+7 (812) 418-34-95 Санкт-Петербург       +7 (495) 984-54-41 Москва
13.04.2016 11:16:35
ЖД Транспорт / Обзоры
РЖД-Партнер

Обзор грузовых железнодорожных перевозок в марте 2016 года

По данным ОАО «РЖД», сетевая погрузка в марте 2016-го составила 105,1 млн т, что на 2% больше, чем за аналогичный период прошлого года. Таким образом, положительный тренд в грузовой работе, наметившийся ранее (в феврале 2016 г. прирост погрузки достиг 2,9%), сохраняется. Есть на рынке грузовых железнодорожных перевозок и относительно новые явления: крупные грузоотправители стали чаще обращаться к регуляторам с просьбами либо об отмене повышенных тарифов, либо о сохранении полученных ранее льгот.
По данным ОАО «РЖД», сетевая погрузка в марте 2016-го составила 105,1 млн т, что на 2% больше, чем за аналогичный период прошлого года. Таким образом, положительный тренд в грузовой работе, наметившийся ранее (в феврале 2016 г. прирост погрузки достиг 2,9%), сохраняется. Есть на рынке грузовых железнодорожных перевозок и относительно новые явления: крупные грузоотправители стали чаще обращаться к регуляторам с просьбами либо об отмене повышенных тарифов, либо о сохранении полученных ранее льгот.

В марте 2016-го среднесуточная погрузка составила 3388,5 тыс. т в сутки. Грузооборот железнодорожного транспорта снизился по сравнению с аналогичным периодом прошлого года на 1,2% и составил 197,7 млрд тарифных т-км. Грузооборот с учетом пробега вагонов в порожнем состоянии за это же время сократился на 1,7% и составил 253,2 млрд т-км.
В структуре грузовой работы в марте 2016-го по сравнению с прошлым годом существенно выросли лишь объемы грузов первого тарифного класса – на 6% – при одновременном снижении погрузки грузов второго класса на 3,7% и третьего класса – на 2%. Так, в течение месяца было погружено 28,2 млн т угля, что на 5,2% больше, чем в марте 2015 года. Напомним, что, по данным Минэнерго России, в январе – феврале 2016-го объем добычи угля в стране увеличился на 4,5% в годовом исчислении, объем экспорта угля также вырос на 4,5%, а расчетный индекс средних цен российских производителей на каменный энергетический уголь увеличился на 3,4% (относительно конца декабря 2014 г.). При этом по состоянию на 25.03.2016 г. из-за снижения спроса на твердое топливо со стороны российских предприятий, а также профицита его запасов на складах данный показатель снизился на 3,5% (к концу декабря 2015 г.).
Что касается экспорта, то в начале марта 2016 года Южная Корея ввела запрет на заход в южнокорейские порты судов третьих стран, побывавших в Северной Корее в последние полгода. Отраслевые эксперты считают, что по этой причине поставка российского угля для южнокорейских компаний через транспортный коридор Хасан – Раджин может прекратиться. Однако поставки в Китай не должны пострадать, так как в Поднебесной по-прежнему планируют сократить около 1,8 млн рабочих на угольных шахтах, что снизит уровень добычи угля на 500 млн т. «Это позволяет сделать позитивный прогноз относительно поставок российского угля в Китай, – считают эксперты. – Если поставки для Южной Кореи удастся переориентировать на другие рынки, то в среднесрочной перспективе экспорт российского угля может остаться на высоком уровне».
Рост сохранил и другой низкодоходный сегмент – строительные грузы. За март 2016-го их было погружено 11,9 млн т, что на 22,7% больше, чем годом ранее. Любопытно, что динамика погрузки цемента в марте сменила тренд: вместо уже ставшего привычным падения объемы по цементу сохранились на уровне прошлого года (2,1 млн т). «Основных причин увеличения объемов погрузки стройгрузов две: первая заключается в том, что из-за теплой погоды раньше обычного стали завозить щебень для производства путевых работ на железных дорогах, а вторая – оживились некоторые строительные проекты», – отметил генеральный директор ООО «Промнерудтранс» Андрей Громовой. По его словам, рост внутрироссийской погрузки щебня на сети РЖД также связан с тем, что практически полностью прекратились импортные поставки из Украины и теперь они замещены российской продукцией.
В марте 2016-го на сети РЖД было погружено 20,7 млн т нефти и нефтепродуктов, что на 8,4% меньше, чем годом ранее. При этом начиная со второй декады января из-за сокращения добычи нефти в США и странах ОПЕК стартовал период ценового роста на эту продукцию. Так, к середине марта мировые биржевые цены на нефть марки Brent выросли на 45%. Эксперты отмечают, что в настоящий момент, когда государство уделяет большое внимание строительству трубопроводной системы Восточной Сибири, железнодорожный транспорт испытывает сильнейшую конкуренцию со стороны трубопроводного. «На заводы Хабаровска и Комсомольска-на-Амуре, Дацина, Козьмино пойдут трубопроводы – и железнодорожникам будет сложно здесь работать, – считает заведующий кафедрой нефтегазотрейдинга и логистики РГУ нефти и газа им. И. М. Губкина Юрий Щербанин. – Но при этом важно, чтобы ОАО «РЖД» учитывало, что на самом деле часть компаний «Транснефти», которая занимается нефтепродуктопроводами, строит их не очень много, хотя и усиливает пропускную способность нефтепровода «Дружба» и т. д.». С другой стороны, по мнению эксперта, сегмент перевозки светлых нефтепродуктов, дизельного топлива, включая бензин, остается все-таки за железнодорожными перевозками. «У РЖД должны быть свои прогнозы, так как светлые нефтепродукты прокачиваться по трубопроводу не будут, – уточняет Ю. Щербанин. – К примеру, сейчас у нас уже выпускают бензин Евро-5, в частности на Туапсинском заводе, его все равно нужно возить в цистернах, так как через трубопровод в конце цепочки получится уже не Евро-5, а нечто другое».
В марте 2016-го погрузка черных металлов на сети РЖД составила 6,6 млн т, что на 3,1% больше, чем годом ранее. При этом по итогам января – марта сохраняется падение их погрузки на 4,8%, до 17,8 млн т. В ОАО «РЖД» считают, что такая ситуация связана со снижением выпуска стали и основных позиций по металлоизделиям. Действительно, по данным Росстата, в январе – феврале текущего года выпуск стали в РФ снизился на 6,8% к соответствующему периоду прошлого года, готового стального проката – на 8,9%, стальных труб – на 3,3%. Основная причина – сокращение экспорта из-за рисков, связанных с введением в ряде стран ограничительных мер нетарифного регулирования против российских металлургов. Так, помимо уже введенных в 2015 году рядом стран пошлин на импорт отдельных видов стальной продукции из России, Еврокомиссия (в феврале 2016 г.) и Турция (в январе 2016 г.) ввели антидемпинговые таможенные пошлины на продукцию российских металлургов.
При этом рост погрузки черных металлов в марте может объясняться тем, что с января 2016 года РЖД отменили до конца I квартала экспортную надбавку (13,4%) на их перевозку при условии сохранения объемов погрузки не меньше, чем в 2015-м.
Кроме того, металлурги получили дополнительную скидку (1,1%) при транспортировке на расстояние более 5 тыс. км через участки Уссурийск – Барановский или Комсомольск-Сортировочный – Ландыши на Дальнем Востоке. До 31 декабря 2016 года продлена действовавшая в 2015-м 21,5%-ная скидка к экспортному тарифу (скидка к базовому тарифу составляет 11%) на перевозки железорудного концентрата в полувагонах груженым рейсом в направлении порта Мурманск при условии перевозки на расстояние не более 1,1 тыс. км и отправки из Мурманска морем в Китай. Добавим, что в ОАО «РЖД» планируют продлить действие нулевого коэффициента к тарифам на экспортные перевозки черных металлов до конца 2016 года.
В марте 2016-го на сети РЖД погрузили 4,8 млн т химических и минеральных удобрений, что на 6,7% больше, чем годом ранее (в феврале рост составил 6,9%). Таким образом, позитивный тренд в этом сегменте сохраняется. Напомним, что, по данным Росстата, в январе – феврале 2016-го объем производства минеральных удобрений увеличился на 4% в годовом исчислении. По мнению отраслевых экспертов, девальвация рубля обеспечила устойчивое положение российских компаний на мировом рынке минеральных удобрений, что будет способствовать сохранению экспортного грузопотока. Внутреннее потребление будет сохраняться при поддержке АПК со стороны государства, а также при выполнении планов по увеличению посевной в 2016-м. Поставки удобрений из России нарастили Бразилия, Украина, а также Польша и ОАЭ, которые в прошлом году почти не осуществляли закупки.
Любопытно, что химики вслед за металлургами и угольщиками также ждут льгот на железнодорожные перевозки. В марте 2016 года крупнейшие российские производители азотных и калийных удобрений «Уралхим» и «Уралкалий» попросили правительство отменить повышенный на 13,4% в конце 2014-го тариф на экспортные железнодорожные перевозки. Мотивация грузовладельцев простая: с 2014 года рыночная стоимость удобрений снизилась на 40–50%, а доля транспортных расходов в издержках существенно выросла. Эксперты полагают, что ОАО «РЖД» будет сложно отказать химикам, так как аналогичные уступки были сделаны ранее производителям угля и черных металлов, а объемы перевозок «Уралкалия» и «Уралхима» по железной дороге составляют около 25 млн т в год. По словам аналитика Raiffeisen Bank Константина Юминова, после сильного падения цен на почти все виды удобрений доля тарифа РЖД в их стоимости стала для производителей весьма ощутимой и негативно сказывается на маржинальности. По его мнению, в ближайшее время предпосылок для роста цены на удобрения нет из-за низкого спроса и высокого уровня запасов у крупнейших потребителей.
Кстати, компания UC Rusal также обратилась к вице-премьеру Аркадию Дворковичу с просьбой рассмотреть возможность отмены права РЖД на применение надбавки к тарифу в размере 13,4% или ввести мораторий на ее применение еще в феврале. «Такое решение позволит сохранить показатели доходности РЖД и станет положительным сигналом для бизнеса, повысив предсказуемость транспортных затрат», – считают в UC Rusal.
В марте 2016-го на сети РЖД было погружено 1,9 млн т зерна, что на 26,6% больше, чем годом ранее. Напомним, что в феврале перевозки зерна и продуктов перемола по железным дорогам увеличились на 21,3%. Отраслевые аналитики прогнозируют дальнейший рост экспорта, так как мировые цены на зерно остаются высокими. К тому же за счет девальвации рубля традиционные конкуренты на мировом рынке проигрывают в стоимости продукции. В связи с этим правительство рассматривает вопрос об обнулении экспортной пошлины на пшеницу. Напомним, что Россия для стабилизации ситуации на внутреннем рынке зерна с 1 февраля 2015 года ввела экспортную пошлину на пшеницу. Первая версия ее формулы с привязкой к курсу евро действовала до 15 мая, после чего была отменена. С 1 июля была введена новая формула пошлины – с привязкой к рублевым ценам на зерно, однако в сентябре была изменена и она. С 1 октября экспортная пошлина на пшеницу составляет 50% от таможенной стоимости минус 6,5 тыс. руб./т, но не менее 10 руб./т.

Марина Ермоленко
Если Вы заметили ошибку, выделите, пожалуйста, необходимый текст и нажмите Ctrl+Enter, чтобы сообщить об этом редактору.


Чтобы оставить свой отзыв, Вам необходимо авторизоваться


ГОРЯЧИЕ ТЕМЫ



Читайте также

  1. На российском транспортном рынке активно продвигается китайская продукция. Являются ли поставки из КНР вариантом для снижения дефицита контейнеров и запчастей к вагонам?

Выставка Конгресс Конференция Круглый стол Премия Саммит Семинар Форум Дискуссионный клуб
Индекс цитирования Рейтинг@Mail.ru

Copyright © 2002-2024 Учредитель ООО «Редакция журнала «РЖД-Партнер»

Информационное агентство «РЖД-Партнер.РУ»

Главный редактор Ретюнин А.С.

адрес электронной почты rzdp@rzd-partner.ru  телефон редакции +7 (812) 418-34-92; +7 (812) 418-34-90

Политика конфиденциальности

При цитировании информации гиперссылка на ИА РЖД-Партнер.ру обязательна.

Использование материалов ИА РЖД-Партнер.ру в коммерческих целях без письменного разрешения агентства не допускается.

Свидетельство о регистрации СМИ ИА № ФС77-22819 от 11 января 2006 г., выдано Федеральной службой по надзору за соблюдением законодательства в сфере массовых коммуникаций и охране культурного наследия.

Любое использование материалов допускается только при наличии гиперссылки на ИА РЖД-Партнер.ру

Разработка сайта - iMedia Solutions