+7 (812) 418-34-95 Санкт-Петербург       +7 (495) 984-54-41 Москва
18.12.2017 09:40:00
Логистика / Комментарии
РЖД-Партнер

Инвестору строительства моста через Лену нужны госгарантии

К настоящему времени сформирована предварительная финансовая модель проекта.
Тема строительства мостового перехода через реку Лену близ Якутска поднята региональными властями на недавнем заседании в Совете Федерации. «В настоящее время получена предварительная финансовая модель проекта, которая содержит варианты реализации, включая две основные схемы финансирования: на основе концессионного или межправительственного соглашений», – сообщил председатель правительства Якутии Евгений Чекин.

Если говорить о концессии, то, подчеркнул чиновник, необходимо предоставить гарантии частному инвестору. Для этого соответствующие обязательства федеральных властей должны быть закреплены госпрограммой развития транспортной системы России.

Строительство мостового перехода через Лену в Якутии, где только 8,7% территории имеют круглогодичную транспортную доступность, преследует несколько стратегических задач. Во-первых, мост в разы повысит транспортную доступность для населения республики. За счет него значительно снизятся различного рода издержки, связанные с продвижением товаров и сырья (как ожидается, стоимость доставки грузов при новой схеме транспортировки сократится почти на треть), станет рентабельной разработка ряда месторождений полезных ископаемых. В перспективе переход может сыграть важную роль в транзитном сообщении между южными транспортными коридорами, к примеру, Транссибом и Северным арктическим путем.

«Мост позволит не только решить внутренние проблемы Якутии, но и повысить национальную безопасность, обеспечив транспортно-логистическую связанность 18% территории РФ, сформировав плацдарм для освоения Российской Арктики», – заявил Евгений Чекин.

В свою очередь, глава Республики Саха Егор Борисов отметил, что одним из основополагающих вопросов снятия инфраструктурных ограничений в регионе является реализация проекта строительства моста у Якутска в рамках формирования крупного транспортно-логистического центра.

Сегодня за сравнительно небольшую навигацию по Лене и ее притокам жизненно важные грузы развозятся в самые отдаленные поселки. Правда, в последние годы перевозчики сталкиваются с гидрологическими проблемами. Уже 5 лет в порту Осетрово, базовом для Ленского объединенного речного пароходства, на которое приходится львиная доля северного завоза, крайне низкий уровень воды. Если раньше проблемы с проводкой судов начинались в августе, то в прошлом году в верховьях Лены они возникли в конце июля, а в этом сезоне стало мелеть еще на месяц раньше.

По мнению депутата Ил Тумэн Виктора Федорова, вода уходит из-за массовой вырубки лесов, перекрытия ручьев-притоков при строительстве объектов. Эта тенденция, очевидно, сохранится в будущем, поэтому базовый порт целесообразно переводить на север, точнее, в район поселка Нижний Бестях на правом берегу Лены, куда уже пришла железная дорога. Однако без устойчивой связи с левобережьем, где расположена республиканская столица, данная схема выглядит неполноценной. В период ледостава и ледохода крайне сложно попасть на противоположный берег, да и в навигацию возможности паромной переправы ограниченны, а в межсезонье сопряжены с рисками. Резонансный случай произошел в этом году, когда в начале ноября паром с пассажирами и автотранспортом застрял в шуге.

Возможности сооружения моста через Лену прорабатывались в начале 1980-х гг., когда активно строился БАМ. Наилучшим вариантом тогда был признан мостовой переход в Табагинском створе в 38 км выше по течению от Якутска. Сооружение свяжет оба берега в районе сел Табага и Хаптагай, которое немного южнее поселка Нижний Бестях.

После перестройки грузоперевозки упали, БАМ называли дорогой в никуда, и судьба мостового перехода через Лену стала неопределенной. Вопрос оживился в прошлом десятилетии, когда возобновилось строительство железной дороги Беркакит – Томмот – Якутск. К настоящему времени она доведена до ст. Нижний Бестях. В 2018 году предполагается довести железнодорожный участок до необходимых строительных норм и сдать его в постоянную эксплуатацию. Логическим завершением проекта должен стать выход рельсового пути на другой берег Лены – в Якутск.

Мост поначалу задумывался как совмещенный автомобильно-железнодорожный переход, но с учетом дороговизны объекта (в 2015 г., по некоторым оценкам, он оценивался в 162 млрд руб.) решено его сделать сначала для автотранспорта, а уже в последующем – для движения поездов. Помимо моста длиной около 3,2 км, нужно построить 18 км автодорожных подходов.

Со сдачей сооружения в районе Якутска соединятся три федеральных дороги – «Колыма», «Вилюй», «Амга». С учетом близости международного аэропорта и железной дороги появится возможность сформировать крупный мультимодальный логистический центр. «Соединить это воедино – для нас главная задача, которую в ближайшее время надо решить. Без этого двигаться в решении проблемы досрочного завоза, в развитии в центральной Якутии других производств, в частности переработки продукции, нам будет очень сложно», – говорит Е. Борисов.

К настоящему времени интерес к проекту проявляют китайские инвесторы, в частности PowerChina International Group. Немаловажно, что у компании имеется опыт работы в условиях вечной мерзлоты на Тибете. В случае с мостом через Лену ей также придется решать непростые задачи. Это сейсмичность площадки строительства, мощное образование льда в районе данного участка и в целом сложные климатические условия, характеризующиеся большой амплитудой температур: зимой морозы могут опускаться до -65оС, а летом нередка жаркая погода – до +35оС.

Вопрос, на каких условиях и в какие сроки будет идти строительство, остается открытым. Хотя механизм концессионного соглашения с частным инвестором представляется сегодня наиболее оптимальным. Вместе с тем в правительстве Якутии отдают отчет, что сегодня на Дальнем Востоке строится много других капиталоемких объектов транспорта, а Китай заинтересован в первую очередь развивать приграничную инфраструктуру через Амурскую область, ЕАО, Приморье.

Как отметил заместитель министра транспорта РФ Николай Асаул, с точки зрения целесообразности мост через Лену нужен. В настоящее время объект числится в перечне важнейших проектов Транспортной стратегии России на период до 2030 года.
Если Вы заметили ошибку, выделите, пожалуйста, необходимый текст и нажмите Ctrl+Enter, чтобы сообщить об этом редактору.


Чтобы оставить свой отзыв, Вам необходимо авторизоваться


ГОРЯЧИЕ ТЕМЫ



Читайте также

  • Перевозки скоропортящихся грузов: проблемы есть. Есть ли решения?
    Как сегодня гарантировать безопасность перевозки скоропорта, обсуждали отраслевые эксперты и непосредственные участники перевозочного процесса в рамках делового семинара «Грузовая панорама. Перевозки скоропортящихся грузов в новых условиях», организованного журналом «РЖД-Партнер». Подробнее - в нашем специальном проекте.
  • Сибирь на передовой трансформации логистики
    Санкции развернули товарооборот на восток. Одним из крупнейших хабов, через который грузы распределяются в различных направлениях различными видами перевозок, стала Сибирь. О проблемах, вызовах, победах и планах в области транспорта, логистики и инфраструктуры – в нашем специальном проекте.
  • Нефтяной разворот
    Санкции изменили структуру перевозок нефтепродуктов. Российская логистика развернулась из Европы в Азию, на Ближний Восток и в Африку. Как это отразилось на экспорте нефтеналивных грузов и чего ждать дальше? Все не так просто, как может показаться на первый взгляд. Своими мнениями в рамках делового семинара «Грузовая панорама. Перевозки нефтепродуктов в условиях санкций» с нами поделились отраслевые эксперты и непосредственные участники процесса перевозок. Подробности - в нашем специальном проекте по ссылке.
  1. На российском транспортном рынке активно продвигается китайская продукция. Являются ли поставки из КНР вариантом для снижения дефицита контейнеров и запчастей к вагонам?

Выставка Конгресс Конференция Круглый стол Премия Саммит Семинар Форум Дискуссионный клуб
Индекс цитирования Рейтинг@Mail.ru

Copyright © 2002-2024 Учредитель ООО «Редакция журнала «РЖД-Партнер»

Информационное агентство «РЖД-Партнер.РУ»

Главный редактор Ретюнин А.С.

адрес электронной почты rzdp@rzd-partner.ru  телефон редакции +7 (812) 418-34-92; +7 (812) 418-34-90

Политика конфиденциальности

При цитировании информации гиперссылка на ИА РЖД-Партнер.ру обязательна.

Использование материалов ИА РЖД-Партнер.ру в коммерческих целях без письменного разрешения агентства не допускается.

Свидетельство о регистрации СМИ ИА № ФС77-22819 от 11 января 2006 г., выдано Федеральной службой по надзору за соблюдением законодательства в сфере массовых коммуникаций и охране культурного наследия.

Любое использование материалов допускается только при наличии гиперссылки на ИА РЖД-Партнер.ру

Разработка сайта - iMedia Solutions