+7 (812) 418-34-95 Санкт-Петербург       +7 (495) 984-54-41 Москва
15.02.2018 17:43:00
Логистика / Интервью
РЖД-Партнер

Барьеры на пути евразийской интеграции в Экономический пояс Шелкового пути

Соглашение о сопряжении Евразийского экономического союза (ЕАЭС) и экономического пояса Шелкового пути (ЭПШП) было подписано главами России и Китая еще в мае 2015 года. Однако до сих пор нет официально согласованной стратегии интеграции ЕАЭС с ЭПШП. О возможных перспективах и последствиях взаимодействия двух масштабных проектов рассуждает директор Центра интеграционных исследований Евразийского банка развития Евгений Винокуров.
Барьеры на пути евразийской интеграции в Экономический пояс Шелкового пути
– Евгений Юрьевич, в чем основные различия между проектами ЕАЭС и ЭПШП?

–Создание единого рынка товаров, услуг, капитала и труда является основным содержанием евразийского интеграционного процесса. Для реализации обозначенных задач, выстроена система институтов: Комиссия, Межправительственный совет, Высший совет и Суд ЕАЭС.

В отличие от ЕАЭС экономический пояс Шелкового пути не является интеграционным объединением. Концепция создания ЭПШП была предложена председателем КНР Си Цзиньпином осенью 2013 года в ходе визита в Казахстан и предусматривала глубокую интеграцию рынков, развитие региональной кооперации и транспортной инфраструктуры, свободное передвижение капитала и рабочей силы. По своей природе ЭПШП представляет комплексную инициативу (по сути долгосрочную стратегию) КНР по международному сотрудничеству и совместному экономическому развитию.

– Возможно ли взаимодействие ЕАЭС и ЭПШП?

– Лидеры стран – участниц ЕАЭС положительно восприняли идею развития ЭПШП на территории союза. В октябре 2015 года было принято распоряжение высшего Евразийского экономического совета № 3 «О взаимодействии государств – членов Евразийского экономического союза по вопросам сопряжения ЕАЭС и экономического пояса Шелкового пути». В соответствии с распоряжением в ЕАЭС занялись изучением возможностей и перспектив сопряжения процессов объединения с китайской инициативой. Евразийская экономическая комиссия (ЕЭК) совместно с заинтересованными министерствами стран – членов союза активно взаимодействует с китайскими коллегами по широкому перечню проектов. Реализация инициативы приведет к ряду положительных эффектов, главные из которых – использование транзитного потенциала стран ЕАЭС и усиление связанности внутриконтинентальных государств и регионов (Центральная Азия, Сибирь, Урал, страны Кавказа), а также возможность ускоренного развития инфраструктуры, и прежде всего транспортного потенциала. Основные бенефициары этого процесса – Казахстан, Россия и Беларусь, по территории которых проходят основные трансъевразийские транспортные коридоры.

– Какие стратегические цели преследует концепция ЭПШП? Можно ли утверждать, что проект станет модернизированной версией ШОС и в перспективе заменит ее, или же главной задачей ЭПШП является развитие транспортной инфраструктуры стран Центральной Азии?

– ЭПШП и ШОС имеют совершенно разное наполнение и текущую повестку. ШОС – региональная организация, имеющая широкий перечень целей. Главные задачи ШОС все-таки лежат в области безопасности. ЭПШП – сугубо экономическая инициатива, направленная на развитие совместных проектов в сфере производственных мощностей, трансграничной транспортной инфраструктуры, а также на развитие региональных взаимосвязей, трансграничной торговли и движения капитала.

Проект сопряжения ЕАЭС и ЭПШП носит многогранный характер. Ключом к раскрытию практического потенциала сотрудничества является активизация проектов трансграничной транспортно-логистической инфраструктуры. Географически это выходит далеко за пределы Центральной Азии и охватывает всю Евразию.

С точки зрения стратегических интересов у ЕАЭС есть две ключевые задачи в этой сфере. Первая – через развитие транспортно-логистической инфраструктуры стимулировать переключение части транзита с моря на сушу, чтобы товары из Китая в Европу (и в обратном направлении) шли через территорию ЕАЭС. Это хорошая бизнес-ниша для логистических компаний и железных дорог. Вторая (главная) – развить логистику и улучшить условия для экономик стран ЕАЭС и их регионов. Фокус должен быть на внутренних эффектах для экономик стран –членов ЕАЭС. Это особенно актуально для развития регионов, не имеющих прямого выхода к морям – для Казахстана и российских Урала и Сибири. Транспортные коридоры ЭПШП могут сшить наш регион воедино, обеспечив связь между ресурсами, производствами и рынками сбыта.

– Какова вероятность запуска ЭПШП, учитывая его масштабы? В какой стадии он находится сейчас? Сколько, по Вашему мнению, потребуется лет для реализации проекта?

– Инициатива ЭПШП уже заработала, и страны – члены ЕАЭС весьма заинтересованы в получении максимального экономического эффекта от ее реализации. Наибольшее развитие получают проекты транспортной и логистической инфраструктуры. Это способствует развитию трансконтинентального транзита по территории ЕАЭС. Динамика перевозок из Китая в Европу и обратно по железнодорожной сети России, Казахстана и Беларуси сильная. После роста контейнерооборота в 2015 году на 43% в сравнении с результатом 2014-го, в 2016-м зафиксировано его удвоение – до 148 тыс. 20-футовых контейнеров. Согласно предварительным данным, в 2017 году данный показатель практически достиг 200 тыс. контейнеров.
Согласно оценкам Центра интеграционных исследований ЕАБР, в условиях применяемого в настоящее время тарифа за провоз контейнера (с учетом китайских субсидий), есть потенциал дальнейшего роста контейнеропотока в трансъевразийском транзите через ЕАЭС (Китай – ЕС – Китай) до 500 тыс. 20-футовых контейнеров в 2020 году. Уровень контейнерооборота возрастет более чем в 2 раза за 2–2,5 года.

Кроме того, в практической плоскости работа по сопряжению союза и ЭПШП включает в себя заключение соглашения о торгово-экономическом сотрудничестве между ЕАЭС и КНР. По своей сути соглашение будет непреференциальным, с элементами регуляторики, в сферах транспорта, промышленной кооперации и инвестиций. В целом соглашение о торгово-экономическом сотрудничестве ЕАЭС – КНР будет в первую очередь направлено на формирование инфраструктуры и регулирование торговли между ЕАЭС и Китаем, а также на устранение барьеров, с которыми сталкивается бизнес при выходе на рынок КНР. Подписание итогового документа находится в высокой степени готовности.

– Каковы прогнозы относительно развития сотрудничества между ЕАЭС и ЭПШП в среднесрочной перспективе?

– Участие ЕАЭС в китайской инициативе сулит значимые перспективы, особенно в сфере транспорта и логистики. Однако есть ряд проблем, как внешнего, так и внутреннего характера: во-первых, центральные провинции Китая субсидируют грузы, идущие на экспорт по железной дороге. Размер субсидии, по нашим оценкам, составляет в среднем $2,5 тыс. на 40-футовый контейнер. Отмена или сокращение субсидирования в среднесрочной перспективе может привести к снижению железнодорожного транзита по территории ЕАЭС и, соответственно, потере интереса к развитию ЭПШП. Вторая – малая пропускная способность польских железных дорог. Уже сейчас на погранпереходе Брест –Малашевиче возникают заторы. Вину за них несет польская сторона. Необходимо искать новые точки входа на ЕС – через Калининград или Санкт-Петербург.

Внутри ЕАЭС актуальна тема финансирования инфраструктурных проектов, а также координация транспортных политик и соответствующих инвестиционных решений. Кем и за чей счет будет создаваться либо модернизироваться транспортная инфраструктура? Рассчитывать на бурный поток китайских прямых инвестиций в транспортную инфраструктуру пока нет оснований. С 2015 по 2017 год прямых китайских инвестиций в соответствующие проекты стран ЕАЭС зафиксировано не было.

Можно возразить, что Китай работает не через прямые инвестиции, а через портфельные инвестиции и кредиты. Действительно, в общей сложности Китай предоставил государствам Центральной Азии кредитов на сумму около $30 млрд. Основной поток кредитов идет в добычу и транспортировку нефти и газа, создание энергетических мощностей и горнодобывающую промышленность. Значит, нужно искать внутренние источники финансирования. В условиях ограниченности бюджетных ресурсов, реализация инфраструктурных проектов ЭПШП может приводить к значительным задержкам. Необходимо привлекать частный бизнес, использовать механизмы ГЧП, более активно подключать институты развития (МФО).
Начатая Евразийской экономической комиссией при участии ЕАБР работа по согласованию перечня проектов в рамках сопряжения ЕАЭС и ЭПШП в сфере транспорта и инфраструктуры требует дальнейшей слаженной работы с участием всех заинтересованных сторон. Наднациональные финансовые институты, такие как ЕАБР, внесут свою лепту в эффективную реализацию приоритетных проектов.

Беседовал Шант Даниелян
Если Вы заметили ошибку, выделите, пожалуйста, необходимый текст и нажмите Ctrl+Enter, чтобы сообщить об этом редактору.


Чтобы оставить свой отзыв, Вам необходимо авторизоваться


ГОРЯЧИЕ ТЕМЫ



Читайте также

  1. На российском транспортном рынке активно продвигается китайская продукция. Являются ли поставки из КНР вариантом для снижения дефицита контейнеров и запчастей к вагонам?

Выставка Конгресс Конференция Круглый стол Премия Саммит Семинар Форум Дискуссионный клуб
Индекс цитирования Рейтинг@Mail.ru

Copyright © 2002-2024 Учредитель ООО «Редакция журнала «РЖД-Партнер»

Информационное агентство «РЖД-Партнер.РУ»

Главный редактор Ретюнин А.С.

адрес электронной почты rzdp@rzd-partner.ru  телефон редакции +7 (812) 418-34-92; +7 (812) 418-34-90

Политика конфиденциальности

При цитировании информации гиперссылка на ИА РЖД-Партнер.ру обязательна.

Использование материалов ИА РЖД-Партнер.ру в коммерческих целях без письменного разрешения агентства не допускается.

Свидетельство о регистрации СМИ ИА № ФС77-22819 от 11 января 2006 г., выдано Федеральной службой по надзору за соблюдением законодательства в сфере массовых коммуникаций и охране культурного наследия.

Любое использование материалов допускается только при наличии гиперссылки на ИА РЖД-Партнер.ру

Разработка сайта - iMedia Solutions