История проекта «Хасан – Раджин»
Как рассказал РЖД-Партнеру первый вице-президент Национального союза железнодорожников по развитию территорий и инновационной транспортной политике, профессор Леонид Теребнев, решение о реализации проекта «Хасан – Раджин» было принято еще в 2000 году на встрече президента России Владимира Путина и лидера КНДР Ким Чен Ира. Но воплощение идеи в жизнь началось только в 2008-м, совпав с глобальным финансово-экономическим кризисом.
Для реализации проекта было создано совместное предприятие «РасонКонТранс», учрежденное дочерним обществом Российских железных дорог (РЖД) – ОАО «Торговый дом РЖД» и северокорейским портом Раджин (в долях 70/30). Власти Северной Кореи внесли свою долю, предоставив права на аренду пирса № 3 порта Раджин и части прилегающей территории сроком на 49 лет.
В итоге активные работы в рамках проекта стартовали только во второй половине 2010 года. 22 сентября 2013-го состоялась церемония ввода в эксплуатацию реконструированного участка железной дороги от станции Хасан в России до порта Раджин.
13 ноября того же года в Сеуле был подписан Меморандум о взаимопонимании между ОАО «РЖД» и консорциумом южнокорейских компаний, куда вошли сталелитейный гигант POSCO, железнодорожный холдинг Korail и грузоперевозчик Hyundai Merchant Marine.
В 2014 году в рамках проекта состоялась первая в истории поставка угля, когда груз из России был доставлен до порта Раджин, откуда его по морю переправили в южнокорейский Пхонан с помощью китайского балкера. Объем отправки составил 40,5 тыс. т. Аналогичная поставка, только уже в 3 раза большего объема груза (около 140 тыс. т угля), прошла в конце апреля – начале мая 2015-го. Но в следующем году КНДР начала проводить испытания ядерного оружия, из-за чего Южная Корея вышла из проекта, поставив «Хасан – Раджин» на паузу.
Экономический эффект проекта на современном этапе
Л. Теребнев подчеркнул, что возобновление проекта в перспективе может обеспечить России как экономические дивиденды, так и усиление своего политического влияния на Дальнем Востоке.
«Благодаря реализации [проекта] «Хасан –Раджин» Россия получает действующий бизнес-проект, который позволяет ей активнее задействовать свои мощности в сфере логистики не только на Востоке страны, но и в Санкт-Петербурге и Мурманске, а также со временем получать прибыль.
Сам порт Раджин по ряду объективных характеристик выглядит предпочтительнее всех дальневосточных портов. В перспективе поток грузов между Южной Кореей и Европой через Санкт-Петербург возрастет, что приведет к большей востребованности данного направления», – сообщил профессор корреспонденту РЖД-Партнера. Он добавил, что Хасан – Раджин также вносит существенный вклад в примирение и нормализацию отношений между Северной и Южной Кореей после долгого противостояния.
Возможные проблемы проекта «Хасан – Раджин»
Среди наиболее вероятных затруднений в реализации проекта Леонид Теребнев выделили трудности во взаимодействии между российскими, южнокорейскими и северокорейскими специалистами из-за разных профессиональных стандартов и традиций работы, значительный износ инфраструктуры в КНДР и санкционные риски в отношении КНДР и России.
В то же время эксперт торгово-промышленной палаты РФ Олег Дунаев выразил уверенность, что на этот раз «Хасан – Раджин» не пострадает из-за политики отдельных стран. По его мнению, недавние переговоры между лидером КНДР Ким Чен Ыном и президентом США Дональдом Трампом свидетельствуют о смене вектора во внешней политике Северной Кореи. Страна нуждается в экономическом подъеме, которому может способствовать реализация такого крупного логистического и инфраструктурного проекта.
По оценкам экспертов, КНДР в год зарабатывает от €400 тыс. до €700 тыс. в год только за предоставление в аренду земли, на которой сейчас лежит новое железнодорожное полотно, вне зависимости от того, как обстоят дела с реализацией проекта. Кроме того, Пхеньян получил на своей территории новый действующий инфраструктурный объект с железной дорогой и портовым терминалом.
Южная Корея оценивает затраты на модернизацию Транскорейской железной дороги на территории КНДР и перспективу подключения к российскому Транссибу в $2,4 млрд. На это потребуется около 5–6 лет.
Несмотря на общий позитивный прогноз относительно проекта «Хасан – Раджин», его реализация пока не может начаться из-за международных санкций, наложенных на Северную Корею. В то же время ограничения могут быть смягчены или частично сняты в течение следующих двух лет. Решение об ослаблении санкций в отношении Пхеньяна может быть принято на заседании Генеральной ассамблеи ООН в сентябре 2018 года.
Как передает РИА Новости со ссылкой на посла России в КНДР, первая встреча представителей всех сторон совместного железнодорожного проекта «Хасан – Раджин» может состояться в начале августа текущего года.
Автор: Артем Новиков
Если Вы заметили ошибку, выделите, пожалуйста, необходимый текст и нажмите Ctrl+Enter, чтобы сообщить об этом редактору.