+7 (812) 418-34-95 Санкт-Петербург       +7 (495) 984-54-41 Москва
23.03.2018 10:45:30
Логистика / Комментарии
РЖД-Партнер

Трудности на пути интеграции ЕАЭС с ЭПШП

В мае 2015 года президент РФ Владимир Путин и председатель КНР Си Цзиньпин подписали соглашение о сопряжении экономического пояса Шелкового пути (ЭПШП) и Евразийского экономического союза (ЕАЭС). По результатам переговоров двух сторон Шанхайская организация сотрудничества (ШОС) стала основной площадкой, на которой будут обсуждаться вопросы сотрудничества двух торгово-экономических проектов. Договор между РФ, в качестве представителя ЕАЭС, и КНР был подписан без участия делегаций остальных стран – участниц Евразийского союза.
Взаимодействие ЕАЭС и ЭПШП: чего добились стороны?

В октябре 2016 года главы пяти стран ЕАЭС на заседании Евразийского межправительственного совета утвердили план по проведению согласованной транспортной политики на 2018‒2020 гг. В рамках Евразийской экономической комиссии (ЕЭК) создана рабочая группа, в которую вошли представители транспортных ведомств стран союза и эксперты Евразийского банка развития. В задачи группы входит разработка новых инфраструктурных проектов для включения их в план транспортной политики объединения, а также формирование их экономического обоснования. До конца текущего года Коллегия ЕЭК подготовит итоговые рекомендации к сформированному списку актуальных транспортных проектов.

«Создание перечня евразийских транспортных коридоров позволит обеспечить их приоритетное развитие, что особенно актуально в свете прогнозов об увеличении объема контейнерных перевозок», – поясняет директор Департамента транспорта и инфраструктуры ЕЭК Ержан Нурахметов.
В ближайшей перспективе возникнут сложности с пропускной способностью инфраструктуры, если не будут приняты меры по ее развитию. Это потребует решения вопросов по устранению узких мест, вызывающих простои при транспортировке грузов, расшивке лимитирующих участков. Такая работа предусмотрена в плане на 2018‒2020 гг.

Для предотвращения негативного сценария профильная группа работает над решением задачи совместного развития стыковых пунктов и пунктов пропуска и расширения евразийских транспортных коридоров.
Статистика демонстрирует большую перспективу роста контейнерных перевозок. По данным АО «НК «КТЖ», в 2017 году уровень транзитных контейнерных перевозок вырос до 200 тыс. TEU. С начала текущего года по территории Казахстана проследовал 361 транзитный контейнерный поезд по маршруту Китай – Европа – Китай.

К 2018 году АО «НК «КТЖ» прогнозирует увеличения объема транзитного сообщения данного типа до 340 тыс. TEU. К 2020-му – не менее 800 тыс. TEU. В 2040 году эксперты Центра интеграционных исследований ЕАБР оценивают рост контейнерооборота до 3 млн TEU.

Как отмечает вице-президент по развитию АО «НК «КТЖ» Максат Кабашев, для дальнейшего наращивания транзитных контейнерных перевозок по маршруту Азия – Европа всем сторонам перевозочного процесса необходимо увеличить интенсивность прохождения поездов минимум до 1,2 тыс. км в сутки. Сейчас время следования подвижного состава, груженого контейнерами, по маршруту ЕС – КНР, составляет 14 суток.

Портфель проектов профильной рабочей группы ЕАЭС включает более 30 инфраструктурных проектов, которые направлены на строительство новой и модернизацию действующей инфраструктуры, возведение логистических центров, развитие ключевых транспортных узлов.
В числе наиболее крупных и обсуждаемых разработок ЕАЭС – строительство участков высокоскоростной магистрали «Евразия»; железная дорога Китай – Кыргызстан – Узбекистан; Южная железная дорога Армения – Иран.

В частности, Республика Казахстан завершила реконструкцию международной автодороги Западная Европа – Западный Китай протяженностью 8,4 тыс. км.
В завершающей стадии находится соглашение ЕАЭС и КНР по организации торгово-экономического сотрудничества.
«Торгово-экономическое соглашение будет непреференциальным, с элементами регуляторики в сферах транспорта, промышленной кооперации и инвестиций», – отмечает директор Центра интеграционных исследований Евразийского банка развития Евгений Винокуров.

Договор в первую очередь направлен на формирование инфраструктуры и регулирование торговли между ЕАЭС и Китаем, а также на устранение барьеров, с которыми сталкивается бизнес при выходе на рынок КНР.

Есть ли будущее у ЭПШП?

Безусловно, интеграционный проект экономического пояса Шелкового пути несет в себе большие перспективы для всех вовлеченных сторон. Однако аналитики отмечают ряд возможных барьеров на пути его реализации: экспорт грузов из КНР по железной дороге осуществляется за счет субсидий, выделяемых из центральных провинций. По оценкам Центра интеграционных исследований ЕАБР, размер субсидии на отправку одного FEU составляет $2,5 тыс. Отмена или сокращение финансового стимулирования в среднесрочной перспективе может привести к снижению железнодорожного транзита по территории ЕАЭС и, соответственно, потере интереса к развитию ЭПШП.
Другим сдерживающим фактором выступает малая пропускная способность польских железных дорог. Так, на белорусско-польской границе (Брест – Малашевиче) уже возникают заторы из контейнерных поездов. По мнению Е. Винокурова, необходимо искать новые точки выхода на железнодорожную сеть ЕС через Калининград или Санкт-Петербург.
Некоторые специалисты также опасаются значительного снижения конкурентоспособности местных производств стран союза после интеграции двух проектов. Этот вопрос пока остается открытым и должен стать приоритетным в обсуждении развития торгово-экономических отношений между РФ и КНР.

Роль и перспективы ЕАЭС в пространстве ЭПШП

Сопряжение с ЭПШП решает две ключевые стратегические задачи ЕАЭС: во-первых, развитие транспортно-логистической инфраструктуры и, соответственно, стимулирование экономики стран союза и их регионов. Во вторых, переключение части транзита по направлению КНР – ЕС – КНР с моря на сухопутный железнодорожный маршрут, пролегающий через территорию ЕАЭС. Таким образом, союзным странам удастся создать привлекательную бизнес-нишу для логистических компаний и железных дорог.

Сотрудничество двух проектов особенно актуально для развития регионов, не имеющих прямого выхода к морям: Казахстана и российских Урала и Сибири. Транспортные коридоры ЭПШП могут объединить евразийский регион воедино, обеспечив связь между ресурсами, производствами и рынками сбыта.
Впрочем, пока нет ясности в том, кто и за чей счет возьмется за строительство и модернизацию транспортной инфраструктуры стран содружества. Поиск ответа на данный вопрос является первостепенной задачей для союза.

Рассчитывать на бурный поток китайских прямых инвестиций в транспортную инфраструктуру пока нет оснований. С 2015 по 2017 год Китай не вкладывал средства в реализацию проектов стран ЕАЭС. Участникам ЕАЭС необходимо искать внутренние источники финансирования. В условиях ограниченности бюджетных ресурсов реализация инфраструктурных проектов ЭПШП может приводить к значительным задержкам.
Если Вы заметили ошибку, выделите, пожалуйста, необходимый текст и нажмите Ctrl+Enter, чтобы сообщить об этом редактору.


Чтобы оставить свой отзыв, Вам необходимо авторизоваться


ГОРЯЧИЕ ТЕМЫ



Читайте также

  1. На российском транспортном рынке активно продвигается китайская продукция. Являются ли поставки из КНР вариантом для снижения дефицита контейнеров и запчастей к вагонам?

Выставка Конгресс Конференция Круглый стол Премия Саммит Семинар Форум Дискуссионный клуб
Индекс цитирования Рейтинг@Mail.ru

Copyright © 2002-2024 Учредитель ООО «Редакция журнала «РЖД-Партнер»

Информационное агентство «РЖД-Партнер.РУ»

Главный редактор Ретюнин А.С.

адрес электронной почты rzdp@rzd-partner.ru  телефон редакции +7 (812) 418-34-92; +7 (812) 418-34-90

Политика конфиденциальности

При цитировании информации гиперссылка на ИА РЖД-Партнер.ру обязательна.

Использование материалов ИА РЖД-Партнер.ру в коммерческих целях без письменного разрешения агентства не допускается.

Свидетельство о регистрации СМИ ИА № ФС77-22819 от 11 января 2006 г., выдано Федеральной службой по надзору за соблюдением законодательства в сфере массовых коммуникаций и охране культурного наследия.

Любое использование материалов допускается только при наличии гиперссылки на ИА РЖД-Партнер.ру

Разработка сайта - iMedia Solutions