+7 (812) 418-34-95 Санкт-Петербург       +7 (495) 984-54-41 Москва
08.06.2018 12:45:00
Логистика / Комментарии
РЖД-Партнер

Отправить груз в контейнере поможет логистика

Как привлечь на сеть РЖД дополнительные объемы контейнеров? Вопрос – непростой, потому что часть контейнерных грузопотоков тяготеют к другим видам транспорта
Ставка на импорт и транзит

По сети РЖД в 2017 году было перевезено 3,9 млн TEU, что на 18,9% больше, чем в 2016-м. В январе – апреле 2018-го динамика объема перевозок составила +12,5% к аналогичного периоду прошлого года. По традиции основную прибавку составили импорт и транзит.

Как следует из статистики, в контейнерах по железным дорогам перевозят прежде всего химикаты и соду, бумагу, лесопродукцию, промтовары, метизы, автокомпоненты, машины, станки, двигатели. Практически по всем номенклатурам достигнут плюс, за исключением минеральных удобрений: их предпочитают перевозить не в контейнерах, а в биг-бегах.

В целом статистика благоприятная – кроме одного обстоятельства: по-прежнему значительная часть контейнерооборота приходится на автотранспорт, доля контейнерных потоков на сети РЖД остается весьма скромной и при существующих тенденциях ситуация не изменится.

Рыба уплывает с сети

Нельзя сказать, что в ОАО «РЖД» не обеспокоены данным обстоятельством. По данным начальника службы развития терминально-складской деятельности Центральной дирекции по управлению терминально-складским комплексом ОАО «РЖД» Петра Айрапетова, в холдинге ищут возможности для привлечения на сеть новых видов грузов, которые могут быть контейнеризированы. В частности, значительные резервы имеются для развития перевозок скоропорта.

Положение дел на сети в этом плане усугубляется тем, что в 2020 году в России практически не останется старого рефрижераторного подвижного состава.

Кроме того, в России отсутствуют пункты сертификации и проверки теплотехнических свойств вагонов. Фактически ни один вагон не проверялся на соответствие теплотехническим свойствам, считает Д. Ушаков.

Условия перевозок данной номенклатуры приводят к тому, что ее вывоз с Дальнего Востока в Сибирь и центр России переключается на автотранспорт. Отправка тихоокеанской рыбы и море­продукции со станций ДВЖД в минувшем году сократилась до 597,4 тыс. т (-10,9% к предыдущему году).

Конкурентом ОАО «РЖД» стал не только автотранспорт, но и морской флот. Пробная отправка рыбопродукции по Севморпути показала эффективность такой логистической цепочки: она не только сокращает расходы грузоотправителей, но и позволяет частично компенсировать нехватку холодильных мощностей на Дальнем Востоке, так как рыба хранится, по сути, в пути.

Впрочем, не только рыба, но и другие товары в контейнерах начинают тяготеть к Севморпути.

Площадки и розетки

Чем может ответить на этот вызов ОАО «РЖД»? В компании полагают, что преимуществом может стать развитие логистических терминалов на грузовых станциях. При их развитии важно обеспечить площадки для промежуточного хранения товарных партий. В том числе хранения рефконтейнеров с подключением к розеткам централизованного электропитания.

Это обеспечено на некоторых крупных станциях – например Кунцево-2, где действует кросс-докинговый терминал для перевалки и хранения скоропортящихся грузов. Сюда завозят рефрижераторные контейнеры (железнодорожным и авто­мобильным транспортом). Их можно складировать, а можно – растаривать и развозить небольшими партиями.

За счет сокращения промежуточных операций доставка до двери клиента ускоряется. Скажем, довозка в Сибирь займет 7–8 суток, а на Урал – 4–5. Оптимизируются и затраты на логистику.

Предприняты и другие меры. В частности, в ОАО «РЖД оснащение грузовых дворов намечено усилить подъемно-транспортным оборудованием, есть планы по развитию электронного документооборота. Свои решения для привлечения контейнеропотоков разрабатывают и железнодорожные операторы.

В бочке меда есть ложка дегтя

Правда, участники рынка полагают, что принимаемых мер недостаточно. Ведь в целом на сети РЖД модель перевозок выстроена так, что основное внимание уделено обеспечению перевозок массовых грузов.

Их доставка, разумеется, важна. Но при этом должны быть определены ниши и для привлечения высокодоходного сегмента. В том числе контейнеров. Однако сейчас для развития контейнеризации у грузоотправителей слабые стимулы. Необходимо внедрять современные технологии – тогда самые разные грузопотоки легче поддаются контейнеризации.

Однако не все новшества, которые довольно широко применяются на других видах транспорта и способствуют контейнеризации грузопотоков, приживаются на сети РЖД.

Полный текст статьи см. в №10, июнь, журнала «РЖД-Партнер»
Если Вы заметили ошибку, выделите, пожалуйста, необходимый текст и нажмите Ctrl+Enter, чтобы сообщить об этом редактору.


Чтобы оставить свой отзыв, Вам необходимо авторизоваться


ГОРЯЧИЕ ТЕМЫ



Читайте также

  1. На российском транспортном рынке активно продвигается китайская продукция. Являются ли поставки из КНР вариантом для снижения дефицита контейнеров и запчастей к вагонам?

Выставка Конгресс Конференция Круглый стол Премия Саммит Семинар Форум Дискуссионный клуб
Индекс цитирования Рейтинг@Mail.ru

Copyright © 2002-2024 Учредитель ООО «Редакция журнала «РЖД-Партнер»

Информационное агентство «РЖД-Партнер.РУ»

Главный редактор Ретюнин А.С.

адрес электронной почты rzdp@rzd-partner.ru  телефон редакции +7 (812) 418-34-92; +7 (812) 418-34-90

Политика конфиденциальности

При цитировании информации гиперссылка на ИА РЖД-Партнер.ру обязательна.

Использование материалов ИА РЖД-Партнер.ру в коммерческих целях без письменного разрешения агентства не допускается.

Свидетельство о регистрации СМИ ИА № ФС77-22819 от 11 января 2006 г., выдано Федеральной службой по надзору за соблюдением законодательства в сфере массовых коммуникаций и охране культурного наследия.

Любое использование материалов допускается только при наличии гиперссылки на ИА РЖД-Партнер.ру

Разработка сайта - iMedia Solutions