+7 (812) 418-34-95 Санкт-Петербург       +7 (495) 984-54-41 Москва
20.02.2017 10:47:56
Логистика / Комментарии
РЖД-Партнер

Нефть поплыла из Ирана в Белоруссию

Поставки нефти из Ирана и Азербайджана внесут поправку в белорусскую логистику: если сейчас морские схемы ввоза распределены между портами Северо-Запада РФ и зарубежными терминалами на побережье Балтийского моря, то в будущем акцент может быть сделан на порты стран Балтии.
Народу нужны зрелища

Сообщение Reuters о том, что в Белоруссию поступит партия нефти из Ирана, вызвало живой интерес на транспортном рынке. То, что Национальная иранская нефтяная компания (National Iranian Oil Company – NIOC) выделила 80 тыс. т углеводородного сырья для дочерней компании BelOil в Польше Bel Oil Polska – дает повод для размышлений.

Некоторые эксперты обратили внимание на то, что пока объема закупок нефти в Иране хватит разве что на посевную в масштабе одного из районов Белоруссии. Поэтому это может быть просто отвлекающим маневром президента страны Александр Лукашенко. Он периодически устраивает спектакли на политической арене. К этому уже все привыкли: народу нужны зрелища, так почему бы не иранская нефть?

«Сделка заключена поспешно и совпала с российско-белорусским нефтегазовым конфликтом. Никаких стратегических целей за покупкой иранской нефти не просматривается. Иначе в сделке фигурировали бы другие объемы. Для отработки новой логистической схемы поставок нефти эксперименты не требуются. Она понятна: морской порт – железная дорога. И на маршрутах этой смешанной перевозки есть резервы пропускной способности», – сообщил представитель одной из брокерских компаний в Белоруссии.

Говорит экономика

Уточним, что нефть прибудет в Белоруссию через украинскую Одессу и латвийский Вентспилс. Ранее основная часть поставок для Белоруссии прокачивалась через Клайпеду, а через Одессу – шел прежде всего мазут.
Таким образом, на рынке перевалки белорусской нефти появился новый игрок – стивидоры Клайпеды. А это дает пищу для размышлений: возможно, что в Белоруссии всерьез занялись диверсификацией импорта углеводородного сырья. Причем, в Клайпеде, как известно, легко идут на уступки в стоимости услуг.

А решение принято как раз в тот момент, когда велись еще и переговоры с российскими морскими терминалами, через которые нефть отправляют из РФ. Белорусская сторона настаивал на скидках. Так что в Белоруссии новым маршрутом поставок пытаются убить двух зайцев: получить скидки и от поставщиков сырья, от участников транспортного рынка.

«Мне представляется, что тут действуют чисто экономические причины: стратегия на диверсификацию поставок нефти позволяет Белоруссии удешевить логистику», – преположил председатель совета директоров аналитического агентства ООО «ДОРН» Андрей Карпов.

Торгуйся, чтобы дешево купить…

Действительно, для Белоруссии сейчас важно любой ценой снизить затраты на энергоносители. Этим собственно объясняются и закупки нефти у Ирана: напомним, что начиная с октября 2016 г. почти вся иранская нефть продавалась в Азии со скидкой по отношению к конкурирующим саудовским сортам. Например, так, Iranian Heavy по сравнению с саудовским Arab Medium стоила за баррель на 30 центов дешевле, а легкий сорт Iran Light продавался со скидкой в 35 центов к Oman/Dubai.
Такой ситуацией одним из первых воспользовался Китай, сократив за счет поставок из Ирана часть объемов закупок в Ираке и Саудовской Аравии. Поэтому нет ничего удивительного в том, что в Иране начала закупать сырье и Белоруссия.

Правда, ранее А. Лукашенко заявлял, что поставки нефти из Ирана экономически невыгодны. Но тогда речь шла о поставках через посредников. Но теперь ситуация изменилась, и углеводороды стали закупать напрямую. Стало быть, по более выгодной цене.
Кроме того, обсуждался вариант предоставления Ирану мощностей белорусских нефтеперерабатывающих заводов для переработки его нефти (давальческая схема). В связи с этим А. Лукашенко распорядился ускорить модернизацию Новополоцкого нефтеперерабатывающего завода.

Начало закупок нефти в Иране для РФ означает сокращение приобретения углеводородного сырья в РФ. Правда, с учетом того, что план поставок из России на период 2016–2024 гг. в Белоруссию определен в 24 млн т нефти ежегодно, поправка на закупку нефти в Иране выглядит достаточно скромно. Однако эксперты не исключают, что в перспективе эти объемы могут увеличиться.

Новая логистика

Что касается новой логистической схемы поставок нефти, то специалисты воздерживаются от поспешных оценок. С одной стороны, ставки фрахта танкерного флота на Балтике в последнее время увеличились по ряду причин. В частности, из-за ужесточения конвенций по безопасности мореплавания. С другой стороны, морское плечо из Ирана получается короче, чем из других стран. Ставки стивидоров умеренные. И в целом для белорусских НПЗ логистическая цепочка выстраивается довольно-таки привлекательная.

«При определенных условиях она может оказаться вполне конкурентоспособной с тем вариантом поставок, который связан с поставками нефти из России через порты Северо-Западного региона. В Белоруссии рассуждают прагматично», – подытожил генеральный директор АНО «Институт исследования проблем железнодорожного транспорта» Павел Иванкин.

Иными словами, можно сделать вывод: если для Белоруссии будет выгода, то и Клайпеда вполне может привлечь к себе солидные объемы нефтяных грузов.
Если Вы заметили ошибку, выделите, пожалуйста, необходимый текст и нажмите Ctrl+Enter, чтобы сообщить об этом редактору.




Читайте также

  • Перевозки скоропортящихся грузов: проблемы есть. Есть ли решения?
    Как сегодня гарантировать безопасность перевозки скоропорта, обсуждали отраслевые эксперты и непосредственные участники перевозочного процесса в рамках делового семинара «Грузовая панорама. Перевозки скоропортящихся грузов в новых условиях», организованного журналом «РЖД-Партнер». Подробнее - в нашем специальном проекте.
  • Сибирь на передовой трансформации логистики
    Санкции развернули товарооборот на восток. Одним из крупнейших хабов, через который грузы распределяются в различных направлениях различными видами перевозок, стала Сибирь. О проблемах, вызовах, победах и планах в области транспорта, логистики и инфраструктуры – в нашем специальном проекте.
  • Нефтяной разворот
    Санкции изменили структуру перевозок нефтепродуктов. Российская логистика развернулась из Европы в Азию, на Ближний Восток и в Африку. Как это отразилось на экспорте нефтеналивных грузов и чего ждать дальше? Все не так просто, как может показаться на первый взгляд. Своими мнениями в рамках делового семинара «Грузовая панорама. Перевозки нефтепродуктов в условиях санкций» с нами поделились отраслевые эксперты и непосредственные участники процесса перевозок. Подробности - в нашем специальном проекте по ссылке.
Выставка Конгресс Конференция Круглый стол Премия Саммит Семинар Форум Дискуссионный клуб
Индекс цитирования Рейтинг@Mail.ru

Copyright © 2002-2024 Учредитель ООО «Редакция журнала «РЖД-Партнер»

Информационное агентство «РЖД-Партнер.РУ»

Главный редактор Ретюнин А.С.

адрес электронной почты rzdp@rzd-partner.ru  телефон редакции +7 (812) 418-34-92; +7 (812) 418-34-90

Политика конфиденциальности

При цитировании информации гиперссылка на ИА РЖД-Партнер.ру обязательна.

Использование материалов ИА РЖД-Партнер.ру в коммерческих целях без письменного разрешения агентства не допускается.

Свидетельство о регистрации СМИ ИА № ФС77-22819 от 11 января 2006 г., выдано Федеральной службой по надзору за соблюдением законодательства в сфере массовых коммуникаций и охране культурного наследия.

Любое использование материалов допускается только при наличии гиперссылки на ИА РЖД-Партнер.ру

Разработка сайта - iMedia Solutions