+7 (812) 418-34-95 Санкт-Петербург       +7 (495) 984-54-41 Москва
28.10.2015 15:52:20
Разное / Новости
РЖД-Партнер

Шелковый путь с Россией или без?

Сегодня существует несколько международных транспортных коридоров, но при этом постоянно идет разработка новых. Причем некоторые из них нацелены на то, чтобы провести груз в обход России. Так, в начале недели стало известно, что казахстанские предприниматели в подписании соглашения с портом Клайпеда вышли на финишную прямую. В связи с чем грузы на Казахстан и через Казахстан планируют формировать именно в Клайпеде: порт не замерзает и крайне удобен с транзитной точки зрения. Как такая ситуация повлияет на развитие транзитных грузопотоков по территории РФ?
 

Шелковые модификации

По словам генерального секретаря международной ассоциации «Координационный совет по транссибирским перевозкам» (КСТП) Геннадия Бессонова, в последнее время вокруг международного транспортного коридора происходит слишком много путаницы.


«Проект «Шелковый путь» сам по себе не новый. Сейчас есть несколько «шелковых» модификаций: «Шелковый путь», «Шелковый ветер»… Но ни одна из них ничего нового не привносит в логистику грузов. Сегодня все, что связано с этим проектом, имеет предположительный характер. Реально же грузы по этому направлению не возятся в силу того, что не отработана логистика», – комментирует он.


Многие опасаются, что развитие Нового Шелкового пути может привести к снижению роли Транссиба. И казахстанские компании ведут активную работу в этом направлении. С одной стороны, развивая инфраструктуру, с другой – подписывая соглашения с европейскими игроками. Однако, по мнению Г. Бессонова, подготовка соглашения между казахстанскими операторами и литовским портом – позитивный шаг. «Чем больше соглашений, тем больше возможностей для сотрудничества», – подчеркивает он. Тем более что проехать из порта Клайпеда в Казахстан или в обратном направлении, минуя территорию РФ, невозможно.

Логистика и ничего лишнего

Сегодня, по словам генерального секретаря КСТП, грузоотправитель выбирает проверенную и известную технологию поставки. «Нужно исходить из того, где и какая грузовая база формируется. Однако доставка грузов из Китая в любом случае осуществляется с заходом на Транссибирскую магистраль», – отмечает он.

Поясним, что если груз поступает на территорию России через порты Дальнего Востока, например, из Шанхая, то далее по Транссибирской магистрали он следует в Европу. Если груз формируется в северных провинциях Китая, то рациональнее везти его через Достык (Казахстан). Тогда на Транссиб он поступает в Челябинской или Оренбургской областях. Существует и третий вариант, когда груз идет через Наушки (Монголия). Как правило, этот маршрут используют в тех случаях, когда груз производится в центральных районах Китая.

«Сегодня груз идет по максимально короткому расстоянию. И усилия транспортных компаний направлены на создание таких логистических продуктов, которые приводят к значительному сокращению сроков доставки. А это возможно лишь при правильной логистике, то есть оптимально разработанном маршруте и увеличении скорости за счет применения всех видов транспортно-логистических услуг», – отмечает Г. Бессонов.

Скорость важнее политики

Шелковый путь может сыграть двойную роль. «Скорее всего, он станет серьезным конкурентом Транссибу и заберет на себя часть грузопотока. С другой стороны, при грамотном подходе он может стать дублером магистрали, позволяющим освободить его от тех грузов, которые невыгодно по нему перевозить. Кроме того, можно было бы переключать контейнеры с одной магистрали на другую в случае пиковых нагрузок на одной из них. Для этого необходимо сформировать соединение между Транссибом и Шелковым путем. Одной из таких связей как раз и может выступать ответвление через Новосибирск на Казахстан и Китай», – рассуждает президент Союза транспортников, экспедиторов и логистов Сибири Сергей Максимов.


Участники рынка также отмечают, что реальной альтернативы Транссибирской магистрали пока не существует. Транспортировка грузов в обход России через Афганистан, Пакистан, Ирак или Иран, Армению и Грузию может быть нерегулярной и опасной из-за нестабильной политической ситуации в этих странах. А в случае прохождения коридора по маршруту Китай – Казахстан – Азербайджан через Каспийское море необходима организация железнодорожно-морских переправ. Все это не позволяет говорить об эффективности рассматриваемых маршрутов как с точки зрения скорости доставки, так и с точки зрения стоимости и сохранности грузов.


Все, что происходит сейчас, по мнению Г. Бессонова, говорит о том, что Китай пытается выстроить альтернативный коридор и одновременно как усилить свое влияние, так и диверсифицировать маршруты, чтобы иметь более гибкую возможность для транспортировки грузов в Европу.

Татьяна Симонова 

Если Вы заметили ошибку, выделите, пожалуйста, необходимый текст и нажмите Ctrl+Enter, чтобы сообщить об этом редактору.


Чтобы оставить свой отзыв, Вам необходимо авторизоваться


ГОРЯЧИЕ ТЕМЫ



Читайте также

  1. На российском транспортном рынке активно продвигается китайская продукция. Являются ли поставки из КНР вариантом для снижения дефицита контейнеров и запчастей к вагонам?

Выставка Конгресс Конференция Круглый стол Премия Саммит Семинар Форум Дискуссионный клуб
Индекс цитирования Рейтинг@Mail.ru

Copyright © 2002-2024 Учредитель ООО «Редакция журнала «РЖД-Партнер»

Информационное агентство «РЖД-Партнер.РУ»

Главный редактор Ретюнин А.С.

адрес электронной почты rzdp@rzd-partner.ru  телефон редакции +7 (812) 418-34-92; +7 (812) 418-34-90

Политика конфиденциальности

При цитировании информации гиперссылка на ИА РЖД-Партнер.ру обязательна.

Использование материалов ИА РЖД-Партнер.ру в коммерческих целях без письменного разрешения агентства не допускается.

Свидетельство о регистрации СМИ ИА № ФС77-22819 от 11 января 2006 г., выдано Федеральной службой по надзору за соблюдением законодательства в сфере массовых коммуникаций и охране культурного наследия.

Любое использование материалов допускается только при наличии гиперссылки на ИА РЖД-Партнер.ру

Разработка сайта - iMedia Solutions