+7 (812) 418-34-95 Санкт-Петербург       +7 (495) 984-54-41 Москва
05.02.2018 14:40:00
Логистика / Интервью
РЖД-Партнер

Дерегулирование транспортировки нефтепродуктов по трубопроводу окажет влияние на стоимостную политику железнодорожного транспорта

В результате дерегулирования транспортировки нефтепродуктов по трубопроводу конкурентоспособность железнодорожного транспорта существенно повысится, а значит, определенная часть грузовой базы может и не перейти на трубопроводный транспорт, считает генеральный директор АО "Русская Контейнерная Компания" Иван Гришагин.
Дерегулирование транспортировки нефтепродуктов по трубопроводу окажет влияние на стоимостную политику железнодорожного транспорта
– Иван Александрович, сегодня сложилась достаточно острая конкурентная среда между трубопроводным и железнодорожным транспортом. Насколько критично вопросы подобной конкуренции складываются для железнодорожного транспорта?

– Пока рано говорить, что труба придёт на смену цистернам. Ни для кого не секрет, что экспорт нефти и нефтепродуктов – основная статья товарных поставок из России на международные рынки. На протяжении всей современной истории наша страна выступает крупным экспортером, контролируя около 20% мирового нефтяного рынка. При этом мы видим, что в транспортировке нефтепродуктов на внешние рынки между трубопроводным и железнодорожным транспортом действительно наблюдается активная конкуренция. Так, доля АО "Транснефтепродукт" составляет 45%, а доля железнодорожного транспорта – 47%. В то же время на внутреннем рынке железная дорога на данный момент занимает значительную часть: 72% против 12% у АО "Транснефтепродукт". За период с 2010 по 2017 год доля внутренних перевозок на железнодорожном транспорте увеличилась, сократилась доля в перевозках на экспорт, но при этом выросла средняя дальность перевозки. Так, анализ дальности перевозок вагонными отправками показывает, что в основном нефтепродукты перевозятся на расстояния 2–3 тыс. км, а на расстояниях меньше 2 тыс. км железная дорога начинает проигрывать в конкурентной борьбе автомобильному транспорту.

– И насколько серьезным конкурентом является последний?

– Что касается конкуренции с автомобильным транспортом, то перевозку нефтепродуктов на автомашинах нельзя охарактеризовать как наиболее распространенный способ. По сравнению с прочими у него имеется ряд недостатков. Например, с использованием автомобилей нельзя перевезти большое количество продукции. Но автоцистерны все же используют, когда требуется перевезти груз на небольшое расстояние. В целом у железнодорожного транспорта углеводородов есть ряд неоспоримых преимуществ перед остальными видами. Одним из главных достоинств этого вида перевозок является то, что он подходит практически для любых видов нефти и нефтепродуктов. В целом доля железнодорожных перевозок в общем объеме транспортировок достигает около 35%.

–А как на сегодняшний день формируется география поставок нефти и нефтепродуктов по сети ОАО "РЖД"?

- В России на железной дороге основной поток нефти образуется в Западной Сибири и Поволжье. Из Западной Сибири нефть по железной дороге транспортируется на Дальний Восток, Южный Урал и страны центральной Азии. Из Урала нефть везут на Запад, Северный Кавказ и в Новороссийск. Кроме того, несмотря на непростое время в мировой экономике, объемы транспортировки нефти и газа на экспорт продолжают увеличиваться также через Южный регион, что обусловлено растущим спросом на данную продукцию в европейских странах. Железнодорожные перевозки нефти в направлении южных портов с 2000 года увеличились в 3 раза. При этом нефтегазовая южная трубопроводная система за тот же период увеличила объем транспортировки только вдвое. Кроме того, сейчас в южном регионе активно развиваются новые транспортные маршруты, в частности железнодорожные коридоры и паромные переправы в порты стран Черноморского бассейна.

– Возвращаясь к теме конкуренции трубопроводного и железнодорожного транспорта, хочется коснуться позиции ФАС России о том, что труба конкурирует с железной дорогой, в связи с чем целесообразно дерегулировать тарифы. Какой эффект можно ожидать от такого решения?

– На примере нового нефтепродуктопровода «Юг» мы оценили, какие возможности это может дать «Транснефти». По нашим оценкам, если тариф на перекачку нефтепродуктов по этому трубопроводу поднимется до уровня железнодорожного (+30%), то при сценарии переключения НПЗ с уже действующих трубопроводов проект окупится только на 12-й год после запуска. Без такого переключения проект окупится через 25 лет, то есть в обозримой перспективе он неокупаем. В то же время дерегулирование транспортировки нефтепродуктов по трубопроводу будет оказывать влияние на стоимостную политику железнодорожного транспорта в части ставок операторов грузовых вагонов, которые также не регулируются. Ведь в результате такого решения, во-первых, конкурентоспособность железнодорожного транспорта существенно повысится, а значит, определенная часть грузовой базы, предполагаемой при планировании проекта трубопровода, может и не перейти в трубу. Во-вторых, у операторов вагонов появляется возможность повысить маржинальность перевозок, в результате чего вырастут и транспортные издержки грузоотправителей. Исходя из всего вышесказанного, вполне оправданными выглядит прогноз на повышение погрузки нефте- и газопродуктов на сети железных дорог России в нынешнем году. Согласно мониторингу аналитического отдела компании, в 2018 году экспорт российской нефти может вырасти до 255 млн т.

Беседовала Екатерина Борисова
Если Вы заметили ошибку, выделите, пожалуйста, необходимый текст и нажмите Ctrl+Enter, чтобы сообщить об этом редактору.


Чтобы оставить свой отзыв, Вам необходимо авторизоваться


ГОРЯЧИЕ ТЕМЫ



Читайте также

  1. На российском транспортном рынке активно продвигается китайская продукция. Являются ли поставки из КНР вариантом для снижения дефицита контейнеров и запчастей к вагонам?

Выставка Конгресс Конференция Круглый стол Премия Саммит Семинар Форум Дискуссионный клуб
Индекс цитирования Рейтинг@Mail.ru

Copyright © 2002-2024 Учредитель ООО «Редакция журнала «РЖД-Партнер»

Информационное агентство «РЖД-Партнер.РУ»

Главный редактор Ретюнин А.С.

адрес электронной почты rzdp@rzd-partner.ru  телефон редакции +7 (812) 418-34-92; +7 (812) 418-34-90

Политика конфиденциальности

При цитировании информации гиперссылка на ИА РЖД-Партнер.ру обязательна.

Использование материалов ИА РЖД-Партнер.ру в коммерческих целях без письменного разрешения агентства не допускается.

Свидетельство о регистрации СМИ ИА № ФС77-22819 от 11 января 2006 г., выдано Федеральной службой по надзору за соблюдением законодательства в сфере массовых коммуникаций и охране культурного наследия.

Любое использование материалов допускается только при наличии гиперссылки на ИА РЖД-Партнер.ру

Разработка сайта - iMedia Solutions