+7 (812) 418-34-95 Санкт-Петербург       +7 (495) 984-54-41 Москва
23.03.2018 13:47:45
Логистика / Комментарии
РЖД-Партнер

Российская логистика осваивает систему блокчейн

Освоение цепочки информационных блоков (блокчейн) является устойчивым глобальным трендом. Интересом к технологии охвачено большинство представителей делового сообщества по всему миру. Каждый день от государственных и частных корпораций до участников малого бизнеса звучат новые заявления о намерении внедрить систему распределенного реестра в свои бизнес-процессы. Идея об ускорении совместной работы в b2b, b2с, b2g (взаимодействие бизнеса и государства) и g2g (межведомственное взаимодействие) процессах захватила умы многих управленцев в предпринимательских и правительственных кругах.
Чем бизнесу полезна технология распределенного реестра?

Технология блокчейн позволяет повысить надежность соглашения и ускорить процесс его выполнения посредством сокращения количества посредников между контрагентами. Наиболее распространенной платформой для создания децентрализованных онлайн-сервисов является Ethereum.

Система распределенного реестра позволяет отследить всю цепочку поставки груза. Каждой сделке или финансовой транзакции вручную присваивается уникальный шифр, содержащий данные о времени, дате, участниках, стоимости сделки. Каждый информационный блок включает в себя сведения о всей сети.

В результате участники сделки получают более достоверные и актуальные данные и сниженные коррупционные риски. Благодаря моментальному обновлению информации у всех участников рабочего процесса такое технологическое решение поможет в борьбе с мошенничеством и неточностями в доставке.

Цепочки информационных блоков могут также применяться для создания умных транспортных контейнеров, которые сами определяют путь следования от отправителя к получателю.

Блокчейн в российской логистике

Технология распределенного реестра в железнодорожных перевозках избавит участников перевозочного процесса от оформления товаросопроводительных документов во всей цепи поставок путем внесения необходимых записей с электронного носителя.

В ОАО “РЖД” отметили, что холдинг пока занимается оценкой предстоящего внедрения технологии распределенного реестра в соответствии с комплексным научно-техническим проектом “Цифровая железная дорога”. Концепция была одобрена профильным советом компании в конце ноября 2017 года и предусматривает создание информационной системы, благодаря которой клиент сможет узнать о текущем местоположении и состоянии груза, а также сформировать первичные документы в процессе перевозки.

По словам представителя ОАО “РЖД”, холдинг уже применяет блокчейн в регистрировании индекса востребованности вагонов электронной торговой площадки "Грузовые перевозки". Данные публикуются ежедневно на сайте ресурса в разделе “Новости”. Историю индекса изменить невозможно.

В транспортно-логистической компании “РЖД Логистика” рассчитывают внедрить технологию распределенного реестра в сфере внешнего и внутреннего документооборота, а также в управлении тяговым и подвижным составом на путях необщего пользования.

Транспортная компания Traft уже убедилась в эффективности системы распределенного реестра. Год назад предприятие запустило пилотный проект по применению технологии блокчейн в сверке транспортных документов.

В результате эксперимента Traft удалось ускорить процесс документооборота и, соответственно, повысить оборачиваемость водителей в рейсах. Сократилось время, затрачиваемое на заполнение и сверку документов по итогам рейсов. По словам представителей компании, время выполнения заказа снизилось в среднем на 40 мин., что соответствует двум дополнительным сменам в месяц.

В ноябре минувшего года гендиректор “Почты России” Николай Подгузов заявил о том, что почтовый оператор работает над освоением технологии блокчейн в операциях, связанных с проведением денежных транзакций. В компании отметили, что возможности системы до сих пор оцениваются: “Безусловно, мы видим, где эту технологию можно эффективно применить, но готовы будем об этом говорить уже на следующих этапах разработки проекта”, – сообщает пресс-служба госкомпании.

В АО "НК "Казакстан темір жолы" (АО "НК "КТЖ") также заняты поиском направлений для интеграции блокчейн-решений.

В задачи компании входит организация публичной базы данных парка подвижного состава и создание условий для взаимодействия субъектов логистического кластера с помощью смарт-контрактов при осуществлении мультимодальных перевозок. До конца I полугодия текущего года холдинг закончит тестовые работы по применению технологии блокчейн в системе транспортной логистики и предоставит практические предложения по направлениям реализации технологии.

Есть над чем работать

Несмотря на бесспорный список преимуществ для пользователей блокчейн, пока на законодательном уровне нет единых требований к участникам сети, не определена ответственность за загрузку ложных данных. Также в российской судебной практике до сих пор не было зарегистрировано исков по сделкам на основе блокчейна.

“Существует разрыв между признанием целесообразности использования технологии блокчейн и практическим внедрением решений, дающих существенный экономический эффект. Над преодолением этого разрыва нам предстоит работать в ближайшие годы”, – комментирует директор Центра технологических информационных систем Всероссийского научно-исследовательского института железнодорожного транспорта (АО "ВНИИЖТ") Олег Харин. На текущем этапе препятствиями для успешного освоения технологии распределенного реестра для транспортных компаний могут послужить несколько факторов:


• Отсутствие нормативной базы, регламентирующей деятельность участников рынка в новых условиях;


• Необходимость объединения усилий участников рынка;


• Недостаточное понимание отраслью ценности технологии и низкая технологическая готовность;


• Недостаточное понимание экономического эффекта для существующих бизнес-процессов от внедрения новой технологии;


• Безопасность и конфиденциальность данных при использовании публичных сетей блокчейна;


• Зависимость от оператора сети блокчейна в случае с частной сетью блокчейна.


По мнению О. Харина, сценарий эффективного применения блокчейна основывается на взаимодействии всех участников рынка железнодорожных перевозок. Сеть распределенного реестра должна охватывать ОАО “РЖД”, производителей железнодорожной продукции, владельцев подвижного состава, сервисные и ремонтные компании, грузоотправителей и, в перспективе, пассажиров.

Блокчейн может применяться в том числе в организации распределенного реестра цифровых паспортов железнодорожной продукции и в системе управления эксплуатацией и обслуживанием подвижного состава.
Если Вы заметили ошибку, выделите, пожалуйста, необходимый текст и нажмите Ctrl+Enter, чтобы сообщить об этом редактору.




Читайте также

  • Перевозки скоропортящихся грузов: проблемы есть. Есть ли решения?
    Как сегодня гарантировать безопасность перевозки скоропорта, обсуждали отраслевые эксперты и непосредственные участники перевозочного процесса в рамках делового семинара «Грузовая панорама. Перевозки скоропортящихся грузов в новых условиях», организованного журналом «РЖД-Партнер». Подробнее - в нашем специальном проекте.
  • Сибирь на передовой трансформации логистики
    Санкции развернули товарооборот на восток. Одним из крупнейших хабов, через который грузы распределяются в различных направлениях различными видами перевозок, стала Сибирь. О проблемах, вызовах, победах и планах в области транспорта, логистики и инфраструктуры – в нашем специальном проекте.
  • Нефтяной разворот
    Санкции изменили структуру перевозок нефтепродуктов. Российская логистика развернулась из Европы в Азию, на Ближний Восток и в Африку. Как это отразилось на экспорте нефтеналивных грузов и чего ждать дальше? Все не так просто, как может показаться на первый взгляд. Своими мнениями в рамках делового семинара «Грузовая панорама. Перевозки нефтепродуктов в условиях санкций» с нами поделились отраслевые эксперты и непосредственные участники процесса перевозок. Подробности - в нашем специальном проекте по ссылке.
Выставка Конгресс Конференция Круглый стол Премия Саммит Семинар Форум Дискуссионный клуб
Индекс цитирования Рейтинг@Mail.ru

Copyright © 2002-2024 Учредитель ООО «Редакция журнала «РЖД-Партнер»

Информационное агентство «РЖД-Партнер.РУ»

Главный редактор Ретюнин А.С.

адрес электронной почты rzdp@rzd-partner.ru  телефон редакции +7 (812) 418-34-92; +7 (812) 418-34-90

Политика конфиденциальности

При цитировании информации гиперссылка на ИА РЖД-Партнер.ру обязательна.

Использование материалов ИА РЖД-Партнер.ру в коммерческих целях без письменного разрешения агентства не допускается.

Свидетельство о регистрации СМИ ИА № ФС77-22819 от 11 января 2006 г., выдано Федеральной службой по надзору за соблюдением законодательства в сфере массовых коммуникаций и охране культурного наследия.

Любое использование материалов допускается только при наличии гиперссылки на ИА РЖД-Партнер.ру

Разработка сайта - iMedia Solutions