• Ставка на полувагон
    2052
    -2 %
    руб./сут.
    декабрь 2018
  • Индекс качества III квартал 2018г. - 58 баллов
  • Финансы USD ЦБ РФ 66.75 0.12 EUR ЦБ РФ 75.78 0.39
    BTC 3763.04 usd BTC 252829.25 rub
+7 (812) 418-34-95 Санкт-Петербург       +7 (495) 984-54-41 Москва
18.12.2017 09:40:00
Логистика / Комментарии
РЖД-Партнер

Инвестору строительства моста через Лену нужны госгарантии

К настоящему времени сформирована предварительная финансовая модель проекта.
Инвестору строительства моста через Лену нужны госгарантии
Тема строительства мостового перехода через реку Лену близ Якутска поднята региональными властями на недавнем заседании в Совете Федерации. «В настоящее время получена предварительная финансовая модель проекта, которая содержит варианты реализации, включая две основные схемы финансирования: на основе концессионного или межправительственного соглашений», – сообщил председатель правительства Якутии Евгений Чекин.

Если говорить о концессии, то, подчеркнул чиновник, необходимо предоставить гарантии частному инвестору. Для этого соответствующие обязательства федеральных властей должны быть закреплены госпрограммой развития транспортной системы России.

Строительство мостового перехода через Лену в Якутии, где только 8,7% территории имеют круглогодичную транспортную доступность, преследует несколько стратегических задач. Во-первых, мост в разы повысит транспортную доступность для населения республики. За счет него значительно снизятся различного рода издержки, связанные с продвижением товаров и сырья (как ожидается, стоимость доставки грузов при новой схеме транспортировки сократится почти на треть), станет рентабельной разработка ряда месторождений полезных ископаемых. В перспективе переход может сыграть важную роль в транзитном сообщении между южными транспортными коридорами, к примеру, Транссибом и Северным арктическим путем.

«Мост позволит не только решить внутренние проблемы Якутии, но и повысить национальную безопасность, обеспечив транспортно-логистическую связанность 18% территории РФ, сформировав плацдарм для освоения Российской Арктики», – заявил Евгений Чекин.

В свою очередь, глава Республики Саха Егор Борисов отметил, что одним из основополагающих вопросов снятия инфраструктурных ограничений в регионе является реализация проекта строительства моста у Якутска в рамках формирования крупного транспортно-логистического центра.

Сегодня за сравнительно небольшую навигацию по Лене и ее притокам жизненно важные грузы развозятся в самые отдаленные поселки. Правда, в последние годы перевозчики сталкиваются с гидрологическими проблемами. Уже 5 лет в порту Осетрово, базовом для Ленского объединенного речного пароходства, на которое приходится львиная доля северного завоза, крайне низкий уровень воды. Если раньше проблемы с проводкой судов начинались в августе, то в прошлом году в верховьях Лены они возникли в конце июля, а в этом сезоне стало мелеть еще на месяц раньше.

По мнению депутата Ил Тумэн Виктора Федорова, вода уходит из-за массовой вырубки лесов, перекрытия ручьев-притоков при строительстве объектов. Эта тенденция, очевидно, сохранится в будущем, поэтому базовый порт целесообразно переводить на север, точнее, в район поселка Нижний Бестях на правом берегу Лены, куда уже пришла железная дорога. Однако без устойчивой связи с левобережьем, где расположена республиканская столица, данная схема выглядит неполноценной. В период ледостава и ледохода крайне сложно попасть на противоположный берег, да и в навигацию возможности паромной переправы ограниченны, а в межсезонье сопряжены с рисками. Резонансный случай произошел в этом году, когда в начале ноября паром с пассажирами и автотранспортом застрял в шуге.

Возможности сооружения моста через Лену прорабатывались в начале 1980-х гг., когда активно строился БАМ. Наилучшим вариантом тогда был признан мостовой переход в Табагинском створе в 38 км выше по течению от Якутска. Сооружение свяжет оба берега в районе сел Табага и Хаптагай, которое немного южнее поселка Нижний Бестях.

После перестройки грузоперевозки упали, БАМ называли дорогой в никуда, и судьба мостового перехода через Лену стала неопределенной. Вопрос оживился в прошлом десятилетии, когда возобновилось строительство железной дороги Беркакит – Томмот – Якутск. К настоящему времени она доведена до ст. Нижний Бестях. В 2018 году предполагается довести железнодорожный участок до необходимых строительных норм и сдать его в постоянную эксплуатацию. Логическим завершением проекта должен стать выход рельсового пути на другой берег Лены – в Якутск.

Мост поначалу задумывался как совмещенный автомобильно-железнодорожный переход, но с учетом дороговизны объекта (в 2015 г., по некоторым оценкам, он оценивался в 162 млрд руб.) решено его сделать сначала для автотранспорта, а уже в последующем – для движения поездов. Помимо моста длиной около 3,2 км, нужно построить 18 км автодорожных подходов.

Со сдачей сооружения в районе Якутска соединятся три федеральных дороги – «Колыма», «Вилюй», «Амга». С учетом близости международного аэропорта и железной дороги появится возможность сформировать крупный мультимодальный логистический центр. «Соединить это воедино – для нас главная задача, которую в ближайшее время надо решить. Без этого двигаться в решении проблемы досрочного завоза, в развитии в центральной Якутии других производств, в частности переработки продукции, нам будет очень сложно», – говорит Е. Борисов.

К настоящему времени интерес к проекту проявляют китайские инвесторы, в частности PowerChina International Group. Немаловажно, что у компании имеется опыт работы в условиях вечной мерзлоты на Тибете. В случае с мостом через Лену ей также придется решать непростые задачи. Это сейсмичность площадки строительства, мощное образование льда в районе данного участка и в целом сложные климатические условия, характеризующиеся большой амплитудой температур: зимой морозы могут опускаться до -65оС, а летом нередка жаркая погода – до +35оС.

Вопрос, на каких условиях и в какие сроки будет идти строительство, остается открытым. Хотя механизм концессионного соглашения с частным инвестором представляется сегодня наиболее оптимальным. Вместе с тем в правительстве Якутии отдают отчет, что сегодня на Дальнем Востоке строится много других капиталоемких объектов транспорта, а Китай заинтересован в первую очередь развивать приграничную инфраструктуру через Амурскую область, ЕАО, Приморье.

Как отметил заместитель министра транспорта РФ Николай Асаул, с точки зрения целесообразности мост через Лену нужен. В настоящее время объект числится в перечне важнейших проектов Транспортной стратегии России на период до 2030 года.
Если Вы заметили ошибку, выделите, пожалуйста, необходимый текст и нажмите Ctrl+Enter, чтобы сообщить об этом редактору.
Чтобы оставить свой отзыв, Вам необходимо авторизоваться


На ту же тему
РЖД-Партнер

Мостовой переход Благовещенск – Хэйхэ должен иметь железнодорожный проезд

Мостовой переход Благовещенск – Хэйхэ должен иметь железнодорожный проезд
Заинтересованность в таком сооружении высказали власти приграничных территорий.
РЖД-Партнер

За обрушение мостов должен отвечать их балансодержатель

За обрушение мостов должен отвечать их балансодержатель
Ответственность за состояние автомобильных мостов лежит на балансодержателе, то есть на собственнике (муниципалитете) этого сооружения или участка. Поэтому все вопросы о произошедшем нужно в первую очередь адресовать им. Но бывает, что собственник и эксплуатирующая организация – это разные компании. И поэтому очень важно наладить взаимодействие между этими субъектами. Собственник может передать часть ответственности эксплуатирующей организации на основании договорных отношений.
РЖД-Партнер

На железнодорожном мосту через реку Зею в Амурской области завершается монтаж пролетных строений

На железнодорожном мосту через реку Зею в Амурской области завершается монтаж пролетных строений
Со сдачей объекта пропускная способность участка возрастет в 1,5 раза.

  1. Операторы предлагают создать единую методику баланса парка для избежания коллапса на сети. Поможет ли такой метод регулирования вагонной составляющей повысить эффективность железнодорожных перевозок?

Выставка Конференция Круглый стол Премия Саммит Семинар Форум
Индекс цитирования

Copyright © 1998-2018 ООО «Редакция журнала «РЖД-Партнер»

При цитировании информации гиперссылка на ИА РЖД-Партнер.ру обязательна.

Использование материалов ИА РЖД-Партнер.ру в коммерческих целях без письменного разрешения агентства не допускается.

Свидетельство о регистрации СМИ ИА № ФС77-22819 от 11 января 2006 г., выдано Федеральной службой по надзору за соблюдением законодательства в сфере массовых коммуникаций и охране культурного наследия.

Любое использование материалов допускается только при наличии гиперссылки на ИА РЖД-Партнер.ру

Разработка сайта - iMedia Solutions