+7 (812) 418-34-95 Санкт-Петербург       +7 (495) 984-54-41 Москва
25.05.2016 17:48:14
ЖД Транспорт / Новости
РЖД-Партнер

Маглев извлекает уроки на будущее

О перспективах развития магнитолевитационных систем мы попросили рассказать профессора Йоханнеса Клюшписа, президента Международного совета по транспортным системам Маглев (The International Maglevboard). 

– Г-н Клюшпис, каковы долгосрочные стратегии Маглева? Может ли он в будущем прийти на смену традиционным железнодорожным концепт-технологиям?

– На эту тему сейчас идут оживленные дискуссии – как в России, так и за ее пределами. Дело в том, что сейчас в стадии реализации несколько высокопотенциальных исследовательских проектов в Китае, Бразилии, Германии, Южной Корее, Японии и России. В них используются принципы магнитной левитации. Однако это отличающиеся друг от друга проекты. И только очень немногие из них будут успешными. Дело в том, что мы пока не имеем убедительных результатов, которые позволили бы говорить о преимуществе магнитнолевитационных транспортных систем над другими видами высокоскоростных сообщений.

Есть только один безусловно положительный пример – в Шанхае, где построена линия длиной около 30 км. Однако и здесь власти отложили на неопределенное время дальнейшее расширение проекта. В Мюнхене дальше строительства опытного участка протяженностью в 1 км не пошли. Это можно считать на данный момент провалом. В Калифорнии проект остановили из-за выбранных в США принципов государственной политики. Под вопросом проект в Тенерифе. В Японии прошла волна протестов против Маглев технологий, что довольно необычно для Японии, где всегда приветствуют инновации. Поэтому проект создания линии Токио – Осака повис в воздухе.

Необходимо извлечь уроки из случившегося, понять, какие технологии следует развивать в дальнейшем.

– И каковы же эти уроки?

– Давайте сравним системы маглев с традиционными железнодорожными высокоскоростными технологиями. Возьмем современную ситуацию, которая сложилась в 2016 г.

Инвестиционные затраты в инфраструктуру (пути, станции, ремонтные мастерские, центры управления), подвижной состав и в первом, и во втором случае высокие. В части эксплуатационных расходов (техническое обслуживание, потребляемая энергия, содержание персонала) картина практически такая же. В результате успех или неудача проекта очень сильно зависят от степени воздействия его инициаторов от общественного мнения, от степени одобрения публикой и деловыми кругами.

В целом, как показали исследования, негатива вокруг магнитолевитационного транспорта в нынешнем году стало намного меньше, чем было в прошлом году. Ранее граждане на акциях протеста и ряд авторов публикаций в СМИ утверждали, что такие системы наносят вред экологии из-за шума, повышенного электромагнитного излучения, что такие перевозки опасны и не нужны.

Сейчас большинство убеждено, что на высокоскоростные перевозки есть соответствующий спрос в транспорте. Представленные технологии Маглев осуществимы и надежны. В них нет риска для здоровья населения. Правда, экологические аспекты магнитолевитационных технологий сняты не все, но они обсуждаются достаточно лояльно. Среди представителей промышленности есть желающие поддержать проекты создания подобных инновационных транспортных систем и поучаствовать в них своими разработками.

Однако при этом в последнее время внимание публики привлекли другие проекты. Например, HyperLoop. С технической точки зрения, странный и неоднозначный вид перевозок. Однако у него есть амбициозный и способный оператор, который пообещал снизить расходы на инфраструктуру и эксплуатацию своей транспортной системы. И сразу же получил сильную политическую поддержку.

Это указывает на то, что наиболее важными факторами для инновационного успеха проекта служат низкие инвестиционные затраты на инфраструктуру, эксплуатацию и техническое обслуживание. При этом общество и деловые круги посчитали, что высокие инвестиционные затраты на создание транспортных средств и подвижного состава – это приемлемый вариант.

Вывод очевиден: затраты на строительство инфраструктуры маглева (основа, полотно, направляющие пути) должны быть радикально уменьшены. Будущее системы зависит от того, насколько успешно мы сможем сделать это.

Сейчас в этом плане ведутся активные разработки. Их результаты мы планируем представить на международной конференции «Маглев 2016» в Берлине в сотрудничестве с выставкой ИнноТранс.

– Как Вы относитесь к тем способам привлечения инвестиций, которые используют инициаторы другого вида инновационного высокоскоростного транспорта – системы SkyWay?

– Мне кажется, что предлагать гражданам вкладывать средства в проекты по схеме краудинвестинга в данном случае не совсем корректно с точки зрения морали. Ведь люди не являются специалистами в сфере высоких технологий. И для них подобные инвестиции крайне рискованны. Мы не сторонники идти таким путем. Есть другие способы привлечь инвесторов. Они должны четко понимать, что именно хотят получить, участвуя в наших проектах.

– Может ли маглев появиться в РФ?

– На этот вопрос сложно ответить. Можно привести аналогию. В тех странах, где была проявлена воля в правительстве, там инициаторам опытных проектов удалось значительно продвинуться вперед. В России пока на государственном уровне четких оценок магнитолевитационной технологии я не услышал, хотя ими занимаются известные российские ученые, которых я высоко ценю как специалистов. В России выдвинуты очень интересные, с научной точки зрения, проекты. Полагаю, если российское государство подтвердит, что такие технологии следует развивать, то эти проекты могут быть реализованы на практике.

Беседовал Александр Солнцев 

Если Вы заметили ошибку, выделите, пожалуйста, необходимый текст и нажмите Ctrl+Enter, чтобы сообщить об этом редактору.


Чтобы оставить свой отзыв, Вам необходимо авторизоваться


ГОРЯЧИЕ ТЕМЫ



Читайте также

  • Перевозки скоропортящихся грузов: проблемы есть. Есть ли решения?
    Как сегодня гарантировать безопасность перевозки скоропорта, обсуждали отраслевые эксперты и непосредственные участники перевозочного процесса в рамках делового семинара «Грузовая панорама. Перевозки скоропортящихся грузов в новых условиях», организованного журналом «РЖД-Партнер». Подробнее - в нашем специальном проекте.
  • Сибирь на передовой трансформации логистики
    Санкции развернули товарооборот на восток. Одним из крупнейших хабов, через который грузы распределяются в различных направлениях различными видами перевозок, стала Сибирь. О проблемах, вызовах, победах и планах в области транспорта, логистики и инфраструктуры – в нашем специальном проекте.
  • Нефтяной разворот
    Санкции изменили структуру перевозок нефтепродуктов. Российская логистика развернулась из Европы в Азию, на Ближний Восток и в Африку. Как это отразилось на экспорте нефтеналивных грузов и чего ждать дальше? Все не так просто, как может показаться на первый взгляд. Своими мнениями в рамках делового семинара «Грузовая панорама. Перевозки нефтепродуктов в условиях санкций» с нами поделились отраслевые эксперты и непосредственные участники процесса перевозок. Подробности - в нашем специальном проекте по ссылке.
  1. На российском транспортном рынке активно продвигается китайская продукция. Являются ли поставки из КНР вариантом для снижения дефицита контейнеров и запчастей к вагонам?

Выставка Конгресс Конференция Круглый стол Премия Саммит Семинар Форум Дискуссионный клуб
Индекс цитирования Рейтинг@Mail.ru

Copyright © 2002-2024 Учредитель ООО «Редакция журнала «РЖД-Партнер»

Информационное агентство «РЖД-Партнер.РУ»

Главный редактор Ретюнин А.С.

адрес электронной почты rzdp@rzd-partner.ru  телефон редакции +7 (812) 418-34-92; +7 (812) 418-34-90

Политика конфиденциальности

При цитировании информации гиперссылка на ИА РЖД-Партнер.ру обязательна.

Использование материалов ИА РЖД-Партнер.ру в коммерческих целях без письменного разрешения агентства не допускается.

Свидетельство о регистрации СМИ ИА № ФС77-22819 от 11 января 2006 г., выдано Федеральной службой по надзору за соблюдением законодательства в сфере массовых коммуникаций и охране культурного наследия.

Любое использование материалов допускается только при наличии гиперссылки на ИА РЖД-Партнер.ру

Разработка сайта - iMedia Solutions