стоит рассчитывать. С другой стороны, существующий объем свободных площадей не позволяет говорить о наличии серьезных предпосылок и к их росту.

За последние годы клиенты стали более требовательными к складским объектам, и девелоперы стараются строить продукт, который будет востребован не только сейчас, но и в будущем с учетом всех последних технических новшеств. Так, например, раньше лишь несколько объектов обладали светодиодным освещением, которое позволяло существенно экономить на затратах по электричеству, сейчас –это обычный стандарт для многих складов.

Беседовала Татьяна Симонова
Если Вы заметили ошибку, выделите, пожалуйста, необходимый текст и нажмите Ctrl+Enter, чтобы сообщить об этом редактору.


Чтобы оставить свой отзыв, Вам необходимо авторизоваться


ГОРЯЧИЕ ТЕМЫ



Читайте также

  • Перевозки скоропортящихся грузов: проблемы есть. Есть ли решения?
    Как сегодня гарантировать безопасность перевозки скоропорта, обсуждали отраслевые эксперты и непосредственные участники перевозочного процесса в рамках делового семинара «Грузовая панорама. Перевозки скоропортящихся грузов в новых условиях», организованного журналом «РЖД-Партнер». Подробнее - в нашем специальном проекте.
  • Сибирь на передовой трансформации логистики
    Санкции развернули товарооборот на восток. Одним из крупнейших хабов, через который грузы распределяются в различных направлениях различными видами перевозок, стала Сибирь. О проблемах, вызовах, победах и планах в области транспорта, логистики и инфраструктуры – в нашем специальном проекте.
  • Нефтяной разворот
    Санкции изменили структуру перевозок нефтепродуктов. Российская логистика развернулась из Европы в Азию, на Ближний Восток и в Африку. Как это отразилось на экспорте нефтеналивных грузов и чего ждать дальше? Все не так просто, как может показаться на первый взгляд. Своими мнениями в рамках делового семинара «Грузовая панорама. Перевозки нефтепродуктов в условиях санкций» с нами поделились отраслевые эксперты и непосредственные участники процесса перевозок. Подробности - в нашем специальном проекте по ссылке.
  1. На российском транспортном рынке активно продвигается китайская продукция. Являются ли поставки из КНР вариантом для снижения дефицита контейнеров и запчастей к вагонам?

Выставка Конгресс Конференция Круглый стол Премия Саммит Семинар Форум Дискуссионный клуб
Индекс цитирования Рейтинг@Mail.ru

Copyright © 2002-2024 Учредитель ООО «Редакция журнала «РЖД-Партнер»

Информационное агентство «РЖД-Партнер.РУ»

Главный редактор Ретюнин А.С.

адрес электронной почты rzdp@rzd-partner.ru  телефон редакции +7 (812) 418-34-92; +7 (812) 418-34-90

Политика конфиденциальности

При цитировании информации гиперссылка на ИА РЖД-Партнер.ру обязательна.

Использование материалов ИА РЖД-Партнер.ру в коммерческих целях без письменного разрешения агентства не допускается.

Свидетельство о регистрации СМИ ИА № ФС77-22819 от 11 января 2006 г., выдано Федеральной службой по надзору за соблюдением законодательства в сфере массовых коммуникаций и охране культурного наследия.

Любое использование материалов допускается только при наличии гиперссылки на ИА РЖД-Партнер.ру

Разработка сайта - iMedia Solutions