RU EN
+ 7 (812) 418 34 95 Санкт-Петербург + 7 (495) 984 54 41 Москва
07.09.2016 13:45:29
Логистика / Интервью
РЖД-Партнер

Контейнеризация существенно продвинула эффективность товарных отношений между странами

По удельному весу контейнерных перевозок РФ в разы отстает от развитых стран. До 2013-го за счет внешнеторговых грузов экспортно-импортные перевозки в контейнерах росли быстрыми темпами. Но из-за санкций и экономической нестабильности данный вид транспортировки сильно сократился. Своим взглядом на рынок контейнерных перевозок в свете транзитного потенциала, а также на развитие контейнерных поездов с РЖД-Партнером поделился к.т.н. доцент, советник заместителя генерального директора ПАО «ТрансКонтейнер» Лев Матюшин.
Контейнеризация существенно продвинула эффективность товарных отношений между странами
– Лев Николаевич, почему контейнеры, как способ транспортировки грузов так востребованы во всем мире?

– Перевозки грузов в контейнерах международного стандарта представляют собой фактически комплексную технологию организации товародвижения, обеспечивающего как внешний, так и внутренний оборот. Удачная конструкция данного транспортного оборудования (а именно так позиционируются контейнеры) позволяет легко осуществлять сухопутно-водные перевозки любой конфигурации и сложности.
Контейнеризация существенно продвинула эффективность товарных отношений между странами за счет возможности управления товарными потоками. А переход грузов с одного вида транспорта на другой значительно упростился и максимально автоматизировался. Этому способствовало изобретение, так называемого, углового фитинга. Понятно, что инфраструктурная составляющая контейнерной транспортной системы была дополнена системой специализированного транспорта, погрузочно-разгрузочными средствами, правовыми положениями, тарифными условиями, что в конечном итоге вылилось в подписание соответствующей международной конвенции.

– И сегодня этот фактор способствует росту транзита?

– Наличие указанных признаков и присоединение к международной конвенции составляет транзитный потенциал любой страны. Именно сквозной поток товаров во все времена был самой доходной статьей государств, не располагавших в достаточной степени собственным производством. Этот фактор работает и по настоящее время. Неудивительно, что практически все страны рассматривают свою территорию в качестве транзитной или разными способами влияют на формирование выгодных для себя маршрутов передвижения товаров в контейнерах.

– Как Вы считаете, насколько перспективно формирование маршрутов в обход РФ?

– Что касается России, то ее территория объективно, как уже неоднократно указывалось ранее, является естественным сухопутным контейнерным мостом между Европой и Азией, который имеет определенные преимущества. Мы располагаем уникальным транзитным потенциалом в виде Транссибирской магистрали, имеющей несколько входов и выходов, что очень важно для организации контейнерных перевозок. Другим контейнерным транспортным коридором является сообщение Север-Юг, которое с распадом СССР временно утратило свое значение. Однако в последнее время, в связи с нормализацией политической обстановки на Ближнем Востоке, есть договоренности между Россией и Ираном о продлении данного коридора на Юг для выхода в порты Индии. Понятно, что, с реализацией этой идеи, наш контейнерный транзитный потенциал может существенно возрасти. Однако от этого выиграем не только мы, но и, например, Азербайджан, как чисто транзитная страна.
Вместе с тем, наличие транзитного потенциала само по себе ничего не решает. События последних лет наглядно показали, что наполнение контейнерных транспортных коридоров определяется доступностью кредитов для оптовой закупки товаров и для организации поставок, а также конкуренцией между странами, находящей свое выражение во введение различного рода ограничений и санкций.
И в этом отношении Россия, как страна и поставщик сырьевых ресурсов, которые хотя и выглядят как товар, на самом деле лишь являются компонентами для производства конечных продуктов, имеют определенные трудности в отношении развития рынка контейнерных перевозок. За последние 2-3 года в контейнерах в нашей стране перевозится в груженом состоянии в среднем 2 млн TEU. Для многих стран Европы это, конечно, много. Но в масштабах России – это очень мало. Хотя нужно сказать, что еще 10-15 лет назад этот показатель находился на уровне 1 млн TEU. Так что прогресс есть и довольно заметный. А все разговоры, что где-то там, доля контейнерных перевозок железнодорожным транспортом составляет чуть ли не 40%, неприменимы к нам. Нигде не перевозится такой объем угля, руды, нефтепродуктов, удобрений и пр., как в России. При этом наша задача состоит в укрупнении контейнеропотоков, поскольку это существенно снижает, как сроки доставки, так и стоимость перевозки одного TEU.

– Каковы, на Ваш взгляд, перспективы развития контейнерных поездов?

– Дело в том, в настоящее время и на ближайшую перспективу наращивание объема перевозок грузов контейнерными поездами происходит на базе хотя и хорошей, но несколько устаревшей в моральном отношении техники. Это касается вагонов, которые имеют предельную скорость передвижения 90 км/ч, недостаточную грузоподъемность. А также локомотивов, у которых при высоком тяговом усилии низкая скорость передвижения. Для дальнейшего развития контейнерных перевозок в части повышения доли контейнерных поездов, увеличения их скорости и веса нужны новые вагоны и соответствующий локомотив. Тем более, что сегодня уже появляются контейнеры массой брутто 30 и более тонн, и длиной 45 и более футов. Такая же работа должна быть начата и в отношении локомотива, способного передвигаться со скоростью до 140 км/ч и с тяговым усилием 1500-1600 т. Только укрупнение поездных формирований будет способствовать дальнейшей контейнеризации грузов.

Беседовала Татьяна Симонова
Если Вы заметили ошибку, выделите, пожалуйста, необходимый текст и нажмите Ctrl+Enter, чтобы сообщить об этом редактору.
На ту же тему
РЖД-Партнер

Соседи должны плотнее сотрудничать между собой

Соседи должны плотнее сотрудничать между собой
Одним из участников прошедшей в Москве 22-й Международной выставки TransRussia/TransLogistica стала Эстония. Впервые за последние несколько лет в эстонском павильоне высшие чиновники двух стран провели совместные переговоры о сотрудничестве в сфере транспорта. О результатах встречи и самой выставки РЖД-Партнеру рассказал член парламента и глава транспортного подкомитета Эстонской республики Денис Бородич.
РЖД-Партнер

Бизнес стремится в онлайн

Бизнес стремится в онлайн
Традиционно в рамках работы выставки ТрансРоссия 2017 РЖД-Партнер проводит серию блиц-интервью с участниками рынка транспортных услуг.  На вопросы корреспондента журнала отвечает генеральный директор  компании «Лестэр ИТ» Владимир Гаськов.
РЖД-Партнер

Страхование грузов пока не стало популярной услугой среди российских компаний

Страхование грузов пока не стало популярной услугой среди российских компаний
Страхование грузов и ответственности перевозчика еще не нашло  повсеместного применения  в российской транспортной отрасли. Практика страхования изобилует множеством примеров недобросовестных контрактов и сложных судебных разбирательств. О подводных камнях российского  страхованияна транспорте рассказал ведущий эксперт по логистике консалтинговой логистической компании «Лобанов-логист» Николай Лобанов.

Выставка Конференция Круглый стол Семинар Форум
Яндекс.Метрика Рейтинг@Mail.ru Индекс цитирования

Copyright © 1998-2017 ООО «Редакция журнала «РЖД-Партнер»

При цитировании информации гиперссылка на ИА РЖД-Партнер.ру обязательна.

Использование материалов ИА РЖД-Партнер.ру в коммерческих целях без письменного разрешения агентства не допускается.

Свидетельство о регистрации СМИ ИА № ФС77-22819 от 11 января 2006 г., выдано Федеральной службой по надзору за соблюдением законодательства в сфере массовых коммуникаций и охране культурного наследия.

Любое использование материалов допускается только при наличии гиперссылки на ИА РЖД-Партнер.ру

Разработка сайта - iMedia Solutions