+7 (812) 418-34-95 Санкт-Петербург       +7 (495) 984-54-41 Москва
20.07.2018 13:19:03
Логистика / Комментарии
РЖД-Партнер

Хасан – Раджин может связать Сеул, Санкт-Петербург и Европу

10 июля власти Республики Кореи сообщили о возобновлении трехстороннего логистического проекта «Хасан – Раджин». В него входит организация железнодорожных поставок российского угля в Южную Корею через территорию КНДР и отправка контейнерных грузов в обратном направлении. Ожидается, что грузовой железнодорожный транзит через Корейский полуостров стартует в 2020 году.
История проекта «Хасан – Раджин»

Как рассказал РЖД-Партнеру первый вице-президент Национального союза железнодорожников по развитию территорий и инновационной транспортной политике, профессор Леонид Теребнев, решение о реализации проекта «Хасан – Раджин» было принято еще в 2000 году на встрече президента России Владимира Путина и лидера КНДР Ким Чен Ира. Но воплощение идеи в жизнь началось только в 2008-м, совпав с глобальным финансово-экономическим кризисом.
Для реализации проекта было создано совместное предприятие «РасонКонТранс», учрежденное дочерним обществом Российских железных дорог (РЖД) – ОАО «Торговый дом РЖД» и северокорейским портом Раджин (в долях 70/30). Власти Северной Кореи внесли свою долю, предоставив права на аренду пирса № 3 порта Раджин и части прилегающей территории сроком на 49 лет.

В итоге активные работы в рамках проекта стартовали только во второй половине 2010 года. 22 сентября 2013-го состоялась церемония ввода в эксплуатацию реконструированного участка железной дороги от станции Хасан в России до порта Раджин.
13 ноября того же года в Сеуле был подписан Меморандум о взаимопонимании между ОАО «РЖД» и консорциумом южнокорейских компаний, куда вошли сталелитейный гигант POSCO, железнодорожный холдинг Korail и грузоперевозчик Hyundai Merchant Marine.

В 2014 году в рамках проекта состоялась первая в истории поставка угля, когда груз из России был доставлен до порта Раджин, откуда его по морю переправили в южнокорейский Пхонан с помощью китайского балкера. Объем отправки составил 40,5 тыс. т. Аналогичная поставка, только уже в 3 раза большего объема груза (около 140 тыс. т угля), прошла в конце апреля – начале мая 2015-го. Но в следующем году КНДР начала проводить испытания ядерного оружия, из-за чего Южная Корея вышла из проекта, поставив «Хасан – Раджин» на паузу.

Экономический эффект проекта на современном этапе

Л. Теребнев подчеркнул, что возобновление проекта в перспективе может обеспечить России как экономические дивиденды, так и усиление своего политического влияния на Дальнем Востоке.
«Благодаря реализации [проекта] «Хасан –Раджин» Россия получает действующий бизнес-проект, который позволяет ей активнее задействовать свои мощности в сфере логистики не только на Востоке страны, но и в Санкт-Петербурге и Мурманске, а также со временем получать прибыль.

Сам порт Раджин по ряду объективных характеристик выглядит предпочтительнее всех дальневосточных портов. В перспективе поток грузов между Южной Кореей и Европой через Санкт-Петербург возрастет, что приведет к большей востребованности данного направления», – сообщил профессор корреспонденту РЖД-Партнера. Он добавил, что Хасан – Раджин также вносит существенный вклад в примирение и нормализацию отношений между Северной и Южной Кореей после долгого противостояния.

Возможные проблемы проекта «Хасан – Раджин»

Среди наиболее вероятных затруднений в реализации проекта Леонид Теребнев выделили трудности во взаимодействии между российскими, южнокорейскими и северокорейскими специалистами из-за разных профессиональных стандартов и традиций работы, значительный износ инфраструктуры в КНДР и санкционные риски в отношении КНДР и России.

В то же время эксперт торгово-промышленной палаты РФ Олег Дунаев выразил уверенность, что на этот раз «Хасан – Раджин» не пострадает из-за политики отдельных стран. По его мнению, недавние переговоры между лидером КНДР Ким Чен Ыном и президентом США Дональдом Трампом свидетельствуют о смене вектора во внешней политике Северной Кореи. Страна нуждается в экономическом подъеме, которому может способствовать реализация такого крупного логистического и инфраструктурного проекта.

По оценкам экспертов, КНДР в год зарабатывает от €400 тыс. до €700 тыс. в год только за предоставление в аренду земли, на которой сейчас лежит новое железнодорожное полотно, вне зависимости от того, как обстоят дела с реализацией проекта. Кроме того, Пхеньян получил на своей территории новый действующий инфраструктурный объект с железной дорогой и портовым терминалом.

Южная Корея оценивает затраты на модернизацию Транскорейской железной дороги на территории КНДР и перспективу подключения к российскому Транссибу в $2,4 млрд. На это потребуется около 5–6 лет.
Несмотря на общий позитивный прогноз относительно проекта «Хасан – Раджин», его реализация пока не может начаться из-за международных санкций, наложенных на Северную Корею. В то же время ограничения могут быть смягчены или частично сняты в течение следующих двух лет. Решение об ослаблении санкций в отношении Пхеньяна может быть принято на заседании Генеральной ассамблеи ООН в сентябре 2018 года.

Как передает РИА Новости со ссылкой на посла России в КНДР, первая встреча представителей всех сторон совместного железнодорожного проекта «Хасан – Раджин» может состояться в начале августа текущего года.
Если Вы заметили ошибку, выделите, пожалуйста, необходимый текст и нажмите Ctrl+Enter, чтобы сообщить об этом редактору.


Чтобы оставить свой отзыв, Вам необходимо авторизоваться


ГОРЯЧИЕ ТЕМЫ



Читайте также

  1. На российском транспортном рынке активно продвигается китайская продукция. Являются ли поставки из КНР вариантом для снижения дефицита контейнеров и запчастей к вагонам?

Выставка Конгресс Конференция Круглый стол Премия Саммит Семинар Форум Дискуссионный клуб
Индекс цитирования Рейтинг@Mail.ru

Copyright © 2002-2024 Учредитель ООО «Редакция журнала «РЖД-Партнер»

Информационное агентство «РЖД-Партнер.РУ»

Главный редактор Ретюнин А.С.

адрес электронной почты rzdp@rzd-partner.ru  телефон редакции +7 (812) 418-34-92; +7 (812) 418-34-90

Политика конфиденциальности

При цитировании информации гиперссылка на ИА РЖД-Партнер.ру обязательна.

Использование материалов ИА РЖД-Партнер.ру в коммерческих целях без письменного разрешения агентства не допускается.

Свидетельство о регистрации СМИ ИА № ФС77-22819 от 11 января 2006 г., выдано Федеральной службой по надзору за соблюдением законодательства в сфере массовых коммуникаций и охране культурного наследия.

Любое использование материалов допускается только при наличии гиперссылки на ИА РЖД-Партнер.ру

Разработка сайта - iMedia Solutions