+7 (812) 418-34-95 Санкт-Петербург       +7 (495) 984-54-41 Москва
27.01.2016 15:00:56
Логистика / Новости
РЖД-Партнер

Грузовладельцы подвели итоги 2015 года

В 2015-м объем перевезенных по сети грузов снизился на 3,5%, а рост по итогам года был зафиксирован лишь в сегменте экспорта через российские порты (+3,6%, 263,2 млн т). При этом объем вывозимых из РФ по железным дорогам грузов сохранился практически на уровне позапрошлого года (-0,3%, 423,9 млн т). Неблагоприятные изменения произошли по сравнению с 2014-м, когда годовой прирост портового экспорта относительно 2013 года был выражен гораздо заметнее (+11,2%), а экспортные объемы увеличивались, а не стояли на месте (+4,2%).
 

Понятно, что причиной такого положения дел стала рыночная конъюнктура, связанная со снижением цен на основные товары – нефть, черные металлы, уголь и пр. Кроме того, на процесс перевозок оказывало влияние и изменение курса рубля по отношению к иностранным валютам. Цифры, разумеется, говорят о многом, но подведение итогов года клиентами железных дорог, фиксация их ощущений также являются одним из интересных моментов в процессе анализа грузовой работы на сети. Что же запомнилось грузоотправителям в 2015 году?

Любопытно, что у ряда клиентов совершенно отсутствуют какие-либо претензии к железнодорожникам, а причины собственных неудач они видят исключительно в нюансах отраслевой экономики. «Наибольшие сложности в течение года вызывали не разногласия, которые порой возникали в процессе взаимодействия с перевозчиком и операторами, – рассказывает руководитель отдела доставки ООО «Вторчермет-Находка» Денис Синегуб. – Больше всего нас беспокоили падающие на рынке поставок металлолома цены, так как Китай отчаянно демпингует, и это создает определенные проблемы со сбытом». Другой представитель грузовладельцев, генеральный директор ООО «ФриРэйл» Иван Кашицкий также сообщил, что в 2015 году никаких негативных тенденций в сотрудничестве компании с железной дорогой и операторами подвижного состава он не заметил. «Единственный момент, вызывавший недовольство, касался изменения правил согласования чертежей, необходимых для транспортировки негабаритных грузов, что растянуло подготовку к перевозке до срока в 1,5 месяца, – констатировал он. – И наложило отпечаток на весь год».


При оценке годовых итогов клиенты железнодорожного транспорта порой сопоставляли нынешнюю экономическую ситуацию с предыдущими кризисами. Так, директор по логистике одного из крупных лесопромышленных предприятий сказал, что в целом 2015 год выдался тяжелым, и в каком-то смысле его можно сравнивать с 2008–2009 гг. «Тогда нас постоянно пугали тем, что могут и вовсе закрыть экспорт лесоматериалов, ввести заградительные пошлины, – вспоминает респондент. – Прошлый год в этом плане был, конечно, полегче, но все-таки мы находились на линии, которая шла вниз. И я ожидаю, что в 2016-м эта тенденция сохранится». Представитель другой компании, также связанной с железнодорожными перевозками леса, отметил, что самым тяжелым моментом 2015-го стала индексация цен на грузоперевозки в начале года, практически совпавшая с ростом экспортных тарифов. «Выросшую финансовую нагрузку мы ощущали целый год, особенно в период роста курса рубля, – добавляет он. – Сейчас курс отечественной валюты падает, и девальвация рубля пока, конечно, спасает нашу экономику».


Однако больше прочих в прошлом году пострадали представители компаний – поставщиков строительных грузов. Им даже пришлось вспомнить подзабытые ощущения, связанные с бушевавшим несколько лет назад сезонным дефицитом полувагонов. «Для нас 2015 год стал провальным, мы упали в объемах, – рассказывает начальник логистического департамента ООО «ГК «Евразия» Константин Жуков. – Помимо объективных проблем отечественного рынка сбыта щебня, у нас после передачи вагонов собственности ФГК в парк АП практически в один момент сломалась вся логистика, выстроенная за многие годы». По его словам, из-за этого компания потеряла много клиентов, но шанс их вернуть остается – в связи с тем, что парк АП решено возвратить в управление ФГК. При этом основной упрек грузоотправителя адресован операторскому сообществу. «Год запомнился нежеланием операторов подвижного состава понимать ситуацию, сложившуюся на рынке, и это касается не только парка АП, – объясняет К. Жуков. – Каждый оператор стал играть сам за себя, и это ухудшало общий результат, хотя намного полезнее было бы взаимодействовать и предпринимать совместные усилия». В итоге, по его мнению, все – и грузовладельцы, и операторы – заработали меньше, чем могли бы.

Руководитель другой крупной компании, занимающейся перевозками стройгрузов, отметил, что первая половина года была на подъеме. «Во второй половине 2015-го нас подкосила передача парка ФГК в управление ЦФТО, причем отклонения в подаче вагонов под погрузку были видны уже в начале этого процесса, но меня уверяли, что надо потерпеть, – рассказывает он. – Если бы нам говорили честно, что вагонов не будет, мы бы не потеряли два самых эффективных в нашем сегменте грузоперевозок месяца – сентябрь и октябрь». Правда, в результате компания справилась и даже выросла в объемах поставок стройматериалов по итогам года в сравнении с 2014-м. Но структуру привлекаемого вагонного парка пришлось коренным образом поменять. «До образования парка АП в августе 2015 года доля вагонов собственности ФГК занимала около 70% общего количества арендуемого нами подвижного состава, а теперь она свелась практически к нулю», – констатирует респондент.

Интересны и отзывы грузоотправителей о клиентоориентированности перевозчика. С одной стороны, они отмечают определенные улучшения – например, по срокам доставки грузов и совершенствованию взаимодействия с перевозчиком. «К концу года стала налаживаться работа по парку АП, – признался один из грузовладельцев. – Например, в ТЦФТО у меня спросили, сколько вагонов я закажу, если скидка будет увеличена. Это приятно». С другой стороны, грузоотправители считают, что порой клиентоориентированностью называют все подряд, включая диспетчеризацию, которая всегда существовала на железной дороге. «Лет десять назад в январе, в низкий сезон, когда погрузка традиционно падает, вагоны разрешали подавать не только без оформления ГУ-12 заранее, но и с постоплатой после новогодних каникул, – это была именно клиентоориентированность», – отмечает клиент.

Итак, результаты 2015 года свидетельствуют о том, что довольно сложный период в экономической жизни страны пройден железной дорогой без тяжелых потерь. С одной стороны, роста погрузки добиться не удалось, с другой – копился опыт работы в тяжелых условиях. Именно на него железнодорожникам, компаниям-операторам, да и грузоотправителям придется опираться в 2016-м, который пока также особого оптимизма не внушает. Главное – правильно и сбалансированно этот опыт применять.

Марина Ермоленко 

Если Вы заметили ошибку, выделите, пожалуйста, необходимый текст и нажмите Ctrl+Enter, чтобы сообщить об этом редактору.


Чтобы оставить свой отзыв, Вам необходимо авторизоваться


ГОРЯЧИЕ ТЕМЫ



Читайте также

  1. На российском транспортном рынке активно продвигается китайская продукция. Являются ли поставки из КНР вариантом для снижения дефицита контейнеров и запчастей к вагонам?

Выставка Конгресс Конференция Круглый стол Премия Саммит Семинар Форум Дискуссионный клуб
Индекс цитирования Рейтинг@Mail.ru

Copyright © 2002-2024 Учредитель ООО «Редакция журнала «РЖД-Партнер»

Информационное агентство «РЖД-Партнер.РУ»

Главный редактор Ретюнин А.С.

адрес электронной почты rzdp@rzd-partner.ru  телефон редакции +7 (812) 418-34-92; +7 (812) 418-34-90

Политика конфиденциальности

При цитировании информации гиперссылка на ИА РЖД-Партнер.ру обязательна.

Использование материалов ИА РЖД-Партнер.ру в коммерческих целях без письменного разрешения агентства не допускается.

Свидетельство о регистрации СМИ ИА № ФС77-22819 от 11 января 2006 г., выдано Федеральной службой по надзору за соблюдением законодательства в сфере массовых коммуникаций и охране культурного наследия.

Любое использование материалов допускается только при наличии гиперссылки на ИА РЖД-Партнер.ру

Разработка сайта - iMedia Solutions