+7 (812) 418-34-95 Санкт-Петербург       +7 (495) 984-54-41 Москва
07.04.2017 10:59:39
Логистика / Комментарии
РЖД-Партнер

Безопасность по новым правилам

Основной темой для обсуждения на VII Международном форуме «Безопасность на транспорте» стало постановление правительства №410, выпущенное 5 апреля 2017 года.
Шоковая терапия

В нем утверждены требования по обеспечению транспортной безопасности, в том числе требования к антитеррористической защищенности объектов (территорий), учитывающие уровни безопасности для различных категорий метрополитенов.
Оно вызвало множество вопросов, потому что, как следует из текста документа, оно коснется не только метро, но и других видов транспорта, включая железнодорожный. Как пояснил член комитета Госдумы РФ по транспорту и строительству Александр Старовойтов, проект данного документа пролежал три года и был подписан спешно сразу же после терракта в Санкт-Петербургском метро.

Однако в своем нынешнем виде данный нормативный акт – рамочный, он требует целый ряд документов, в которых будет указан порядок приведения в действие новых положений. «На это могут уйти месяцы работы», – отметил А. Старовойтов.

Поясним, о чем идет речь. От перевозчика теперь требуется не просто обеспечение транспортной безопасности, но и выполнение дополнительных требований, связанных с антитеррористической защищенностью объектов транспорта. Они должны быть реализованы совместно с субъектами транспортной инфраструктуры, чтобы предотвратить потенциальные и прямые угрозы совершения актов незаконного вмешательства в работу транспортной системы. Причем, эти требования распространяются также на всех юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, осуществляющих деятельность на объектах транспортной инфраструктуры.
В принципе основая часть требований, о которых идет речь, уже применяется на практике. Однако новизна документа заключается в том, что предстоит систематизировать все требования, которые содержатся в документах различных ведомств по поводу обеспечения безопасности. Предполагается ввести специальный регламент их реализации и установить ответственность конкретных должных лиц за невыполнение норм безопасности. Также предстоит ввести категории уязвимости объектов, в соответствии с которыми и должны быть приняты меры для предупреждения потенциальных угроз.

Ставки сделаны, а инструментов нет

Итак, требования предъявлены. Однако никаких инструментов для реализации их на практике нет. Для того, чтобы оценить уязвимость объектов, должны сначала появиться сертифицированные организации. А сертификаты никому не выдадут до того, как будут подготовлены сертифицированные специалисты. Кто этим будет заниматься, не уточняется.
Если по поводу объектов транспортной инфраструктуры имеются некоторые наработки в части того, как проводить категорирование, то относительно транспортных средств – сплошной туман. Сначала предлагалась идея ввести некие сертификаты от Ространснадзора. Теперь от нее отказались. выдвинута идея выдавать паспорта безопасности. Каким он должен быть, пояснить на данный момент никто не смог. Например, относительно рельсового подвижного состава – следует ли выдавать его на каждый вагон или все-таки на поездные формирования? А может быть, и на то, и другое?

Кто в ответе за риски?

Кроме того, на предприятиях намечено ввести специальных ответственных за транспортную безопасность, которые должны взаимодействовать с ФСБ и правоохранительными органами. Также эти ответственные должны быть оснащены техническими средствами, а все ключевые объекты инфраструктуры (в частности, станции и перегоны) – системами безопасности. Причем, средства досмотра, системы видеонаблюдения и анализа данных, получаемых с них, должны быть интегрированы в регламент быстрого реагирования на угрозы. Иными словами, должны появиться не только ответственные за транспортную безопасность, но еще и группы быстрого реагирования.
В этой сфере – вновь белые пятна. Во-первых, нет регламента взаимодействия ответственных за транспортную безопасность предприятий с силовыми структурами. Во-вторых, не прописаны и сами процедуры по обеспечению быстрого реагирования на риски незаконного вмешательства в работу системы перевозок.

Начнем с элементарного: службы транспортной безопасности должны быть внесены в реестр Минтранса РФ. На данный момент, как пояснил заместитель Министра транспорта РФ Николай Захряпин, при министерстве аккредитовано только одна подобная структура – управление транспортной безопасности Росморречфлота. От этого ведомства поданы еще 3 заявки на подобную аккредитацию, еще по одной – от Росавтодора, Росжелдора и Росавиации.
По данным Ассоциации охранных компаний, в РФ действуют 24 тыс. ЧОПов, в которых работает 700 тыс. сотрудников. Однако, как сказал Н. Захряпин, они не наделены правами заниматься видами деятельности, которые не указаны в законе о частной охранной деятельности. А там нет ни строчки о привлечении ЧОПов к работе на объектах транспортной инфраструктуры (в виде исключения их может привлекать к работе транспортная полиция).

Таким образом, на данный момент речь идет о расширении функций ведомственной охраны. Вместе с тем, где взять финансирование на эти цели, не указано. За все должен заплатить заказчик. По умолчанию, это перевозчик и владелец транспортной инфраструктуры. Как эти затраты повлияют в дальнейшем на тарифы, не уточняется. Между тем, как отметили участники форума, ведомственная охрана порой выставляет такие расценки, которые намного выше услуг Росгвардии.

Правила быстрого реагирования

Еще один нюанс: новый закон предполагает привлечение групп быстрого реагирования на транспорте к дополнительным досмотрам потенциальных злоумышленников с применением специальных средств. На данный момент модели подобных процедур не уточнены. Как выяснилось, во время проведения форума, обсуждались варианты использования специальных приборов для выявления опасных и взрывчатых веществ, применение электрошокеров для обезвреживания нарушителей и возможности служебных собак. Однако технические средства должны быть опять-таки сертифицированными и уточнен статус служебных собак.

Из выступления руководителя Федеральной службы по надзору в сфере транспорта Виктора Басаргина на форуме можно сделать вывод, что в правительстве РФ исходили из необходимости расширить механизмы применения риск-ориентированных технологий в сфере обеспечения транспортной безопасности. Это хорошо.
Но зачем же было спешить с принятием заранее невыполнимых на данный момент решений?
Если Вы заметили ошибку, выделите, пожалуйста, необходимый текст и нажмите Ctrl+Enter, чтобы сообщить об этом редактору.


Чтобы оставить свой отзыв, Вам необходимо авторизоваться


ГОРЯЧИЕ ТЕМЫ



Читайте также

  1. На российском транспортном рынке активно продвигается китайская продукция. Являются ли поставки из КНР вариантом для снижения дефицита контейнеров и запчастей к вагонам?

Выставка Конгресс Конференция Круглый стол Премия Саммит Семинар Форум Дискуссионный клуб
Индекс цитирования Рейтинг@Mail.ru

Copyright © 2002-2024 Учредитель ООО «Редакция журнала «РЖД-Партнер»

Информационное агентство «РЖД-Партнер.РУ»

Главный редактор Ретюнин А.С.

адрес электронной почты rzdp@rzd-partner.ru  телефон редакции +7 (812) 418-34-92; +7 (812) 418-34-90

Политика конфиденциальности

При цитировании информации гиперссылка на ИА РЖД-Партнер.ру обязательна.

Использование материалов ИА РЖД-Партнер.ру в коммерческих целях без письменного разрешения агентства не допускается.

Свидетельство о регистрации СМИ ИА № ФС77-22819 от 11 января 2006 г., выдано Федеральной службой по надзору за соблюдением законодательства в сфере массовых коммуникаций и охране культурного наследия.

Любое использование материалов допускается только при наличии гиперссылки на ИА РЖД-Партнер.ру

Разработка сайта - iMedia Solutions