Тема дня

Россия может собрать рекордный урожай зерна Опубликовано 29.07.2016
По прогнозам специалистов, Россия в 2016 году может собрать рекордный за последние четверть века урожай зерновых. В Минсельхозе РФ это подтверждают, прогнозируя сбор около 110 млн т и напоминая, что в 2015-м было собрано 104,8 млн т.  (подробности online)

Читать далее

Государственно-частные ВСМ

Государственно-частные ВСМ
от 13.09.2013 15:18

Раздел: Комментарии

Строительство высокоскоростной магистрали Москва – Казань планируется завершить в достаточно короткие сроки – к середине 2018 года. Однако пока что ни общая стоимость ВСМ, ни финансовые источники ее наполнения, ни юридические формы договорных отношений при ее строительстве не утверждены окончательно.

На данный момент с полной определенностью заявлены только основные участники проекта – государство с долей финансирования в 70% и коммерческие инвесторы с участием в 30%. Их взаимодействие в данном случае будет осуществляться на принципах государственно-частного партнерства (ГЧП). При этом, как отмечает управляющий партнер Адвокатского бюро Борисова Денис Борисов, в нашей стране пока не сложилось четкого определения того, что же конкретно подразумевает под собой подобная аббревиатура. Несмотря на то, что на региональном уровне сегодня действуют 69 законодательных актов, которые в той или иной мере регулируют отношения заказчиков и инвесторов в проектах ГЧП, формированию единообразного понятийного аппарата в этой сфере они пока не способствуют.

При строительстве ВСМ Москва – Казань может применяться несколько форм взаимодействия с частным инвестором, таких, например, как концессия, участие в уставном капитале, госзакупки. Причем последние могут осуществляться в рамках вступающего в силу с 1 января 2014 г. федерального закона № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд».

Реформирование законодательства в этой сфере и переход на контрактную систему не сильно упростят вхождение частных инвесторов в крупные проекты, в частности, строительства ВСМ, считают представители экспертного сообщества. Сейчас в железнодорожной отрасли применяется федеральный закон № 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц», который регулирует ряд вопросов в сфере размещения заказов отдельных организаций, корпораций и обществ, формирующих целые отрасли и секторы экономики. Транслирование в их адрес принципов Федеральной контрактной системы может негативно отразиться на планах компаний не только из-за необходимости более полного раскрытия коммерческой информации, но и определенного сужения поля для маневров при формировании пула инвесторов. Так, закон № 223-ФЗ предполагает возможность создания консорциума компаний, что не предусмотрено в законодательстве о госзакупках. В то же время именно такая возможность – создание консорциума по проекту строительства и эксплуатации ВСМ – в России не исключается.

Как считает партнер международной юридической фирмы Herbert Smith Ольга Ревзина, ГЧП – не панацея от инфраструктурных бед России. У этого инструмента, как и у любого другого, есть свои плюсы и минусы. Среди первых – возможность привлекать деньги при ограничениях бюджета, но это же зачастую приводит к пролонгации сроков строительства, поскольку привлеченные участники требуют более качественного аудита проекта при вхождении в него.

При этом и роль РЖД в осуществлении проектов на условиях ГЧП с юридической точки зрения является достаточно двоякой. Компания в этом случае может выступать и как публичный партнер на стороне государства, и как коммерческая структура. Решить подобную дилемму вполне возможно, полагает О. Ревзина. Например, при реализации крупных проектов на принципах концессии инфраструктура может полностью перейти к государству в лице ОАО «РЖД», а вокзальные комплексы – в собственность концессионера. Это позволит последнему более уверенно рассматривать возможности возврата затраченных инвестиций.

Но прежде чем подсчитывать баланс инвестиционных расходов и концессионных доходов, предупреждает управляющий директор Европейского банка реконструкции и развития Томас Майер, необходимо предельно тщательно просчитать все операционные риски последующей эксплуатации ВСМ. И в этом случае неудачный опыт так же важен, как и положительный. Он напомнил о строительстве Тайваньской высокоскоростной железной дороги и о планах создания высокоскоростной магистрали между Сан-Паулу и Рио-де-Жанейро (Бразилия). В первом случае прогнозные оценки объемов пассажиропотока оказались выше реальных, а во втором вообще не нашлось крупных коммерческих структур, способных финансово осилить такой масштабный проект.

Проект по строительству ВСМ в нашей стране не так уж и нов. Такие планы рассматривались еще Советом министров СССР в 1989 году. В отличие от тех времен сегодня налицо не только определенная политическая воля к их реализации, но и новые механизмы финансирования. Именно последний фактор диктует необходимость четких расчетов тех вызовов и рисков, которые связаны главным образом с возможным увеличением бюджета проекта, сжатыми сроками строительства и окупаемостью дальнейшей эксплуатации ВСМ на этом направлении.

Оксана Перепелица

В раздел "Комментарии" Назад к разделам статей

Печатная версия

Вам нужно авторизоваться или зарегистрироваться чтобы оставить комментарий

Комментарии (0)
  • Нижний 1 (Стрела)