+7 (812) 418-34-95 Санкт-Петербург       +7 (495) 984-54-41 Москва
21.01.2016 12:50:00
ЖД Транспорт / Новости
РЖД-Партнер

Субсидии на вагоны

Операторов и вагоностроителей планируют поддержать государственными субсидиями, чтобы спасти отрасль от остановки предприятий и дефицита подвижного состава. Среди основных предложений – увеличение размера субсидий для покупателей инновационных вагонов (с повышенной грузоподъемностью) и поддержка экспорта. Участники рынка опасаются, что дефицит вагонов вызовет заметный рост цен на продукцию вагоностроения.  

 Преференции на выбор

В бюджете на 2015–2017 гг. заложено 7,1 млрд руб. на субсидирование процентных ставок по кредитам на покупку инновационных вагонов (2,3 млрд руб. – в 2015 г.). Раньше субсидия была единовременной, плюс можно было получить транш на покрытие 90% ставки по кредитам. С 2015 года можно выбрать только одну форму преференций. При подготовке программы поддержки транспортного машиностроения первый вице-премьер Игорь Шувалов поручил ведомствам учесть предложения увеличить субсидию до 250 тыс. руб. (сейчас – 130 тыс. руб.) и продлить срок ее действия с одного года до двух лет. Кроме того, министерства работают над деталями программы поддержки экспорта, особенности которой не раскрываются.


Также начальник управления регулирования транспорта ФАС России Дмитрий Рутенберг высказался за принятие мер господдержки, ориентированных на покупателей вагонов, в виде некой утилизационной премии либо иных аналогичных механизмов. По его оценке, для этого потребуются субсидии в размере примерно 2–3 млрд руб. в год в течение нескольких лет. «При восстановлении платежеспособности грузоотправителей, по нашим предварительным оценкам, согласованным с профильными ведомствами, через 2–3 года данная программа субсидирования может быть отменена», – подчеркнул представитель ФАС.


Актуальность предложений со стороны правительства и ФАС стала следствием вступившего в силу с 1 января запрета на продление срока службы устаревшего подвижного состава. В связи с этим в 2016 году истекает срок службы порядка 72 тыс. грузовых вагонов (6,5% всего парка на сети). «В условиях действия запрета на продление срока службы весь этот подвижной состав операторам придется списать. Кроме того, в зону риска попадают вагоны, срок службы которых заканчивается в 2017–2018 гг. Ведь в случае достижения ими межремонтных сроков может быть принято решение об утилизации этих вагонов, так как стоимость ремонта не будет окупаться за оставшийся срок службы», – говорит руководитель информационно-аналитического центра СОЖТ Игорь Лебедь.

И снова рост 
Вероятно, как отмечают в ИХ «Финам», значительная часть техники будет не списываться, а подвергаться капитальному ремонту. «Возможно также, что в свете падения товарооборота по ряду направлений данная мера не вызовет существенного стресса на рынке», – считает аналитик ИХ «Финам» Анатолий Вакуленко. По его прогнозам, дополнительные расходы на обновление парка вагонов будут подстегивать рост тарифов. Как отмечает И. Лебедь, большинство экспертов ожидает их повышения начиная с весны 2016 года. 
Всего в течение ближайших 2 лет, по прогнозу Министерства транспорта РФ, из парка будет выведено до 217 тыс. вагонов.


«Когда мы говорим о списании отработанного парка, особенно в специализированном сегменте, где возраст моделей доходит в среднем до 30 лет, мы, естественно, имеем в виду восполнение недостающих объемов подвижного состава через покупку. Взамен старых вагонов мы предлагаем рынку технику, которая полностью закрывает требования заказчиков в отношении экономичности, надежности, функциональности. Это, например, вагон для жидкого пека, хоппер из алюминиевых сплавов, который может быть использован в качестве и минераловоза, и зерновоза, а также комбинированный вагон с обратной загрузкой для глинозема и алюминия, танк-контейнеры, платформы. Переход на такие модели является закономерным эволюционным путем для отрасли», – комментирует ситуацию директор по развитию бизнеса «РМ Рейл» Андрей Водопьянов.


«Выбытие старых вагонов – это, безусловно, ключевой фактор, который будет влиять на спрос на новые вагоны. В то время как финансовый кризис данную потребность будет сдерживать. Однако в любом случае определенные виды подвижного состава потребуют замены в 2016 году, и, соответственно, на них будут размещены заказы на вагоностроительных предприятиях», – подчеркнули в УК «РэйлТрансХолдинг».

Правительственный толчок
В то же время на рынке существует и альтернативная версия. Так, в конце прошлого года операторы указывали, что запрет на продление срока эксплуатации вагонов с истекшим периодом службы окажет негативное влияние на экономику. Дефицит подвижного состава, за которым последует рост цен на продукцию вагоностроения, в конечном итоге выявит недостаток покупателей среди операторских компаний, которые не готовы приобретать их даже по текущим ценам.


«Сейчас у операторов сложная ситуация с наличием свободных средств на обновление парка вагонов, а также с привлечением кредитов на эти цели. Однако правительство, стремясь поддержать вагоностроителей и не допустить коллапса на рынке перевозок, постарается подтолкнуть банки с госучастием на выделение средств для кредитования этого процесса», – полагает А. Вакуленко.


Сами вагоностроители указывают, что необходимо рассмотреть возможность смягчения условий и требований Фонда развития промышленности при выдаче кредитов, принимая во внимание неустойчивое финансово-экономическое положение многих предприятий в отрасли. Кроме того, считают в компаниях, с учетом переизбытка вагоностроительных мощностей динамика сокращения производственных мощностей продолжится. «Это значит, нужны новые программы поддержки по диверсификации бизнеса для стимулирования выхода предприятий на новые рынки. Мы также надеемся на продление государственной поддержки в области инновационного вагоностроения, субсидирования программ, направленных на переквалификацию и обучение персонала. Это поможет отрасли сохранить профессиональные кадры», – подчеркивают в «РМ Рейл».
Мария Шевченко 

Если Вы заметили ошибку, выделите, пожалуйста, необходимый текст и нажмите Ctrl+Enter, чтобы сообщить об этом редактору.


Чтобы оставить свой отзыв, Вам необходимо авторизоваться


ГОРЯЧИЕ ТЕМЫ



Читайте также

  1. На российском транспортном рынке активно продвигается китайская продукция. Являются ли поставки из КНР вариантом для снижения дефицита контейнеров и запчастей к вагонам?

Выставка Конгресс Конференция Круглый стол Премия Саммит Семинар Форум Дискуссионный клуб
Индекс цитирования Рейтинг@Mail.ru

Copyright © 2002-2024 Учредитель ООО «Редакция журнала «РЖД-Партнер»

Информационное агентство «РЖД-Партнер.РУ»

Главный редактор Ретюнин А.С.

адрес электронной почты rzdp@rzd-partner.ru  телефон редакции +7 (812) 418-34-92; +7 (812) 418-34-90

Политика конфиденциальности

При цитировании информации гиперссылка на ИА РЖД-Партнер.ру обязательна.

Использование материалов ИА РЖД-Партнер.ру в коммерческих целях без письменного разрешения агентства не допускается.

Свидетельство о регистрации СМИ ИА № ФС77-22819 от 11 января 2006 г., выдано Федеральной службой по надзору за соблюдением законодательства в сфере массовых коммуникаций и охране культурного наследия.

Любое использование материалов допускается только при наличии гиперссылки на ИА РЖД-Партнер.ру

Разработка сайта - iMedia Solutions