Тема дня

Сокращение числа происшествий на сети по ответственности ОАО «РЖД» Опубликовано 28.06.2016
Внедрение системы менеджмента безопасности позволяет сокращать число происшествий на сети по вине ОАО «РЖД», об этом сообщил начальник службы безопасности Центральной дирекции управления движением холдинга Олег Блохин. (подробности online)  

Читать далее

А мы пойдем своим путем

А мы пойдем своим путем
от 24.12.2015 16:02

Раздел: Интервью

Накануне Нового года принято подводить итоги и строить планы. О том, каким выдался год для транспортной отрасли, РЖД-Партнер побеседовал с президентом Союза транспортников, экспедиторов и логистов Сибири Сергеем Максимовым. Специально для нас он проанализировал, какие тенденции 2015-го могут перейти в 2016 год и к чему в связи с этим готовиться транспортно-логистическим компаниям.
 

– Сергей Анатольевич, какие основные итоги развития транспортной отрасли России в 2015 году Вы можете отметить?

– Уходящий год был непростым как для транспортной отрасли, так и для всей экономики в целом. При этом грузооборот в 2015 году в России остался практически на уровне 2014-го. Однако объем перевезенных грузов сократился почти на 6%. Надо отметить, что в ряде регионов, в которых находятся крупные транспортные узлы, ситуация лучше, чем в среднем по стране. Так, например, в Новосибирской области в 2015 году падение объемов перевезенных грузов составило 3,4% от уровня 2014-го, а грузооборот вырос на 4,3%.

– Какое влияние оказали на транспортную отрасль введение санкций и колебания на валютном рынке? Какова в связи с этим динамика импорта-экспорта продукции в 2015 году? И как Вы считаете, изменится ли она в начале 2016-го?

– Транспортные предприятия, конечно же, ощутили все те последствия санкций, которые характерны и для других отраслей: ухудшился доступ к кредитным ресурсам, сократились инвестиции, снизился объем перевозки грузов и т. д.

Можно сказать, что ключевой тенденцией в 2015 году стала переориентация грузопотоков с западного на восточное направление – страны Юго-Восточной Азии, и прежде всего Китай. Это было обусловлено политическими и социально-экономическими процессами, а также введением санкций со стороны ЕС, а затем и контрсанкций Россией. При этом колебания курса валют повлияли на то, что объем перевозок сократился, в том числе с Китаем. Такая отрицательная динамика связана как с ростом цен на сами товары, так и с увеличением таможенных платежей. В Сибирском федеральном округе (СФО) в 2015 году, по предварительным итогам, внешнеторговый оборот уменьшился на 12,2% по сравнению с 2014-м. При этом экспорт сократился на 11,4%, а импорт – на 18%. Важно подчеркнуть, что снижение объемов внешнеторговых грузов отчасти связано и с тем, что реально сегодня в экономике России идет процесс импортозамещения.

Во внешнеторговом обороте СФО первое место занимает Китай. Однако его доля снизилась на 4 п. п. – с 20,9 до 16,9%. Второе место занимают Нидерланды – 15,7%. Надо понимать, что в данном случае экспорт идет не только в сами Нидерланды, но и в другие государства Евросоюза. Нидерланды указываются в связи с тем, что основные маршруты по доставке грузов в ряд стран Европы – Францию, Германию и др. – проходят через порты Роттердам и Амстердам.

В экспорте грузов из СФО первое место занимают Нидерланды – 18,4%, на втором месте КНР – 13,8%. При этом в импорте СФО Китай по-прежнему опережает всех остальных внешнеэкономических партнеров. Его доля – 32,8%. А второе место занимает Украина, несмотря на все те процессы, которые развиваются между нашими странами. Доля грузопотока из этой страны сократилась незначительно и составляет, по предварительным итогам года, 11%. При этом более чем в 2 раза в импорте выросла доля товаров из США, достигнув 10,8%.

– Как Вы считаете, изменится ли маршрут транспортировки грузов из стран АТР в государства ЕС в будущем году в связи с запуском нового транспортного коридора «Шелковый путь» в обход России?

– Востребованность данного маршрута будет определяться его экономическими показателями: стоимостью перевозки, сроками поставки и обеспечением безопасности транспортировки грузов.

Часть коридора «Шелковый путь» проходит по территориям, которые характеризуются сильной политической нестабильностью, а следовательно, сроки поставок и сохранность грузов могут быть под сомнением. Неспокойно в регионах Турции, где проживает курдское население. Учитывая непростые отношения Азербайджана с Арменией и замороженный конфликт в Нагорном Карабахе, эта страна не может рассматриваться как абсолютно стабильная территория.

Но помимо политических сложностей, на данном маршруте еще недостаточно развита инфраструктура. Для регулярного движения грузов по маршруту Китай – Казахстан – Азербайджан этому международному транспортному коридору необходима организация железнодорожно-морских переправ через Каспийское море. Их отсутствие делает Шелковый путь менее привлекательным и более затратным при эксплуатации. Поэтому пока существенного перераспределения грузопотока не произойдет. Однако в перспективе все эти вопросы могут быть успешно решены, поэтому времени на адекватный ответ данному вызову у российской транспортной отрасли не так много. Успешная реализация проекта «Шелковый путь» может привести к существенным потерям грузопотока, который сегодня идет по территории России. Это, в свою очередь, повлечет снижение объемов как федерального, так и региональных бюджетов. Причем новый транспортный коридор может значительно повлиять и на работу портов: грузы, которые сегодня следуют из морских гаваней российского Дальнего Востока, могут переориентироваться на китайские порты. В результате негативный эффект получит не только РЖД, но и наши морские порты и операторы.

Маршрут «Шелковый путь» в полном объеме должен заработать в 2018 году, сейчас были лишь пробные запуски поездов. Однако это уже серьезный сигнал, который требует адекватного ответа.

– Какие в связи с этим, на Ваш взгляд, необходимо принять меры? Какие сегодня существуют наиболее проблемные места в транспортной отрасли России?

– Пожалуй, основная задача – модернизация Транссибирской и Байкало-Амурской магистралей для повышения их пропускной способности. Однако речь должна идти не только о наращивании мощностей, но и о развитии логистической инфраструктуры, а также необходимых сервисов для перевозки и доставки грузов для ускорения как перевозочных, так и административных процедур, например таможенного оформления грузов. Сегодня важно выстроить работу так, чтобы максимально снизить совокупные транспортные издержки для грузовладельцев и операторов. Тем более что в 2016 году ожидается рост стоимости транспортно-логистических услуг из-за введения платы за проезд по федеральным автодорогам для грузовиков массой свыше 12 т (оплата по системе «Платон»), а также индексации тарифов на сети ОАО «РЖД», а значит, рост тарифов на железнодорожном транспорте.

Татьяна Симонова 

В раздел "Интервью" Назад к разделам статей

Печатная версия

Вам нужно авторизоваться или зарегистрироваться чтобы оставить комментарий

Комментарии (0)
  • Нижний 1 (Стрела)