Тема дня

ФАС России может инициировать возврат ценового регулирования стивидорных услуг Опубликовано 24.06.2016
Сразу несколько российских стивидорных компаний подозревают в установлении монопольно высоких цен на услуги по перевалке контейнеров, зерна, нефти и минеральных удобрений. (подробности online

Читать далее

Меняется законодательство – корректируются условия перевозок

Меняется законодательство – корректируются условия перевозок
от 19.01.2016 13:58

Раздел: Комментарии

 Внесение поправок в недавно выпущенные нормативные документы ОАО «РЖД», регламентирующие порядок приема и выполнения заявок на железнодорожные перевозки, мотивировано теми изменениями в российском законодательстве, которые произошли перед этим – во второй половине прошлого года.

По новым правилам
В частности, постановлением правительства РФ № 1180 от 31.10.2015 г. были утверждены новые Правила перемещения порожних грузовых вагонов на железнодорожном транспорте, в которых подробно указан порядок уведомления клиента о перемещении порожних грузовых вагонов на железнодорожную станцию перемещения. В них сказано, что перевозчик уведомляет владельца вагонов с помощью электронных средств связи после подачи порожних грузовых вагонов на железнодорожные пути общего пользования.
При этом порядок взаимодействия перевозчика, владельца инфраструктуры с владельцем вагонов при передаче уведомления о перемещении порожних грузовых вагонов определяется договором, заключаемым между владельцем вагонов и перевозчиком, регламентирующим вопросы обмена электронными документами и электронного информирования.
Кроме того, 14 декабря 2015 года в Минюсте был зарегистрирован приказ Минтранса об утверждении изменений в форму заявки на перевозку грузов железнодорожным транспортом (ГУ-12). В нем уточняются правила приема перевозчиком заявок грузоотправителей на доставку грузов железнодорожным транспортом. Теперь форма заполняется по каждой станции, по каждой номенклатурной группе груза, а также по признакам отправки, принадлежности вагонов (контейнеров) и по видам сообщения.


Заявки для перевозок в прямом сообщении по общему правилу подаются не менее чем за 10 дней, а в международном и смешанном сообщениях, а также в сторону морских портов – не позднее 15 дней. Перевозчик должен в течение 2 дней согласовать транспортировку – в полном объеме или частично, о чем опять-таки обязан уведомить клиента. Кроме того, в документе фигурирует право последнего осуществлять подобное взаимодействие в электронном виде.


Соответственно, как пояснили в ОАО «РЖД», потребовалось уточнить и порядок обмена электронными документами.

В Минтрансе ожидают улучшений
По словам директора департамента государственной политики в области железнодорожного транспорта Минтранса России Вячеслава Петренко, данное нововведение, с одной стороны, поможет дисциплинировать грузоотправителей при планировании перевозок, а с другой – будет содействовать улучшению технологии работы железнодорожного транспорта.
В Минтрансе также сообщили, что стремятся создать условия, которые благоприятствовали бы развитию безбумажных технологий при обеспечении железнодорожных перевозок. Такие технологии способствуют более четкому взаимодействию между перевозчиком и грузовладельцем. Однако они же предполагают определенный уровень формализации бизнес-процедур, сказал представитель ОАО «РЖД». Вот почему появилась необходимость указывать в ГУ-12 конкретную дату перевозки и точное наименование организации – собственника вагона, в котором груз будет перевозиться.

В бочке меда – ложка дегтя
Правда, некоторые грузовладельцы высказали опасения, что в связи с новыми требованиями возникнут новые технологические сложности. Например, их озвучила руководитель направления «Внешняя логистика» ОАО «НЛМК» Татьяна Дурейко: по ее словам, производителям сложно отразить точный график отгрузки в рамках ГУ-12. Кроме того, у предприятий, пользующихся услугами разных операторов, подобное требование влечет в таком случае внесение корректировок в уже поданную заявку.


«Здесь есть и еще один деликатный момент: грузоотправитель ограничен в праве на изменение данных о владельце вагона по согласованной заявке на перевозку», – отметил заместитель председателя НП ОЖдПС Денис Семенкин.
По его словам, это можно сделать, только если вагоны такого владельца еще не приняты к перевозке в порожнем виде в адрес данного грузоотправителя или переадресованы в адрес другого грузоотправителя, а также в отношении парка, который признан технически неисправным.


По мнению эксперта, в правилах содержится очень спорный пункт, позволяющий перевозчику менять подвижной состав по заявке грузоотправителя, если вагоны задержаны в пути следования и их владельцем не обеспечена замена таких вагонов. «В случае бросания порожних вагонов на пути к станции назначения грузоотправитель может не дожидаться прихода этих вагонов, а направлять обращение перевозчику об отказе от вагонов данного владельца и указывать в заявке нового собственника подвижного состава. По логике вагоны в составе брошенных поездов, от которых грузоотправитель отказался, тогда должны встать на платный простой», – полагает Д. Семенкин.
Участники рынка считают, что правила еще требуют уточнений.

Точность – вежливость оператора
Однако вот как прокомментировал данные факты президент НП «Гильдия экспедиторов» Семен Резер: «Мне известны подобные проблемы. Да, недавно принятые нормативные акты вызвали определенные неудобства грузоотправителям. Однако следует посмотреть и оборотную сторону медали: на сети РЖД благодаря ужесточению требований появилась возможность лучше планировать перевозки. Сегодня создаются предпосылки для более четкой подачи вагонов». По данным С. Резера, выигрыш от ужесточения требований в целом превышает те недостатки, о которых говорят грузовладельцы.
Тем более что способы выхода из подобной ситуации известны. В частности, как отмечают эксперты, это консолидация мелких партий вагонов от разных собственников в пул под управлением одного оператора, улучшение цепочек поставок.
Александр Солнцев

В раздел "Комментарии" Назад к разделам статей

Печатная версия

Вам нужно авторизоваться или зарегистрироваться чтобы оставить комментарий

Комментарии (0)
  • Нижний 1 (Стрела)