Тема дня

Минтранс предложил оценить эффективность инновационных вагонов Опубликовано 30.08.2016
Минтранс России представил проект методики для оценки экономического эффекта от эксплуатации инновационных вагонов, которая позволяет рассчитать затраты собственника при приобретении подвижного состава. (подробности online)

Читать далее

Deutsche Bahn избавляется от «фамильного серебра»?

Deutsche Bahn избавляется от «фамильного серебра»?
от 15.01.2016 15:52

Раздел: Комментарии

Компания Deutsche Bahn, отчаянно нуждающаяся в деньгах, планирует продать два своих ценных актива. Однако в этот план вмешалась политика.
 

У Deutsche Bahn большой опыт в отношении задержек – все чаще пассажиры жалуются на то, что поезда дальнего следования сбиваются с расписания. Но последняя задержка, с которой столкнулся генеральный директор Немецких железных дорог Рюдигер Грубе, гораздо более критична – его план по рекапитализации компании продвигается слишком медленно.

Deutsche Bahn, в лице своего главы, планирует продать два актива – Arriva и Schenker и получить за них €4,5 млрд. Проблема в том, что наблюдательный совет компании, похоже, имеет другие планы. Совет должен вынести окончательное решение на заседании 8 февраля. Но кажется маловероятным, что предлагаемая продажа будет проходить по расписанию. «Никакой полной продажи: мы не отдадим наших самых красивых «дочек» на «удочерение», – прокомментировал ситуацию финансовый директор Deutsche Bahn Ричард Лутц.


Правительство Германии также тормозит сделку, а представители работников в наблюдательном совете не называют ее приоритетной. «Грубе может распрощаться со своей идеей. Этого никогда не произойдет», – прокомментировал ситуацию изданию Handelsblatt источник, близкий к совету.


Однако г-ну Грубе просто необходимы средства на то, чтобы покрыть большие долги компании и профинансировать его амбициозные планы. Это основная причина, почему вопрос приватизации является спорным: существует значительный дискомфорт в наблюдательном совете в связи с формулировкой, что глава компании хочет продать «фамильное серебро» с целью погашения долга.
Всего лишь год назад г-н Грубе заверял, что чистые обязательства никогда не превысят барьер в €20 млрд. Но теперь компания говорит, что бремя задолженности вырастет еще на €5 млрд к 2020 году и в общей сложности составит €22 млрд, если дочерние структуры будут частично распроданы.

Deutsche Bahn сегодня борется с уменьшением числа пассажиров в поездах дальнего следования и спадом в региональных перевозках, а также невысокой доходностью грузоперевозок. Либерализация рынка междугороднего автобусного сообщения только усугубила ситуацию, так как пассажиры переходят на более дешевые поездки на автобусах.

В такой непростой ситуации г-н Грубе и представил свой план реструктуризации. Летом прошлого года он сменил правление и в декабре презентовал стратегию Bahn 2020. Привлечение нового капитала должно было стать третьим этапом реформы.

Не так давно Deutsche Bahn была весьма успешной компанией. В 2012-м чистая прибыль составила €1,5 млрд. Но в 2015 году изданию Handelsblatt удалось узнать из источников, что вторая по величине транспортная компания в мире потеряла €1,3 млрд. И вскоре придет время новых трат – нужно обновлять подвижной состав и инфраструктуру, а это означает еще большие долги. Вот почему рекапитализация имеет столь важное значение для планов реструктуризации г-на Грубе. Ключевым шагом теперь должна стать частичная продажа Arriva и Schenker, двух самых прибыльных активов, но их продажа до этого момента никогда не рассматривалась в совокупности.

Г-н Грубе и другие представители Deutsche Bahn не комментируют события. Известно, что глава компании встретится с рядом политических деятелей в следующую среду и попытается получить поддержку его финансовых планов.

Интересно, что на основании соглашения 2008 года основная часть доходов от продажи должна быть передана владельцам Deutsche Bahn, а именно федеральному правительству. Но г-н Грубе отстаивает иную позицию: он хочет сохранить все вырученные от любой продажи средства внутри компании. В любом случае пока не ясно, может ли соглашение 2008 года быть применено к сделке по Arriva, поскольку Deutsche Bahn приобрела британскую компанию в 2010-м на собственные средства.

Г-н Грубе хочет видеть Arriva на Лондонской фондовой бирже до конца 2016 года. Сделка может принести до €2 млрд, по мнению специалистов финансового рынка со знанием отрасли во Франкфурте. Немецкое правительство категоричных комментариев не дает, но сомневается в сроках. Министр финансов Вольфганг Шойбле сегодня занят и вовсе другой проблемой – ищет средства на содержание прибывающих в страну беженцев. Поэтому передача компании Deutsche Bahn миллиардов евро, которые можно выручить в рамках сделки, никак не вписывается в его задачу.

Было много скептиков, когда компания купила Arriva 6 лет назад за €2,8 млрд, но инвестиции окупились. Прибыль не является впечатляющей, она значительно ниже, чем у ее главного конкурента – National Express, но Arriva показала твердый рост и устойчивый поток прибыльных региональных договоров.

У Schenker также все хорошо. Создание в 2002 году дочерней компании (частично за счет поглощения Stinnes) сделало Deutsche Bahn крупным игроком на железнодорожном и логистическом рынках Европы. Сегодня Schenker генерирует около 40% оборота группы Deutsche Bahn, составляющего €40 млрд. Как полагают эксперты, оба актива точно не будут проданы до 2018 года. Как отмечают представители оппозиции, г-ну Грубе придется еще подождать, когда же его «экспресс рекапитализации» наконец-то отправится со станции.

По материалам Handelsblatt
 

В раздел "Комментарии" Назад к разделам статей

Печатная версия

Вам нужно авторизоваться или зарегистрироваться чтобы оставить комментарий

Комментарии (0)
  • Нижний 1 (Стрела)