+7 (812) 418-34-95 Санкт-Петербург       +7 (495) 984-54-41 Москва
29.01.2018 17:19:00
Логистика / Интервью
РЖД-Партнер

Импортозамещение оборудования для добывающих отраслей попало в логистическую ловушку

Реализуемые сегодня в России проекты по созданию необходимой производственной базы и началу выпуска отечественного оборудования для добывающих компаний пока не обеспечивают необходимого объема продукции. Причин такого положения дел множество, и одна из них – логистическая, считает генеральный директор логистической компании «Глогос проект» Константин Гриневич.
Импортозамещение оборудования для добывающих отраслей попало в логистическую ловушку
– Константин Владимирович, отечественные производители оборудования для нефтегазовой отрасли к началу этого года достигли достаточно впечатляющих результатов: практически с нуля они нарастили свою долю на российском рынке до 46%. А до конца следующего года российские предприятия планируют освоить в производстве уже более 1 тыс. номенклатурных позиций на самом современном технологическом уровне. Достаточными ли темпами происходит логистическое сопровождение проектов импортозамещения оборудования для добывающих отраслей?

– Российские компании регулярно анонсируют свои планы по развитию и в, частности, по началу разведки или освоения новых месторождений, а также по увеличению объема добычи на уже эксплуатирующихся. Например, в конце ноября 2017 года «Роснефть» сообщила о начале второго этапа развития месторождения Одопту-море, на днях «Росгеология» объявила о готовности к разведке Курейской синеклизы, а компания «Нефтиса» в ходе геологоразведочных работ в прошлом году открыла две новые перспективные залежи нефти. Однако импортозамещение высокотехнологичного нефтегазового оборудования идет не так быстро, как хотелось бы. По данным отраслевого портала RuNedra, сейчас российские добывающие компании используют около 1,8 тыс. различных буровых установок, при этом до 40% из них требуют либо ремонта, либо полной замены. Освоение и промышленная эксплуатация новых месторождений и залежей углеводородов – во многом новая для отечественных компаний история, требующая прежде всего соответствующего оборудования. И если в каких-то отраслях и проектах, например, при создании или модернизации портовой инфраструктуры, можно перебазировать сложное высокотехнологичное оборудование (краны, тралы, такелаж) с места на место, то в нефтегазодобывающей отрасли использование мобильных логистических решений невозможно. Добыча с глубины 1 км совсем не то, что с 2 км, а для работ на шельфе используется совсем другое оборудование, чем на земле.

– То есть проблема заключается в недостаточном количестве специализированного высокотехнологичного оборудования?

– Запасов такого оборудования в России нет, поэтому приходится восполнять недостающее на ходу. До введения санкций вопрос решался при помощи импортных поставок. Например, согласно данным Союза производителей нефтегазового оборудования, на долю импорта в досанкционное время приходилось до 80% всего технологического парка. Импортерам не мешали даже введенные в 2012 году ввозные таможенные пошлины на буровые установки с глубиной бурения более 200 м в размере 10% от их стоимости. До этого ввозимое уникальное оборудование вообще не облагалось пошлинами и налогами.

– Насколько остро введение санкций сказалось на возможности ввозить оборудование для нефтедобычи из-за рубежа?

– С введением в 2014 году санкций в отношении российской нефтегазовой отрасли ситуация резко осложнилась: буровые комплексы купить на международных рынках стало сложно. Вся надежда на программы импортозамещения, но их реализация может быть затруднена опять же из-за логистики. Выпускаемые на территории России буровые установки пока в значительной степени состоят из импортных комплектующих. Так, знаменитая платформа «Приразломная», по данным того же Союза производителей нефтегазового оборудования, на 90% собрана из импортных деталей. Между тем ввозные таможенные пошлины на комплектующие огромны: например, чтобы ввезти электрическую начинку для одного бурового комплекса, нужно заплатить до 20% ее стоимости. Электрика – самое дорогое, что есть в буровой, и при самых грубых подсчетах получается, что себестоимость производства отечественной установки уже сразу на 20% выше. Это невыгодно ни производителю, ни покупателю.

– Какие меры Вы считаете наиболее целесообразными для того, чтобы изменить сложившуюся ситуацию?

– Для того чтобы не дать импортозамещению застрять в этой логистической ловушке, необходимо прежде всего менять таможенное законодательство. В частности, обнулить таможенные пошлины и ввозной НДС с комплектующих для оборудования, которое производится на территории России в рамках программ импортозамещения.

Беседовала Оксана Перепелица
Если Вы заметили ошибку, выделите, пожалуйста, необходимый текст и нажмите Ctrl+Enter, чтобы сообщить об этом редактору.


Чтобы оставить свой отзыв, Вам необходимо авторизоваться


ГОРЯЧИЕ ТЕМЫ



Читайте также

  1. На российском транспортном рынке активно продвигается китайская продукция. Являются ли поставки из КНР вариантом для снижения дефицита контейнеров и запчастей к вагонам?

Выставка Конгресс Конференция Круглый стол Премия Саммит Семинар Форум Дискуссионный клуб
Индекс цитирования Рейтинг@Mail.ru

Copyright © 2002-2024 Учредитель ООО «Редакция журнала «РЖД-Партнер»

Информационное агентство «РЖД-Партнер.РУ»

Главный редактор Ретюнин А.С.

адрес электронной почты rzdp@rzd-partner.ru  телефон редакции +7 (812) 418-34-92; +7 (812) 418-34-90

Политика конфиденциальности

При цитировании информации гиперссылка на ИА РЖД-Партнер.ру обязательна.

Использование материалов ИА РЖД-Партнер.ру в коммерческих целях без письменного разрешения агентства не допускается.

Свидетельство о регистрации СМИ ИА № ФС77-22819 от 11 января 2006 г., выдано Федеральной службой по надзору за соблюдением законодательства в сфере массовых коммуникаций и охране культурного наследия.

Любое использование материалов допускается только при наличии гиперссылки на ИА РЖД-Партнер.ру

Разработка сайта - iMedia Solutions