+7 (812) 418-34-95 Санкт-Петербург       +7 (495) 984-54-41 Москва
18.01.2016 16:20:13
Авто / Новости
РЖД-Партнер

Золотая середина госучастия

Точного ответа на вопрос, положительно или отрицательно на нашу экономику влияет существенная доля государственных компаний, пока дать нельзя. С одной стороны, расстановка сил определенно не в пользу развития конкуренции. С другой – в кризис без господдержки обойтись невозможно. Наиболее оптимальным вариантом видится сотрудничество. Тем более что крупные государственные холдинги не раз заявляли о своей открытости и готовности к взаимодействию.  

Без государства никуда
Сегодня государство наиболее активно представлено в ряде отраслей, в первую очередь это ТЭК, транспорт, оборонно-промышленный комплекс, банки и т. д. Президент ОАО «РЖД» Олег Белозёров считает, что подход к размеру участия государства в каждой из них должен быть индивидуальным. По его словам, госкомпании обеспечили более 2/3 инвестиций в основной капитал. При этом за последнее время нагрузка российских железных дорог на экономику сократилась с 3 до 1,6%. Если же затрагивать вопрос эффективности работы госкомпаний, то, согласно проведенным в декабре 2015 года исследованиям «Форбс», результаты управления любой компанией не зависят от того, к какой форме собственности она относится. По данным рейтингового агентства «Эксперт РА», по итогам 2014-го уровень рентабельности по чистой прибыли у государственных компаний превзошел аналогичный показатель у частных и составил 4% против 3,6%.


По словам министра промышленности и торговли РФ Дениса Мантурова, вопрос уровня присутствия государства всегда будет дискуссионным, поскольку зависит он от ситуации в макроэкономике. Но роль таких компаний умалять нельзя. «В среднем в год сумма уплачиваемых дивидендов от компаний с госучастием составляет более 200 млрд руб. Неплохое поступление, особенно при сжимающемся сегодняшнем бюджете», – сообщил он.


Нельзя забывать, что именно государственные предприятия обеспечивают частный сектор заказами. Сегодня они формируют спрос на продукцию для частного бизнеса. Проблема заключается в том, что эффективность этих закупок иногда вызывает вопросы. «Однако если говорить, к примеру, об ОАО «РЖД» как об одной из крупнейших естественных монополий, могу сказать, что наши предприятия промышленного сектора отмечают, что компания движется в правильном направлении в части прозрачности доступа к торгам и закупкам», – добавил Д. Мантуров.


Это подтверждает и О. Белозёров. «Правительство поставило перед компанией задачу – выступить источником для развития малого и среднего бизнеса. Мы достаточно активно взаимодействовали с общественными организациями, сейчас согласован план закупок и достигнута договоренность о совместном с бизнесом использовании потенциала железных дорог с целью снижения издержек РЖД и предоставления возможности развития частным предприятиям», – пояснил он.


Также, по мнению главы Минпромторга России, без участия госкомпаний в сегодняшних условиях невозможно реализовать программу импортозамещения, поскольку только за счет частных компаний это сделать нереально – они просто не справятся с объемами физически. Здесь драйверами являются госкомпании.
Государственные предприятия, в том числе и РЖД, выполняют еще одну функцию. Речь идет о сотрудничестве в формате государственно-частного партнерства. «Мы имеем возможность участвовать в совместных предприятиях, но в ряде случаев не стремимся доминировать на рынке, а стараемся поддерживать проекты и хотели бы создавать дополнительные условия для того, чтобы экономика развивалась, а это, в свою очередь, даст нам дополнительную грузовую базу», – сказал О. Белозёров.

Запоздали с приватизацией
Некоторые представители частного бизнеса отмечают, что при высокой концентрации успешных госкомпаний стоит задуматься о госплане, но тогда малому и среднему бизнесу на российском рынке будет нечего делать.


«Количество госкомпаний – 45, 50, 70% в конце концов, при такой концентрации вообще-то стоит задуматься о госплане. Потому что если значительная доля экономики состоит из успешных государственных компаний, ничего не стоит создать госплан, который все будет распределять. Тогда малому и среднему бизнесу здесь делать нечего, поскольку он незначителен», – пояснил председатель совета директоров НЛМК Владимир Лисин.


При этом сейчас сложно говорить, наступило ли время приватизации. «Если с 2005 года мы в 2 раза нарастили объем участия госсектора, когда были далеко не сложные для экономики времена, то почему вопрос приватизации не был решен? Сейчас же, когда положение достаточно сложное, мы задумываемся о приватизации», – добавил он.
Основная функция госкомпаний, по мнению В. Лисина, это прежде всего подставить плечо определенному сектору экономики в затруднительные времена, но следующий этап должен быть приватизацией.

Отделить лишнее
В принципе руководство госкомпаний и не отрицает того, что участие государственного и частного секторов носит для экономики волнообразный характер. Согласно точке зрения главы РЖД, частный и государственный секторы должны друг друга взаимодополнять. Но нельзя забывать, что существуют разные времена и нужно постоянно давать оценку тому, когда участие государственных структур выступает определенным стимулом, а когда нужно уступать дорогу частному сектору. Сейчас такой период, когда государство должно активно участвовать, но при этом понимать, каким образом можно привести дополнительные бизнесы к приватизации. «Мы активно обсуждаем Целевую модель, и я думаю, что мы предложим дополнительные направления, которые будет целесообразно приватизировать», – заключил О. Белозёров.


По словам генерального директора Российского фонда прямых инвестиций Кирилла Дмитриева, сейчас ведется активная работа с иностранными инвесторами и несмотря на сложные времена интерес к возможности покупать непрофильные бизнесы госкомпаний есть. «Сегодня есть конкретные проекты, где крупные госкомпании могут выделять непрофильные активы, к примеру медицинские услуги. ОАО «РЖД» особенно фокусируется на повышении эффективности. Мы работаем над целым рядом проектов», – рассказал он.


По словам Д. Мантурова, ведомство также готово к разгосударствлению и снижению доли госсобственности во многих подведомственных секторах.
Александра Можаровская 

Если Вы заметили ошибку, выделите, пожалуйста, необходимый текст и нажмите Ctrl+Enter, чтобы сообщить об этом редактору.


Чтобы оставить свой отзыв, Вам необходимо авторизоваться


ГОРЯЧИЕ ТЕМЫ



Читайте также

  1. На российском транспортном рынке активно продвигается китайская продукция. Являются ли поставки из КНР вариантом для снижения дефицита контейнеров и запчастей к вагонам?

Выставка Конгресс Конференция Круглый стол Премия Саммит Семинар Форум Дискуссионный клуб
Индекс цитирования Рейтинг@Mail.ru

Copyright © 2002-2024 Учредитель ООО «Редакция журнала «РЖД-Партнер»

Информационное агентство «РЖД-Партнер.РУ»

Главный редактор Ретюнин А.С.

адрес электронной почты rzdp@rzd-partner.ru  телефон редакции +7 (812) 418-34-92; +7 (812) 418-34-90

Политика конфиденциальности

При цитировании информации гиперссылка на ИА РЖД-Партнер.ру обязательна.

Использование материалов ИА РЖД-Партнер.ру в коммерческих целях без письменного разрешения агентства не допускается.

Свидетельство о регистрации СМИ ИА № ФС77-22819 от 11 января 2006 г., выдано Федеральной службой по надзору за соблюдением законодательства в сфере массовых коммуникаций и охране культурного наследия.

Любое использование материалов допускается только при наличии гиперссылки на ИА РЖД-Партнер.ру

Разработка сайта - iMedia Solutions