+7 (812) 418-34-95 Санкт-Петербург       +7 (495) 984-54-41 Москва
07.04.2017 18:00:00
Логистика / Комментарии
РЖД-Партнер

Итоги недели: теракт в метро Петербурга

В эту пятницу РЖД-Партнер отказался от публикации "Событий недели". Мы подводим итоги недели, которая началась с чудовищного террористического акта в Санкт-Петербурге.

3 апреля в Петербургском метро прогремел взрыв. Трагедия, унесшая жизнь 14 человек, заставила и власти, и самих пассажиров по-новому взглянуть на вопрос безопасности. РЖД-Партнер попытался выяснить: стоит ли ждать глобальных перемен в методах защиты транспортных объектов после теракта?
Черный день календаря

Информация о причинах прогремевшего на синей ветке взрыва поступала крайне хаотично. Первое сообщение о бесхозном предмете на станции “Площадь Восстания” поступило в 14:29. Тогда еще никто не предполагал, что им окажется второе взрывное устройство, которое, к счастью, было обезврежено спецслужбами.
О взрыве, прогремевшем в 14:40 на синей ветке, СМИ сообщили ближе к 15:00. Выяснилось, что неизвестное устройство сдетонировало прямо в вагоне поезда, двигавшегося по перегону “Технологический институт” - “Сенная площадь”.

«Я вышла на станции метро из данного поезда из третьего вагона. Вышла, сделала буквально шагов 10-15 от вагона и услышала взрыв. Закрылись двери, поезд начал свое движение. Вот он только-только начал двигаться, и все — произошел взрыв. Я обернулась и увидела, что люди побежали, увидела дым, панику, кто куда бежал», — передавал чуть позже “Ъ” рассказ очевидца.

В 15:02 пресс-служба подземки сообщила об экстренном закрытии обеих станций на вход и выход, а в 15:40 метрополитен полностью остановил свою работу. К этому моменту пассажиры были эвакуированы на поверхность, а спецслужбы оцепили вестибюль “Техноложки”. Выяснилось, что после взрыва машинист поезда не останавливал состав и тот все-таки доехал до платформы. Чуть позже за этого сотрудник метрополитена был представлен к правительственной награде.
"Произошел хлопок и запыление. Я связался с диспетчером и сообщил ему о ситуации. В этот момент стали поступать непонятные сообщения по связи "пассажир-машинист". Одновременно говорили все во всех вагонах, о чем я также сообщил диспетчеру и принял решение согласно инструкции по действиям в таких случаях, которая была специально разработана в метрополитене. Я принял решение о выводе состава на станцию, так как состав шел без замедления", — рассказал Александр Кавелин журналистам.
Тем не менее, взрыв унес жизни 10 пассажиров, что подтвердил позднее губернатор Петербурга Георгий Полтавченко. Трагедию прокомментировал также президент Владимир Путин, который в этот момент находился в городе.

«Естественно, мы всегда рассматриваем все варианты — и бытовые, и криминальные, прежде всего проявления террористического характера», — заявил глава государства.
Спустя два дня после трагедии число жертв выросло до 14 человек, а раненых - до 62.

Нестандартный теракт

Версия теракта подтвердилась после обезвреживания второго взрывного устройства на “Площади Восстания”. По сообщениям спецслужб, бомба еще большей мощности была начинена поражающими элементами.

“На мой взгляд, силовая структура, которая занималась оперативной работой, сработала достаточно хорошо. Доказательство тому — то, что обезвредили одну из бомб, которая могла бы принести гораздо больше жертв. Там был один килограмм в тротиловом эквиваленте, закамуфлированный под огнетушитель”, — прокомментировал действия оперативников руководитель общественного движения “За безопасность” Дмитрий Курдесов.

Вскоре после теракта появились возможные подозреваемые. Причастность одного из них к трагедии после допросов не подтвердилась. И лишь после этого следствие остановилось на версии террориста-смертника. Подозрения пали на 23-летнего уроженца Киргизии Акбаржона Джалилова, чей труп был обнаружен на месте трагедии. Дмитрий Курдесов предположил, что именно работа спецслужб помешала возможному преступнику устроить взрыв в час-пик.

“Обычно любые террористы, даже смертники, стараются атаковать в час-пик, чтобы было как можно больше жертв. Данный теракт произошел в 14:40, соответственно, было немного людей на перегоне. Возможно, он просто испугался и его планы нарушили из-за оперативных действий”, - резюмировал эксперт.

Прореха в системе охраны

Разумеется, произошедшая трагедия поставила под сомнение эффективность работы служб безопасности на транспорте. Как это и бывает, сразу же после взрыва произошло моментальное ужесточение досмотра пассажиров подземки. Однако, не все эксперты считают данную меру надежной.
“Те меры безопасности, которые предпринимаются, они гораздо более эффективны против уличной преступности. Что мы видим сейчас в метро? Хватают всяких студентов и предлагают им пропустить рюкзачок через детектор. Но ведь устроить глобальную проверку всех на входе в метро нельзя, потому что это приведет к серьезным проблемам. Существуют более тонкие технологии, позволяющие работать на более дальних подступах”, - уверен эксперт межрегионального общественного движения “Город и транспорт” Владимир Валдин.

Особенно эксперт усомнился в эффективности рамок металлодетектора.

“Рамки стоят для того, чтобы преступник видел, что за ним следят. Тогда он якобы преступление не совершит - такая логика. Но вот те, кто устроил теракт в петербургском метро, видимо, имеют другую психологию и методы поведения по отношению к этим внешним проявлениям безопасности”, - резюмировал Валдин.
На превентивную функцию рамок указал и Дмитрий Курдесов. Однако, свою роль, по мнению эксперта, они все-таки выполняют.

“Рамка металлодетектора спасает от металлических предметов. То есть к нам в метро с оружием все-таки не ходят. Потому что стоит рамка и злоумышленники опасаются: а вдруг она запищит и меня проверят? То есть психологический барьер, безусловно, есть”, отмечает руководитель движения “За безопасность”.
Но все эксперты сошлись на мнении, что существующую систему безопасности на транспорте нужно менять.

Новые технологии против террора

В первую очередь, эксперты обратили внимание на значительное сокращение полицейских, работающих на транспортных объектах. Не хватает и сотрудников службы охраны, осуществляющих контроль непосредственно перед эскалаторами метро и по системе видеонаблюдения. Глаз охранника со временем “замыливается” и человек в итоге теряет бдительность, считают эксперты. Чтобы такого не происходило, штат службы безопасности следует увеличить и обеспечить ему постоянную ротацию. Другой необходимой мерой называется введение обязательного круглосуточного патрулирования на транспорте. Также специалисты указывают на необходимость использования новых технологических разработок.

“Есть всевозможные технические средства, которые являются инструментами служб безопасности. В том числе и газоанализаторы, и дополнительные системы видеонаблюдения. Например, способность выявлять через камеру личности потенциальных террористов, фото которых находятся в базе данных, с вероятностью в 70%”, - отмечает Курдесов.
К слову, такая система позволяет блокировать турникеты для подозрительных лиц и оповещать службу охраны о необходимости проведения срочной проверки. Однако, на транспортных объектах России она до сих пор не внедрена.

“Тестирование аналитической системы видеонаблюдения ведется на крупных транспортных узлах уже давно. Но официальный запуск пока невозможен из-за низких показателей и недостаточно эффективных результатов отечественной разработки”, - сообщил РЖД-Партнеру источник в крупной транспортной компании.

Официальная позиция

Усиление мер безопасности последовало сразу после теракта. В частности, в вестибюлях метро было введено круглосуточное патрулирование, о котором говорили эксперты. Как в петербургской, так и в московской подземках было увеличено число досмотровых операций и мобилизированы наряды кинологов. Аналогичные меры ввели также на железнодорожном транспорте.

Кроме того, 5 апреля вышло Постановление правительства №410, которое стало главной темой VII Международного форума “Безопасность на транспорте”, который прошел в Санкт-Петербурге в конце недели. По словам члена комитета Госдумы по транспорту и строительству Александра Старовойта, документ пролежал почти три года, прежде чем был окончательно утвержден после теракта в подземке.

Постановление систематизирует все требования обеспечения безопасности, часть из которых уже реализована на практике. Предлагается введение категорий уязвимости объектов транспорта и установление конкретных лиц, ответственных за невыполнение норм безопасности и привлечение групп быстрого реагирования к дополнительным досмотрам потенциально опасных лиц.

Фактически документ предполагает расширение функций ведомственной охраны, но до сих пор имеет массу недоработок. Остается надеться, что белые пятна будут устранены также оперативно, как было принято само постановление.
Если Вы заметили ошибку, выделите, пожалуйста, необходимый текст и нажмите Ctrl+Enter, чтобы сообщить об этом редактору.




Читайте также

Выставка Конгресс Конференция Круглый стол Премия Саммит Семинар Форум Дискуссионный клуб
Индекс цитирования Рейтинг@Mail.ru

Copyright © 2002-2024 Учредитель ООО «Редакция журнала «РЖД-Партнер»

Информационное агентство «РЖД-Партнер.РУ»

Главный редактор Ретюнин А.С.

адрес электронной почты rzdp@rzd-partner.ru  телефон редакции +7 (812) 418-34-92; +7 (812) 418-34-90

Политика конфиденциальности

При цитировании информации гиперссылка на ИА РЖД-Партнер.ру обязательна.

Использование материалов ИА РЖД-Партнер.ру в коммерческих целях без письменного разрешения агентства не допускается.

Свидетельство о регистрации СМИ ИА № ФС77-22819 от 11 января 2006 г., выдано Федеральной службой по надзору за соблюдением законодательства в сфере массовых коммуникаций и охране культурного наследия.

Любое использование материалов допускается только при наличии гиперссылки на ИА РЖД-Партнер.ру

Разработка сайта - iMedia Solutions