+7 (812) 418-34-95 Санкт-Петербург       +7 (495) 984-54-41 Москва
16.04.2018 15:21:00
Логистика / Комментарии
РЖД-Партнер

Несырьевой скачок

Эксперты и участники рынка грузоперевозок между РФ и КНР уже не раз отмечали, что в этой области выявляется очень важный вопрос. А именно дисбаланс грузопотоков из Китая в Европу и обратно. Такая ситуация неизбежно влечет за собой увеличения количества порожних пробегов, что, в свою очередь, неизбежно ведет к удорожанию сервиса и проблемам с наличием подвижного состава. В качестве одного из механизмов решения этой проблемы предлагается развивать несырьевой экспорт из России в Китай. В 2017 году был зафиксирован существенный рост в 19%, однако это не значит, что такой стремительный рост будет обеспечен и в дальнейшем.
На подъеме

На сегодняшний день КНР сохраняет позиции основного торгового партнера России, по итогам 2017 года товарооборот составил порядка $87 млрд. В начале текущего года министр промышленности и торговли РФ Денис Мантуров заявлял, что темпы роста несырьевого экспорта РФ по итогам 2017 года достигли рекордного за последние 10 лет уровня и составили 19%. При этом глава ведомства выразил надежду на сохранение умеренного роста экспорта на последующие годы.

Стоит отметить, что увеличение объемов несырьевого экспорта в направлении Поднебесной началось не в прошлом году. По словам управляющего директора Группы РЭЦ по международному развитию Анны Беляевой, положительная динамика роста несырьевого неэнергетического экспорта российских товаров в Китай продолжается начиная с 2014 года. «Если в 2016 году Россия поставила на китайский рынок товаров из этой группы общей стоимостью $8,2 млрд, то в 2017 году объемы несырьевого неэнергетического экспорта в Китай составили $11,3 млрд. К основным отраслям, обеспечивающим рост, можно отнести машиностроение, химическую промышленность и АПК. Что касается перспектив на 2018 год, среди лидеров роста по объемам экспорта – высокотехнологичная продукция, включая компьютеры и комплектующие, оборудование специального назначения, а также продукция деревообработки и пиломатериалы», – перечислила она.

Поддержка с двух сторон

В качестве предпосылок такого увеличения объемов, по мнению эксперта, можно назвать как политику импортозамещения и, соответственно, переориентацию многих российских компаний на зарубежных потребителей, так и меры государственной поддержки экспорта, которые позволили выйти на рынок КНР большему количеству новых игроков.
А. Беляева пояснила, что центр готов предоставлять компаниям весь спектр нефинансовых и финансовых услуг, включая маркетинговую и аналитическую поддержку, содействие в прохождении административных процедур и расчете логистических маршрутов и экспортных стратегий, кредитные и страховые продукты и т. д.

Также в рамках развития зарубежной инфраструктуры Группа РЭЦ работает над организацией локального присутствия в КНР для обеспечения комплексного сопровождения экспортной деятельности российских компаний на месте. «Учитывая особенности внутреннего рынка Китая, нами было принято решение о размещении точки присутствия в регионе южнее Пекина, то есть там, где уровень информированности о российских товарах не так высок, как в северо-восточных районах. В ноябре 2017 года в Шанхае был открыт постоянно действующий демонстрационно-дегустационный павильон с российской пищевой продукцией, где уже размещена продукция более 20 производителей АПК. В декабре мы зарегистрировали собственное представительство в Китае, официальное открытие которого запланировано на ближайшее время. Офис представительства, расположенный в деловой части Шанхая, будет функционировать в качестве комплексного центра компетенций по всему инструментарию мер поддержки», – прокомментировала А. Беляева.

Генеральный директор АО «РЖД Логистика» Вячеслав Валентик видит инициативу Российского экспортного центра по субсидированию экспорта для поддержки отечественных производителей основным драйвером роста. По его словам, подобная мера уже эффективно зарекомендовала себя в Китае, в результате чего объем перевозок в страны ЕС увеличился вдвое. И схожая поддержка со стороны РФ также будет весьма полезна для развития российской экономики.
«Наша компания совместно с РЭЦ активно развивает экспортные отправки несырьевой российской продукции в Китай. Весной 2017 года мы запустили первый специализированный экспортный поезд Ворсино – Далянь с продуктами питания и оборудованием и уже вывели его на регулярную основу: контейнеры отправляются раз в две недели. Сегодня мы наблюдаем активный спрос на доставку кондитерских изделий, муки, круп, семян, меда и даже посуды, в которых особенно заинтересованы китайские потребители. Высокое качество российской продукции хорошо зарекомендовало себя в Китае», – пояснил он.

Заказ на экологичность

По словам первого вице-президента Русско-Азиатского союза промышленников и предпринимателей (РАСПП), руководителя направления «Китай» Маргариты Федотовой, важно отметить, что, в связи активным ростом в Китае такой социальной группы, как средний класс, определенный акцент делается на поставку экологический чистой продукции, с производством которой в стране есть определенные сложности. Причем есть и неожиданные товары, которые обладают хорошим экспортным потенциалом. «Так, Китай интересуется пресной водой. Поставки в КНР бутилированной питьевой воды, которая уже будет не сырьем, а продукцией специализированного предприятия, могут оказаться весьма перспективными в ближайшем будущем», – добавила она.
При этом эксперты предупреждают, что перспективы роста связаны все-таки не с самой широкой номенклатурой товаров. Директор Центра экономических исследований Университета «Синергия» Андрей Коптелов отмечает, что для развития экспорта нужно искать ниши, где российские производители смогут вклиниться в производственные цепочки китайских компаний, тем самым повышая уровень переработки добываемого сырья, поставляя полуфабрикаты, что позволит увеличить добавленную стоимость, остающуюся в России. И если учитывать, что Китай является страной, производящей товары для всего мира, можно развивать экспорт из России цветных металлов, таких как никель, цинк, медь. Он также связал перспективы с экспортом химической продукции и продукции сельского хозяйства. «Рост благосостояния китайского населения дает шанс России поставлять в Китай продукцию сельского хозяйства, и уже сейчас поставляется зерно и рапс из восточных регионов России. Однако здесь есть проблемы, связанные со слабой развитостью транспортной инфраструктуры, которая мешает транспортировке продовольствия из южных регионов России, поскольку не удается обеспечить необходимую скорость перевозок», – подчеркнул он. Но добавил, что в России нет таких товаров, которые бы китайские производители не смогли сделать на своей территории дешевле и с тем же уровнем качества, что ограничивает российский экспорт сырьем и продукцией сельского хозяйства.

Объемы продиктует экономика

Но делать прогнозы по росту несырьевого экспорта следует все-таки взвешенно. М. Федотова отмечает, что нужно оценивать ситуацию в целом. «По итогам прошлого года этот показатель вырос на 19% – лучший показатель за последние 10 лет. Конечно, необходимо трезво оценивать ситуацию, поскольку сказалась и низкая база предыдущего периода, и ситуация на валютных рынках. Есть вопросы и к самим товарам, которые включаются в группу несырьевого экспорта, пока здесь слишком много продукции с неглубокой переработкой, с невысокой добавленной стоимостью. Тем не менее показатель растет и растет существенно.

При этом она отметила, что рисков снижения объемов на данный момент не наблюдается. «В целом сейчас внешние и внутренние политико-экономические условия благоприятствуют росту объемов российского экспорта, как сырьевого, так и несырьевого, в Китай. Минпромторг России и Минкоммерции Китая четко обозначили цель по доведению двустороннего товарооборота до уровня $200 млрд в эквиваленте в 2025 году. По итогам 2017 года этот показатель достиг $84 млрд, увеличившись почти на 21% по сравнению с аналогичным показателем 2016 года. Мы ожидаем, что в 2018 году он впервые за историю превысит $100 млрд. Причем сейчас меняется подход КНР к торговле с Россией. Если ранее в переговорах о закупках товаров в РФ камнем преткновения становился вопрос о глубине переработки, то сегодня инвесторам из КНР становится выгоднее увеличивать добавленную стоимость в России и ввозить уже готовый продукт. Это связано с тем, что сейчас создание добавленной стоимости в России дешевле, чем в Китае. Пока это только начало тренда, который может в ближайшие годы стать определяющим в торговых отношениях Китая и России и будет способствовать росту объемов несырьевого экспорта», – пояснила эксперт. И добавила, что риски разворота этого тренда в обратную сторону могут заключаться в росте курса рубля, снижении темпов роста китайской экономики и снижении среднего уровня зарплат в Китае. Но на текущий момент предпосылки для этого отсутствуют и противоречат как задачам, поставленным по итогам XIX съезда КПК, так и задачам экономической политики России.

А. Коптелов, в свою очередь, также считает, что объемы экспорта зависят от темпов развития китайской экономики и здесь определенные риски все-таки присутствуют. «Динамика несырьевого экспорта из России в Китай в ближайшие годы не покажет серьезного роста, так как конкурировать с китайскими производителями на их рынке невозможно, можно лишь поставлять переработанное сырье и полуфабрикаты, опережая конкурентов по цене. Серьезное падение российского экспорта в Китай возможно в случае замедления китайской экономики, о котором говорят последние годы, что снизит объем китайского производства, а значит, и потребность Китая в поставках из России», – прокомментировал он.

Как проявит себя экономика КНР в обозримом будущем, говорить пока сложно. Сейчас мы видим, что сервис востребован. И сегодня АО «РЖД Логистика» прикладывает все новые усилия по популяризации экспортных перевозок именно по железной дороге. В. Валентик отметил, что, отвечая на запросы рынка, в 2017 году был открыт кольцевой железнодорожный маршрут Ворсино – Чэнду – Ворсино. «В конце года мы пошли дальше в регионы России, запустив маршрут Пекин – Самара – Пекин, а в самом начале 2018 года уже отправили первый экспортный поезд из Красноярска и уже скоро планируем отправку из Казани. Уверен, что в дальнейшем география сервиса будет только расширяться», – заявил он.

В будущем, по его словам, компания также планирует развивать экспортные перевозки с точки зрения сокращения дисбаланса грузопотоков, которые традиционно больше из Китая, чем в его направлении. Одна из приоритетных задач – наладить стабильную загрузку из России в Китай, в таком случае, проблем с возвращением платформ на территорию РФ не будет.
Если Вы заметили ошибку, выделите, пожалуйста, необходимый текст и нажмите Ctrl+Enter, чтобы сообщить об этом редактору.


Чтобы оставить свой отзыв, Вам необходимо авторизоваться


ГОРЯЧИЕ ТЕМЫ



Читайте также

  1. На российском транспортном рынке активно продвигается китайская продукция. Являются ли поставки из КНР вариантом для снижения дефицита контейнеров и запчастей к вагонам?

Выставка Конгресс Конференция Круглый стол Премия Саммит Семинар Форум Дискуссионный клуб
Индекс цитирования Рейтинг@Mail.ru

Copyright © 2002-2024 Учредитель ООО «Редакция журнала «РЖД-Партнер»

Информационное агентство «РЖД-Партнер.РУ»

Главный редактор Ретюнин А.С.

адрес электронной почты rzdp@rzd-partner.ru  телефон редакции +7 (812) 418-34-92; +7 (812) 418-34-90

Политика конфиденциальности

При цитировании информации гиперссылка на ИА РЖД-Партнер.ру обязательна.

Использование материалов ИА РЖД-Партнер.ру в коммерческих целях без письменного разрешения агентства не допускается.

Свидетельство о регистрации СМИ ИА № ФС77-22819 от 11 января 2006 г., выдано Федеральной службой по надзору за соблюдением законодательства в сфере массовых коммуникаций и охране культурного наследия.

Любое использование материалов допускается только при наличии гиперссылки на ИА РЖД-Партнер.ру

Разработка сайта - iMedia Solutions