+7 (812) 418-34-95 Санкт-Петербург       +7 (495) 984-54-41 Москва
07.09.2016 13:45:29
Логистика / Интервью
РЖД-Партнер

Контейнеризация существенно продвинула эффективность товарных отношений между странами

По удельному весу контейнерных перевозок РФ в разы отстает от развитых стран. До 2013-го за счет внешнеторговых грузов экспортно-импортные перевозки в контейнерах росли быстрыми темпами. Но из-за санкций и экономической нестабильности данный вид транспортировки сильно сократился. Своим взглядом на рынок контейнерных перевозок в свете транзитного потенциала, а также на развитие контейнерных поездов с РЖД-Партнером поделился к.т.н. доцент, советник заместителя генерального директора ПАО «ТрансКонтейнер» Лев Матюшин.
Контейнеризация существенно продвинула эффективность товарных отношений между странами
– Лев Николаевич, почему контейнеры, как способ транспортировки грузов так востребованы во всем мире?

– Перевозки грузов в контейнерах международного стандарта представляют собой фактически комплексную технологию организации товародвижения, обеспечивающего как внешний, так и внутренний оборот. Удачная конструкция данного транспортного оборудования (а именно так позиционируются контейнеры) позволяет легко осуществлять сухопутно-водные перевозки любой конфигурации и сложности.
Контейнеризация существенно продвинула эффективность товарных отношений между странами за счет возможности управления товарными потоками. А переход грузов с одного вида транспорта на другой значительно упростился и максимально автоматизировался. Этому способствовало изобретение, так называемого, углового фитинга. Понятно, что инфраструктурная составляющая контейнерной транспортной системы была дополнена системой специализированного транспорта, погрузочно-разгрузочными средствами, правовыми положениями, тарифными условиями, что в конечном итоге вылилось в подписание соответствующей международной конвенции.

– И сегодня этот фактор способствует росту транзита?

– Наличие указанных признаков и присоединение к международной конвенции составляет транзитный потенциал любой страны. Именно сквозной поток товаров во все времена был самой доходной статьей государств, не располагавших в достаточной степени собственным производством. Этот фактор работает и по настоящее время. Неудивительно, что практически все страны рассматривают свою территорию в качестве транзитной или разными способами влияют на формирование выгодных для себя маршрутов передвижения товаров в контейнерах.

– Как Вы считаете, насколько перспективно формирование маршрутов в обход РФ?

– Что касается России, то ее территория объективно, как уже неоднократно указывалось ранее, является естественным сухопутным контейнерным мостом между Европой и Азией, который имеет определенные преимущества. Мы располагаем уникальным транзитным потенциалом в виде Транссибирской магистрали, имеющей несколько входов и выходов, что очень важно для организации контейнерных перевозок. Другим контейнерным транспортным коридором является сообщение Север-Юг, которое с распадом СССР временно утратило свое значение. Однако в последнее время, в связи с нормализацией политической обстановки на Ближнем Востоке, есть договоренности между Россией и Ираном о продлении данного коридора на Юг для выхода в порты Индии. Понятно, что, с реализацией этой идеи, наш контейнерный транзитный потенциал может существенно возрасти. Однако от этого выиграем не только мы, но и, например, Азербайджан, как чисто транзитная страна.
Вместе с тем, наличие транзитного потенциала само по себе ничего не решает. События последних лет наглядно показали, что наполнение контейнерных транспортных коридоров определяется доступностью кредитов для оптовой закупки товаров и для организации поставок, а также конкуренцией между странами, находящей свое выражение во введение различного рода ограничений и санкций.
И в этом отношении Россия, как страна и поставщик сырьевых ресурсов, которые хотя и выглядят как товар, на самом деле лишь являются компонентами для производства конечных продуктов, имеют определенные трудности в отношении развития рынка контейнерных перевозок. За последние 2-3 года в контейнерах в нашей стране перевозится в груженом состоянии в среднем 2 млн TEU. Для многих стран Европы это, конечно, много. Но в масштабах России – это очень мало. Хотя нужно сказать, что еще 10-15 лет назад этот показатель находился на уровне 1 млн TEU. Так что прогресс есть и довольно заметный. А все разговоры, что где-то там, доля контейнерных перевозок железнодорожным транспортом составляет чуть ли не 40%, неприменимы к нам. Нигде не перевозится такой объем угля, руды, нефтепродуктов, удобрений и пр., как в России. При этом наша задача состоит в укрупнении контейнеропотоков, поскольку это существенно снижает, как сроки доставки, так и стоимость перевозки одного TEU.

– Каковы, на Ваш взгляд, перспективы развития контейнерных поездов?

– Дело в том, в настоящее время и на ближайшую перспективу наращивание объема перевозок грузов контейнерными поездами происходит на базе хотя и хорошей, но несколько устаревшей в моральном отношении техники. Это касается вагонов, которые имеют предельную скорость передвижения 90 км/ч, недостаточную грузоподъемность. А также локомотивов, у которых при высоком тяговом усилии низкая скорость передвижения. Для дальнейшего развития контейнерных перевозок в части повышения доли контейнерных поездов, увеличения их скорости и веса нужны новые вагоны и соответствующий локомотив. Тем более, что сегодня уже появляются контейнеры массой брутто 30 и более тонн, и длиной 45 и более футов. Такая же работа должна быть начата и в отношении локомотива, способного передвигаться со скоростью до 140 км/ч и с тяговым усилием 1500-1600 т. Только укрупнение поездных формирований будет способствовать дальнейшей контейнеризации грузов.

Беседовала Татьяна Симонова
Если Вы заметили ошибку, выделите, пожалуйста, необходимый текст и нажмите Ctrl+Enter, чтобы сообщить об этом редактору.


Чтобы оставить свой отзыв, Вам необходимо авторизоваться


ГОРЯЧИЕ ТЕМЫ



Читайте также

  1. На российском транспортном рынке активно продвигается китайская продукция. Являются ли поставки из КНР вариантом для снижения дефицита контейнеров и запчастей к вагонам?

Выставка Конгресс Конференция Круглый стол Премия Саммит Семинар Форум Дискуссионный клуб
Индекс цитирования Рейтинг@Mail.ru

Copyright © 2002-2024 Учредитель ООО «Редакция журнала «РЖД-Партнер»

Информационное агентство «РЖД-Партнер.РУ»

Главный редактор Ретюнин А.С.

адрес электронной почты rzdp@rzd-partner.ru  телефон редакции +7 (812) 418-34-92; +7 (812) 418-34-90

Политика конфиденциальности

При цитировании информации гиперссылка на ИА РЖД-Партнер.ру обязательна.

Использование материалов ИА РЖД-Партнер.ру в коммерческих целях без письменного разрешения агентства не допускается.

Свидетельство о регистрации СМИ ИА № ФС77-22819 от 11 января 2006 г., выдано Федеральной службой по надзору за соблюдением законодательства в сфере массовых коммуникаций и охране культурного наследия.

Любое использование материалов допускается только при наличии гиперссылки на ИА РЖД-Партнер.ру

Разработка сайта - iMedia Solutions