+7 (812) 418-34-95 Санкт-Петербург       +7 (495) 984-54-41 Москва
06.10.2015 16:23:50
Разное / Новости
РЖД-Партнер

ТТП: секретная сделка США перекроит мир?

Новая эра возможностей для быстрорастущих экономик Транстихоокеанского региона наступила: 12 стран, в числе которых США, Япония, Канада, Чили, Австралия и ряд других государств Юго-Восточной Азии, договорились о взаимном облегчении торговых барьеров на товары и услуги в рамках Транстихоокеанского партнерства (ТТП). Пока одни полны энтузиазма от создания крупнейшего в мире торгового союза, другие игроки рынка боятся остаться за бортом.
 

Основные тезисы

Уже наметились сферы, где ТТП окажет самое сильное влияние. Очевидно, что соглашение о торговле в результате предоставит доступ к ранее закрытому рисовому рынку Японии, защитит марки лекарственных препаратов от копирования и установит низкие тарифы на автомобили. Таким образом, пакт перепишет торговые отношения между 12 государствами, на которые приходится более 40% мирового производства. Пока еще соглашение не ратифицировано в Конгрессе США, но если это случится, то глобальных изменений не избежать. Основное влияние сделка окажет на три отрасли – фармацевтическое производство, авторынок и сельское хозяйство.

Что касается лекарственных препаратов, то согласно новым условиям устанавливается 5-летний период на эксклюзивную продажу таблеток, изготовленных из живых организмов. В настоящее время этот период в США составляет 12 лет. Однако в остальных государствах он намного меньше. AbbVie Inc., Celgene Corp. и Amgen Inc. уже начали подсчитывать убытки, так как их основной доход составляет производство дженериков. И в тех странах, где период патентной защиты был увеличен, им придется ожидать возможности начать производство гораздо дольше. Недовольны и основные игроки рынка США.

«Biotechnology Industry Organization уверена, что 12 лет эксклюзивности являются необходимым условием для привлечения инвестиций, требующихся для продолжения медицинских инноваций и разработки новых типов лечения и терапии», – отметил Джим Гринвуд, президент и главный исполнительный директор лоббистской группы BIO.

Что касается американских производителей автомобилей, они тоже недовольны сделкой ТТП, так как полагают, что отрасль США, Канады и Мексики значительно потеряет от соглашения. Однозначными победителями здесь станут японские производители, включая такого гиганта, как Toyota Motor Corporation. Напомним, что самым острым вопросом во время переговоров по ТТП было приобретение автокомпонентов за пределами 12 государств. Сообщается, что переговорщики сошлись на 45% местных запчастей, хотя Япония лоббировала еще более низкие показатели – в 32,5%. Но даже чуть менее половины дает возможность стране продолжить закупать дешевые автокомпоненты у Китая и получать преимущества от сниженных ввозных пошлин.

Для производителей сельскохозяйственной продукции из США сделка означает упрощение фитосанитарного контроля и снижение пошлин. «Пакт – огромная победа для экспортеров говядины. Сделка даст огромные возможности доступа к новому рынку», – отметил президент National Cattlemen’s Beef Association Филип Эллис. Однако паникуют производители молочных продуктов Канады – этот рынок частично будет открыт для сторонних игроков.

Логисты уходят во Вьетнам

В свою очередь, представители логистических компаний – от небольших, таких как, например, американская Geo. S. Bush & Co. Inc, до гигантов вроде UPS уже начали получать выгоду от ТТП. По мнению логистов, историческая сделка позволит снизить тарифы на перевозку большинства типов товаров. «ТТП для американских компаний означает возможность начать конкурировать с местными игроками», – говорит исполнительный директор UPS Дэвид Эбни.

Ассоциация потребителей электроники, члены которой ежегодно экспортируют товаров на общую сумму $36 млрд в страны ТТП, также рада отмене торговых барьеров. «Международная торговля является движущей силой доходов для американских компаний, больших и малых», – отметил президент ассоциации Гэри Шапиро.

Именно небольшие игроки сегодня активно рвутся в бой. Ранее из-за наличия высоких пошлин они даже не могли и подумать о выходе на другие рынки. «ТТП поможет решить все проблемы. Проигравших нет, только победители», – уверен исполнительный директор небольшой компании Agility из Кувейта Тарек Султан.

Однако скептики говорят, что реальную выгоду от ТТП логисты почувствуют еще не скоро, так как укрепление доллара сделало американские товары достаточно дорогими. «Но даже если пошлины и барьеры моментально не исчезнут, то логисты будут пока исследовать новые рынки, новые цепи поставок, новых потребителей, новые склады», – отмечает Питер Фридман, исполнительный директор Коалиции перевозчиков сельскохозяйственной продукции США.

Страной, которая однозначно выиграет от партнерства, станет Вьетнам, так как туда должны потянуться зарубежные инвесторы, уверена исполнительный директор Азиатского торгового центра Дебора Элмс. Вьетнамские товары также получат беспошлинный доступ на американский рынок. Сегодня производство все больше смещается из Китая именно во Вьетнам, и логисты уже начали изучать новый рынок. Возможно, это повлечет за собой смещение грузопотоков, товары будут перемещаться по маршруту Азия – Суэцкий канал – порты США, а не уходить на восток по Тихому океану. Это создаст сложности для экспортеров западного побережья США, которые зависят от водных перевозок.

Вьетнам уже сообщил, что потратит $1,5 млрд на развитие своей логистической системы и примется за активную модернизацию портов. Но эксперты полагают, что смещение цепей доставок произойдет еще очень не скоро – не ранее чем через 10 лет, так как Вьетнам, безусловно, выгодное место для основания производства, но настоящий кошмар для логистов.

Четыре года молчания

«Мы не можем позволить странам, таким как Китай, устанавливать правила мировой экономики, – отметил президент США Барак Обама в своей речи о ТТП. – Мы будем писать эти правила, открывая новые рынки для американской продукции, при этом повышая стандарты по защите рабочих и нашей окружающей среды».

Но фрагментарные высказывания экспертов, последовавшие затем в прессе, сегодня дают пока лишь общие предположения о победителях и аутсайдерах ТТП. Распространено мнение о том, что соглашение (текст которого пока держится в секрете) было создано лишь в интересах США. Другие, наоборот, полагают, что выиграют те, кто находится за пределами партнерства. Так, Китай сможет более активно продолжить поставлять продукцию в страны ТТП, в особенности в Азиатском регионе, пока те будут испытывать сложности с правилами ТТП.

Сложности с анализом последствий договора ТТП возникают по той причине, что текст до сих пор неизвестен публике и не будет доступен еще 4 года, даже если он будет одобрен Конгрессом США и в других странах. Джулиан Ассанж, основатель Wikileaks, полагает, что полный текст документа находится в секрете по той причине, чтобы не вызвать волнения в обществе. Портал Wikileaks опубликовал 29 глав соглашения, а в начале лета объявил, что заплатит $100 тыс. тому, кто достанет другие черновики. Как пишет издание Independent, когда представители Австралии и Новой Зеландии захотели ознакомиться с текстом, то вынуждены были подписать документ, что они не разгласят условия договора еще в течение 4 лет (черновик расписки имеется в распоряжении The Guardian).

«Этот крупнейший экономический договор вовсе не о торговле, – говорит Д. Ассанж. – Только 5 из 29 глав посвящены торговле. В остальных идет речь о контроле над интернетом и сборе информации. Говорится о том, что провайдеры должны предоставлять ее компаниям на определенных условиях». По его словам, много внимания также уделено регулированию условий труда, здравоохранению, банковским системам, приватизации и т. п.

Как отмечает эксперт, после окончательного заключения договора между всеми странами уже ничего нельзя будет повернуть вспять. Договор составлен в интересах крупнейших транснациональных корпораций. То есть при столкновении их интересов с государством преимущество получат именно частные игроки, полагает Д. Ассанж. Сильные компании из США теперь получат возможность приходить на другие, менее развитые, рынки, где к ним должны будут относиться точно так же, как и к местным игрокам.

В настоящее время у секретного соглашения ТТП большое количество оппозиционеров – от парламентариев до простых граждан и даже экологов. Но судить о том, как ТТП повлияет на мировой рынок, сложно ввиду отсутствия информации. Однако очевидно, что если информацию о соглашении века можно достать только с помощью портала, публикующего секретные данные из анонимных источников, то такое соглашение не может не вызывать опасений.

Кристина Александрова
 

Если Вы заметили ошибку, выделите, пожалуйста, необходимый текст и нажмите Ctrl+Enter, чтобы сообщить об этом редактору.


Чтобы оставить свой отзыв, Вам необходимо авторизоваться


ГОРЯЧИЕ ТЕМЫ



Читайте также

  1. На российском транспортном рынке активно продвигается китайская продукция. Являются ли поставки из КНР вариантом для снижения дефицита контейнеров и запчастей к вагонам?

Выставка Конгресс Конференция Круглый стол Премия Саммит Семинар Форум Дискуссионный клуб
Индекс цитирования Рейтинг@Mail.ru

Copyright © 2002-2024 Учредитель ООО «Редакция журнала «РЖД-Партнер»

Информационное агентство «РЖД-Партнер.РУ»

Главный редактор Ретюнин А.С.

адрес электронной почты rzdp@rzd-partner.ru  телефон редакции +7 (812) 418-34-92; +7 (812) 418-34-90

Политика конфиденциальности

При цитировании информации гиперссылка на ИА РЖД-Партнер.ру обязательна.

Использование материалов ИА РЖД-Партнер.ру в коммерческих целях без письменного разрешения агентства не допускается.

Свидетельство о регистрации СМИ ИА № ФС77-22819 от 11 января 2006 г., выдано Федеральной службой по надзору за соблюдением законодательства в сфере массовых коммуникаций и охране культурного наследия.

Любое использование материалов допускается только при наличии гиперссылки на ИА РЖД-Партнер.ру

Разработка сайта - iMedia Solutions