В последнее время очень много говорится о вариантах снижения стоимости авиабилетов. Однако как изменилась расценки на перелеты внутри страны? Пока на государственном уровне обсуждаются меры поддержки отрасли, авиакомпании, чтобы обеспечить загрузку флота, устанавливают конкурентные цены на перелеты.
В декабре 2015-го компания «РоссТур» провела исследование, по результатам которого выяснилось, что жители крупных городов пересаживаются с поездов на самолеты. Если раньше самым популярным способом добраться до главных отечественных курортов зимой был поезд, то теперь туристы предпочитают экономить драгоценные дни отдыха и выбирают перелет. Так, при бронировании отеля в Сочи около 45% туристов покупали одновременно и авиабилеты и только 32% – железнодорожные билеты до места отдыха. Прошлой зимой ситуация была обратной. Еще более внушительная статистика по курорту Минеральные Воды: 55% отдыхающих – перелет и 29% – путь по железной дороге (16% используют иной транспорт). Два из трех главных экскурсионных направлений зимы – Москва и Санкт-Петербург – также показали существенный рост сопутствующих продаж авиабилетов – на 95 и 61%, для железнодорожных билетов – на 36 и 20% соответственно. А вот третья по популярности у туристов новогодняя Казань, наоборот, привлекла больше железнодорожных путешественников, чем любителей полетов, рост продаж – 65 против 17%.
Во многом увеличению спроса именно на авиабилеты способствовало то, что накануне праздников многие авиакомпании проводили акции и предлагали новые решения по снижению стоимости перелета.
По данным Минтранса России, средняя стоимость авиабилета в 2015 году возросла на 6,7%, до 6,7 тыс. руб. Напомним, что в течение года она увеличивалась дважды: в высокий сезон (до 9%) и в середине октября прошлого года после ухода с рынка «Трансаэро». Однако уже в декабре эксперты отмечали обратную тенденцию. Средняя стоимость авиабилета на внутренний перелет, приобретенного в декабре 2015 года, снизилась на 8% по сравнению с декабрем 2014-го, с 13 782 до 12 687 руб. При этом у международных билетов она выросла в среднем на 10%, с 27 991 до 30 740 руб. Об этом свидетельствует статистика билетного агрегатора Skyscanner. Отметим, что по итогам 2014 года средняя стоимость авиабилета осталась на уровне 2013-го.
Отраслевые аналитики отмечают, что авиабилеты в России значительно подешевели не только во внутреннем, но и в международном сообщении. Так, с 1 по 10 января 2016-го стоимость авиабилетов снизилась в среднем на 28% по сравнению с аналогичным периодом прошлого года. Эксперты прогнозируют, что данная тенденция продлится еще какое-то время. Однако она не может продолжаться бесконечно. Как уже комментировал РЖД-Партнеру исполнительный директор агентства «Авиапорт» Олег Пантелеев, тарифы авиакомпаний не успевают ни за официальной инфляцией в РФ, ни за ростом издержек. «Соответственно, если авиакомпании полученную таким образом экономию отдадут пассажиру, то следом за «Трансаэро» потянутся и другие перевозчики», – полагает он.
Однако пока компании продолжают развивать новые бюджетные направления и предлагать перелеты по выгодным тарифам. Например, авиакомпания Red Wings открыла продажу билетов на регулярные рейсы, выполняемые с 18 января 2016 года из Москвы и Санкт-Петербурга в Иваново и обратно. На этом направлении установлен минимальный тариф: для экономического класса в/из Москвы – 1040 руб. (со всеми сборами), в/из Санкт-Петербурга – 2040 руб. Все рейсы будут выполняться на российских самолетах Sukhoi Superjet 100.
По наблюдениям РЖД-Партнера, стоимость авиаперелетов внутри страны с ноября 2015 года по сравнению с январем 2016-го снизилась в зависимости от направления на 10–18%. Более того, на недавнем совещании у президента РФ глава «Аэрофлота» Виталий Савельев пообещал сохранить и в 2016 году практику так называемых плоских (сезонных) тарифов на ряде социально значимых внутрироссийских маршрутов. Также, возможно, рост цен на авиаперелеты удастся сдержать за счет появления нового бюджетного перевозчика. Речь идет о создании второй по величине авиакомпании в РФ – АК «Россия», куда под единым брендом войдут такие перевозчики группы «Аэрофлот», как «Россия», «Донавиа» и «Оренбургские авиалинии». Предполагается, что компания будет перевозить порядка 10 млн пассажиров в год и обладать флотом из 74 воздушных судов. Авиакомпания «Россия» продолжит осуществлять регулярные рейсы, которые сейчас выполняет АО «Оренбургские авиалинии». Отметим, что ранее в подобном ценовом диапазоне осуществляла деятельность авиакомпания «Трансаэро», хотя и позиционировала себя как премиум-уровень. А сейчас на рынке похожие условия предлагают «ЮТэйр», S7 и «Уральские авиалинии». Именно в этом сегменте будет работать обновленная «Россия». Будем надеяться, что лояльность авиаперевозчиков при ценообразовании не отразится на здоровье самих компаний.
Татьяна Симонова
Copyright © 2002-2024 Учредитель ООО «Редакция журнала «РЖД-Партнер»
Информационное агентство «РЖД-Партнер.РУ»
Главный редактор Ретюнин А.С.
адрес электронной почты rzdp@rzd-partner.ru телефон редакции +7 (812) 418-34-92; +7 (812) 418-34-90
При цитировании информации гиперссылка на ИА РЖД-Партнер.ру обязательна.
Использование материалов ИА РЖД-Партнер.ру в коммерческих целях без письменного разрешения агентства не допускается.
Свидетельство о регистрации СМИ ИА № ФС77-22819 от 11 января 2006 г., выдано Федеральной службой по надзору за соблюдением законодательства в сфере массовых коммуникаций и охране культурного наследия.
Любое использование материалов допускается только при наличии гиперссылки на ИА РЖД-Партнер.ру
Разработка сайта - iMedia Solutions