+7 (812) 418-34-95 Санкт-Петербург       +7 (495) 984-54-41 Москва
05.04.2017 12:28:52
Логистика / Интервью
РЖД-Партнер

Нужно создавать систему, которая отобьет у террористов даже мысль проникать в метро

Трагедия в петербургском метрополитене заставила власти города и его жителей всерьез задуматься о безопасности. Введенный властями бесплатный проезд, моментальный запуск дополнительных маршрутов, обезвреживание второго взрывного устройства и усиленные после 3 апреля проверки пассажиров доказали, что систему можно и нужно менять. Своим мнением о введенных мерах в интервью с РЖД-Партнером поделился руководитель общественного движения «За безопасность» Дмитрий Курдесов.
Нужно создавать систему, которая отобьет у террористов даже мысль проникать в метро
— Дмитрий Валерьевич, как такое могло произойти с учетом средств безопасности, существующих в петербургском метрополитене? Трагедия показала, что их явно не хватает...

— Я считаю, что если террористы идут на шаг впереди, значит мы отстаем и идем на шаг позади. Соответственно, исходя из того, что произошло, а это была огромная трагедия, нужно сделать вывод, что какие-то службы фактически не сработали. На мой взгляд, силовая структура, которая занималась оперативной работой, сработала достаточно хорошо. Доказательство тому — то, что обезвредили одну из бомб, которая могла бы принести гораздо больше жертв. Там был один килограмм в тротиловом эквиваленте, закомуфлированный под огнетушитель. То есть в этом плане они сработали. А второе, за что я могу поставить достаточно высокую оценку нашим службам антитеррора, так это за то, что бомба со смертником работала не в час-пик. Обычно любые террористы, даже смертники, стараются атаковать в час-пик, чтобы было как можно больше жертв. Данный теракт произошел в 14:40, соответственно, было немного людей на перегоне. В часы-пик что на «Технологическом институте», что на «Сенной» бывает много пассажиров. Возможно, из-за работы спецслужб он просто испугался и его планы нарушили из-за оперативных действий.

— Но террорист все-таки проник. Что или кого Вы считаете слабым звеном системы охраны?

— Не сработали службы, которые отвечают непосредственно за безопасность пассажиров. То есть те люди, которые стоят в метро у рамок металлоискателей, и которые обязаны патрулировать территорию. На сколько я знаю, полицейских сейчас там сократили. Сотрудников не контролируют, создали им помещение для отдыха. Вот они и отдыхают. Нужно, чтобы выводы сделало руководство служб безопасности. Именно тех, кто отвечает за нас непосредственно перед эскалаторами и внизу на перронах. Необходимо сделать определенные выводы и перестроить систему охраны. Очень часто бывает, что охранник в метро просто сидит вдалеке и читает книгу или дремлет. На поток он не смотрит, потому что ему надоело. Может быть его долго не меняют, но почему мы должны заплатить такую высокую цену? 10 смертей и 49 раненых — это очень высокая цена за то, чтобы мы наконец задумались о безопасности. Ведь у нас вообще был очень безопасный город. Бог миловал нас от терактов. Это — первый и вопиющий случай. Ситуацию нужно сейчас же проанализировать и сегодня же заняться системой физической охраны в метрополитене.

— Но в метро мы чаще видим пустующие в стороне рамки. Чем, кстати, ограничены их возможности?

— Рамка — это техническое средство охраны. В понимании обывателя она должна что-то сама выявлять и делать. Но на самом деле она всего лишь инструмент охранника или сотрудника полиции. То есть того, кто рядом с ней стоит. Она всего лишь сигнализирует, а дальше действует уже человек. Именно его мы и рассматриваем с профессиональной точки зрения. Если задуматься, то и он — своего рода инструмент. Он должен работать в системе, созданной охраной. Он должен смотреть в определенную точку, выявлять потенциально опасных людей, которые, например, явно волнуются. Периодически он должен проверять потоки, но так, чтобы их не нарушать. В случае необходимости, организовывать эти потоки, останавливать их. Но человек — не машина. Он склонен ошибаться. И именно для этого нужна рамка. Чтобы она вовремя запищала, а сотрудник остановил человека. Но если хотя бы один из этих инструментов не будет работать, то не сможет функционировать весь механизм. Если в машине не крутится одно колесо, то машина не едет. Тут абсолютно тоже самое: если мы создаем систему охраны, то мы ставим, допустим, трех сотрудников. Двое стоят возле обоих рамок, а один отдыхает. Через 15 минут мы их меняем. Также и с сотрудником, который смотрит в камеру видеонаблюдения. Он, как и любой обычный человек, не будет неинтересное кино 24 часа в сутки смотреть. Он посмотрит 3-5 минут, а потом отвернется. Для этого человека нужно менять. Должна быть постоянная ротация. Сотрудник должен постоянно приходить на новое место для того, чтобы у него, как говорится, глаз не замыливался. Тогда ему будет интересно смотреть в камеру и следить: а есть ли там кто-то подозрительный?

— Но, возвращаясь к рамкам... Ведь мы, как обычные пассажиры, чаще просто видим их, а вот проходим через них редко. Можно ли сказать, что они несут больше психологическую функцию?

— Как мы знаем, в петербургском метрополитене случаев атаки на кого-то, допустим, с ножом, не случалось. Так вот рамка металлодетектора спасает нас от металлических предметов. То есть к нам в метро с оружием все-таки не ходят. Потому что стоит рамка и злоумышленники опасаются: а вдруг она запищит и меня проверят? То есть психологический барьер, безусловно, есть. Ловить должны оперативники, а охранники должны охранять и создавать видимую систему, которая должна отбить у злоумышленника даже желание пройти в метро. Это превентивная мера, но необходимая для безопасности. Многие ругаются, что рамки просто так поставлены, но это не так. У нас в метро не стреляют, потому что стоят эти рамки. Но при этом преступник знает, что они не реагируют на пластиковую взрывчатку. И именно поэтому они все-таки прошли в метро Петербурга.

— Как можно уменьшить риск проникновения в метро таких злоумышленников? В европейских аэропортах, например, установлены дополнительные средства вроде газоанализаторов.

— Действительно есть всевозможные технические средства, которые и являются инструментами служб безопасности. В том числе и газоанализаторы, и дополнительные системы видеонаблюдения. Например, способность выявлять через камеру личности потенциальных террористов, фото которых находятся в базе данных, с вероятностью в 70%. Она блокирует турникет, а сотрудник полиции приходит и проверяет личность человека. Все инструменты в совокупности должны создавать систему. Перед тем, как пройти на территорию метро с бомбой, злоумышленник наблюдает за тем, как ведет себя охрана. И за тем, как работают рамки. В аэропорте Тель-Авива есть интересный способ. Вдоль очереди на регистрацию идут два сотрудника и неожиданно задают пассажирам неординарные вопросы. Например, по поводу того, где те сделали последнее фото на фотоаппарате. Второй сотрудник при этом наблюдает за реакцией. Если пассажир начинаете нервничать, то с ним могут побеседовать отдельно. Такие превентивные меры являются хорошей профилактической работой. Нужно создавать такую систему, чтобы у террористов не было даже мысли проникать в метро.

— Следует ли ожидать ощутимых перемен в системе охраны метрополитена после произошедшей трагедии?

— На сегодняшний день видно, что свои ошибки структуры безопасности осознали. Наконец-то ввели постоянное патрулирование. Полицейские должны быть видны на всех перронах. Сейчас они есть на каждой станции — и это правильно. Это как раз та мера, которая была давно так необходима. Если это продолжится, то метро сохранит свою безопасность. А если опять начнут сокращать полицейских, то неприятностей не избежать.

— Не считаете ли Вы перестраховкой обострившиеся после теракта проверки в метро именно подростков? В социальных сетях люди негодуют, что проверять стали даже рюкзаки совсем маленьких школьников.

— Никаких перегибов в безопасности быть не может. Люди должны относиться к этому с пониманием, потому что это правильно. Произошла трагедия, после которой власти в любом случае должны обеспечить нашу дальнейшую безопасность. Ведь случившееся могло быть лишь способом отвлечения внимания. От того, как сейчас поведут себя и власть, и люди, будет зависеть наше общее спокойствие.

Беседовал Вадим Комков
Если Вы заметили ошибку, выделите, пожалуйста, необходимый текст и нажмите Ctrl+Enter, чтобы сообщить об этом редактору.


Чтобы оставить свой отзыв, Вам необходимо авторизоваться


ГОРЯЧИЕ ТЕМЫ



Читайте также

  • Перевозки скоропортящихся грузов: проблемы есть. Есть ли решения?
    Как сегодня гарантировать безопасность перевозки скоропорта, обсуждали отраслевые эксперты и непосредственные участники перевозочного процесса в рамках делового семинара «Грузовая панорама. Перевозки скоропортящихся грузов в новых условиях», организованного журналом «РЖД-Партнер». Подробнее - в нашем специальном проекте.
  • Сибирь на передовой трансформации логистики
    Санкции развернули товарооборот на восток. Одним из крупнейших хабов, через который грузы распределяются в различных направлениях различными видами перевозок, стала Сибирь. О проблемах, вызовах, победах и планах в области транспорта, логистики и инфраструктуры – в нашем специальном проекте.
  • Нефтяной разворот
    Санкции изменили структуру перевозок нефтепродуктов. Российская логистика развернулась из Европы в Азию, на Ближний Восток и в Африку. Как это отразилось на экспорте нефтеналивных грузов и чего ждать дальше? Все не так просто, как может показаться на первый взгляд. Своими мнениями в рамках делового семинара «Грузовая панорама. Перевозки нефтепродуктов в условиях санкций» с нами поделились отраслевые эксперты и непосредственные участники процесса перевозок. Подробности - в нашем специальном проекте по ссылке.
  1. На российском транспортном рынке активно продвигается китайская продукция. Являются ли поставки из КНР вариантом для снижения дефицита контейнеров и запчастей к вагонам?

Выставка Конгресс Конференция Круглый стол Премия Саммит Семинар Форум Дискуссионный клуб
Индекс цитирования Рейтинг@Mail.ru

Copyright © 2002-2024 Учредитель ООО «Редакция журнала «РЖД-Партнер»

Информационное агентство «РЖД-Партнер.РУ»

Главный редактор Ретюнин А.С.

адрес электронной почты rzdp@rzd-partner.ru  телефон редакции +7 (812) 418-34-92; +7 (812) 418-34-90

Политика конфиденциальности

При цитировании информации гиперссылка на ИА РЖД-Партнер.ру обязательна.

Использование материалов ИА РЖД-Партнер.ру в коммерческих целях без письменного разрешения агентства не допускается.

Свидетельство о регистрации СМИ ИА № ФС77-22819 от 11 января 2006 г., выдано Федеральной службой по надзору за соблюдением законодательства в сфере массовых коммуникаций и охране культурного наследия.

Любое использование материалов допускается только при наличии гиперссылки на ИА РЖД-Партнер.ру

Разработка сайта - iMedia Solutions