+7 (812) 418-34-95 Санкт-Петербург       +7 (495) 984-54-41 Москва
22.10.2015 17:05:05
Водный транспорт / Новости
РЖД-Партнер

Обзор рынка грузовых речных перевозок (сентябрь 2015 г.)

Из 15 речных бассейнов по итогам 9 месяцев 2015-го только четырем удалось добиться положительной динамики грузоперевозок. Эксперты прогнозируют дальнейшее падение объемов. Но так ли все безнадежно?
 

Водный рейтинг

Навигация в ряде бассейнов практически завершена. Снижение оказалось не таким значительным, как прогнозировали многие эксперты, – всего на 3,7%, до 97,3 млн т. За 9 месяцев в физическом выражении было перевезено на 3,88 млн т меньше, чем за аналогичный период прошлого года. Наибольшее падение произошло у компаний, работающих в Печорском бассейне, – на 54,8%, Обь-Иртышском – на 31%, Обском – на 27,7%, Камском – на 26,1%. А в Волго-Донском и Азово-Донском бассейнах – на 10,3 и 7,2% соответственно. И это притом, что мелеют реки, находящиеся в центральной части России, а не в Сибири.

«На сибирских реках в этом году ситуация более или менее нормализовалась, в центральной части России движение судов затруднено. Водный транспорт предназначен для доставки больших партий грузов и на дальние расстояния. Допустим, перевозка осуществляется на 1,5 тыс. км. Если на протяжении 1,2 тыс. км все хорошо, а на последующих километрах начинаются проблемы, то вся система перестает работать», – комментирует президент Российской палаты судоходства Алексей Клявин.

Однако несмотря на отрицательную динамику в целом по отрасли некоторым удалось нарастить объемы перевезенных грузов. Например, компании Амурского бассейна перевезли за 9 месяцев 2015-го на 60,6% больше грузов, чем в 2014 году. На 20% увеличился объем перевозок в Енисейском бассейне. Менее успешно нарастили объемы судоходные компании Московского и Волжского бассейнов – 13,8 и 1% соответственно.

Деньги как волной смыло

В 2014-м потери речников из-за волжской проблемы составили порядка 3 млрд руб. Согласно докладу комиссии по транспорту и транспортной инфраструктуре РСПП, общие убытки судоходных компаний по итогам года могут достичь 20 млрд руб. В текущий навигационный сезон на Единой глубоководной системе европейской части РФ, на которую приходится 70–75% объема перевозки грузов внутренним водным транспортом, сложилась критическая ситуация.

Особенно остро аномально низкая водность проявляется на Волге и Нижнем Дону. «Сегодня Волга, наша основная водная артерия, в районе Городца разделена на две части. Если движение грузов ограниченно, то сквозная перевозка пассажиров вообще невозможна. Такая ситуация на реке продолжается уже третий год», – констатирует заместитель министра транспорта РФ Виктор Олерский. Это снижает провозную способность флота и в результате может привести к потере определенного объема грузов. К тому же новые суда строятся в расчете на то, что их осадка будет составлять 3,6–4 м. Это значит, что использовать их на полную мощность будет невозможно, в этой связи срок окупаемости новых судов опять-таки возрастет. В Волжском пароходстве подтверждают тяжелую ситуацию на Нижнем Дону и отмечают новую проблему – обширное обмеление на Оке: «В этом году на участке от Калуги до Коломны сквозного судоходства просто нет». Также появились сложности на участке ниже Рязани. В 2015-м к традиционной проблеме недостаточных глубин Волги в районе Нижнего Новгорода добавился кризис на Нижнем Дону, вызванный обмелением Цимлянского водохранилища.

Из-за прогрессирующей маловодности, цикл которой, по подсчетам ученых, продлится еще как минимум 14 лет, невозможность загрузить суда так, чтобы окупить себестоимость перевозки, приводит к уходу клиента на железнодорожный или автомобильный транспорт.

Глубина грузоперевозок

Пока лимитирующие участки с фактическими глубинами менее 4 м значительно ограничивают провозную способность. Именно это, по мнению как участников рынка, так и представителей Росморречфлота, является основной причиной падения объема перевозок по ВВП. «Уже второй год подряд навигация проходит в условиях недостаточной водности», – комментируют в ведомстве. «Это не позволяет использовать грузоподъемность судов в полной мере, что снижает привлекательность водных перевозок», – комментирует генеральный директор транспортно-экспедиторской компании «Совфрахт-НН» Виталий Лебедев.

Больше всего данная ситуация влияет на перевозки нефти и нефтепродуктов, песка, нерудных материалов, минеральных удобрений. Их перегрузка на промежуточных точках не всегда возможна из-за специфики груза. Также недостаток воды негативно отразился на перевозке крупногабаритного тяжеловесного оборудования, которое иначе как рекой перевезти невозможно, отмечается в докладе РСПП. Однако такие традиционные для рек грузы, как зерно, лес, химические и минеральные удобрения, а также лом черных металлов, проектные грузы и оборудование, по-прежнему доставляются водным транспортом.

Аналитики считают, что в текущем году ситуация осложнилась еще и экономическими и политическими моментами, которые затронули все сферы деятельности, в том числе и речные перевозки.

Татьяна Симонова 

Если Вы заметили ошибку, выделите, пожалуйста, необходимый текст и нажмите Ctrl+Enter, чтобы сообщить об этом редактору.


Чтобы оставить свой отзыв, Вам необходимо авторизоваться


ГОРЯЧИЕ ТЕМЫ



Читайте также

  1. На российском транспортном рынке активно продвигается китайская продукция. Являются ли поставки из КНР вариантом для снижения дефицита контейнеров и запчастей к вагонам?

Выставка Конгресс Конференция Круглый стол Премия Саммит Семинар Форум Дискуссионный клуб
Индекс цитирования Рейтинг@Mail.ru

Copyright © 2002-2024 Учредитель ООО «Редакция журнала «РЖД-Партнер»

Информационное агентство «РЖД-Партнер.РУ»

Главный редактор Ретюнин А.С.

адрес электронной почты rzdp@rzd-partner.ru  телефон редакции +7 (812) 418-34-92; +7 (812) 418-34-90

Политика конфиденциальности

При цитировании информации гиперссылка на ИА РЖД-Партнер.ру обязательна.

Использование материалов ИА РЖД-Партнер.ру в коммерческих целях без письменного разрешения агентства не допускается.

Свидетельство о регистрации СМИ ИА № ФС77-22819 от 11 января 2006 г., выдано Федеральной службой по надзору за соблюдением законодательства в сфере массовых коммуникаций и охране культурного наследия.

Любое использование материалов допускается только при наличии гиперссылки на ИА РЖД-Партнер.ру

Разработка сайта - iMedia Solutions