+7 (812) 418-34-95 Санкт-Петербург       +7 (495) 984-54-41 Москва
20.08.2015 13:54:10
ЖД Транспорт / Новости
РЖД-Партнер

Активное списание вагонов пока не идет на пользу игрокам

Активное списание вагонов на данный момент не приносит ожидаемого эффекта ни РЖД, ни вагоностроителям, ни лизинговым компаниям, полагают эксперты, потому что стратегические цели пока не достигнуты.
 

Кому на Руси жить хорошо?

Следует начать с того, что в 2015 году ускоренное списание вагонов не привело к активизации замены старого подвижного состава на новый, инновационный. Мешает то, что ставки за пользование подвижным составом не окупают его приобретение.

В 2014-м на рынке лизинга объем сделок с железнодорожной техникой сократился на 40,2%, а в этом году может упасть на 30% или даже 45% – в зависимости от типа прогноза (позитивный или негативный).


«На рынке железнодорожных грузовых перевозок наблюдается серьезный кризис, – отметил заместитель генерального директора ГТЛК Владимир Добровольский. – Это связано с профицитом подвижного состава и значительным снижением объема грузоперевозок. Происходит списание и утилизация старых вагонов, но динамика этого процесса недостаточна. Также рост тарифов РЖД вынуждает операторов сокращать в своих услугах стоимость вагонной составляющей».


По словам эксперта, профицит вагонов и падение объема грузоперевозок привело к тому, что за последние пару лет примерно в 4 раза снизилась ставка суточной аренды полувагона: с 1200–1300 до 300–400 руб.

Это ведет и к кризису в сегменте лизинга железнодорожного подвижного состава: при таких ставках аренды операторы просто не могут исполнять свои обязательства перед лизинговыми компаниями, происходит массовая реструктуризация задолженности.

Ситуация может стабилизироваться лишь после налаживания процесса списания вагонов с истекшим сроком службы, считают эксперты. При этом целесообразно привязать списание вагонов к выпуску нового подвижного состава, поскольку объем субсидий пока недостаточен для экономики эксплуатации вагона, то есть нужно либо существенно увеличить субсидии, либо включить иные механизмы субсидирования.

«Положительно на динамику железнодорожной техники повлиял введенный 2 августа 2014 года техрегламент Таможенного союза, ограничивающий продление срока службы старого подвижного состава, – отметила старший аналитик НПК ОВК Лейсана Коробейникова. – В перспективе до 2022-го базовый объем списаний может составить около 55 тыс. вагонов в год. Результатом ускоренного списания станут балансировка парка на бездефицитном уровне в 2015–2016 гг. и рост ставки аренды подвижного состава».

А где инновационные вагоны?

Вместе с тем коренных перемен следует ожидать, когда на рынке существенно увеличится доля подвижного состава с улучшенными технико-экономическими характеристиками. Однако эта замена происходит слишком медленными темпами. И пока ожидаемое оздоровление рынка не наступило. Так что остается надеяться на другие инструменты, которые будут дополнительно стимулировать собственников обновлять подвижной состав. Значительная часть игроков полагает, что их необходимо задействовать. Например, об этом сказал корреспонденту РЖД-Партнера директор по сбыту «РМ Рейл» Александр Куликов.


В таком случае, как отметил заместитель генерального директора по техническому развитию – главный инженер АО «Федеральная грузовая компания» Сергей Порядин, предлагаемые Минтрансом способы регулирования количества вагонов на сети железных дорог станут действенным и эффективным механизмом по недопущению необоснованного роста парка и создадут стимулы к его качественному обновлению. Речь идет о введении дополнительных условий присвоения номеров вновь приобретенным вагонам с одновременным исключением из эксплуатации старых грузовых вагонов или отнесением вагона к категории инновационных.


Помимо того, дополнительным стимулом к решению проблемы профицита парка на сети и ускоренному выполнению программы замещения устаревающих грузовых вагонов инновационным подвижным составом может выступить увеличение объемов государственного субсидирования при обязательном предоставлении справки о сдаче вагона с истекшим назначенным сроком службы на утилизацию.

При этом прибавка субсидии, предоставляемой из расчета на один новый вагон, может определяться пропорционально количеству сдаваемых в утилизацию старогодных вагонов. Также С. Порядин считает необходимой реализацию предлагаемых мер совместно с другими решениями, направленными на создание экономических стимулов по сокращению количества избыточного парка, упорядочение его отстановки и размещения на инфраструктуре общего пользования, в том числе закрепление за собственниками вагонов обязанности иметь пути для отстоя или договоры на отстой не менее определенного процента от собственного парка. Также необходимо разработать порядок квотирования принудительного отставления подвижного состава в зависимости от размера профицита парка и доли оператора на рынке грузовых железнодорожных перевозок.

Кроме того, напомнил С. Порядин, уже введена обязательная плата за время нахождения вагонов на путях общего пользования, не связанное с перевозочным процессом. Он считает, что совокупность этих мер позволит стабилизировать ситуацию на рынке грузовых перевозок и создаст основу для выхода рынка оперирования подвижным составом из системного кризиса.

Дополнительные настройки

Вместе с тем мероприятия по регулированию оптимального размера парка вагонов не должны негативно влиять на обеспечение грузоотправителей погрузочными ресурсами. Поэтому, как сказал генеральный директор ООО «Инновационный центр транспортных исследований» Юрий Искандеров, рынок в последнее время регулировали не только для того, чтобы сократить простаивающие и мешающие движению парки. В ОАО «РЖД» развивали логистику. Если незадействованные в перевозках вагоны правильно отставлять, то они и не будут мешать движению поездов. Это логистический инструмент для эффективного регулирования парков. Причем весьма гибкий, ведь если объемы погрузки на сети российских железных дорог увеличатся, то определенный запас подвижного состава на путях отстоя окажется весьма кстати.

Однако запас запасу рознь. В ОАО «РЖД» пришли к выводу, что само по себе списание вагонов не освободит сеть от простаивающих парков (отставленных от движения). Как обнаружилось, вагоны могут числиться списанными, но еще долго при этом могут стоять на путях. Для них тоже приходится искать место для отстоя. Соответственно если на выделенных площадках будут храниться исправные вагоны, это одно. А если их заполнит металлолом на колесах – совершенно другое. Так что процесс освобождения сети от лишних парков оказался на деле не таким простым, как представлялось поначалу. Этот процесс требует дополнительной настройки.

Александр Солнцев
 

Если Вы заметили ошибку, выделите, пожалуйста, необходимый текст и нажмите Ctrl+Enter, чтобы сообщить об этом редактору.


Чтобы оставить свой отзыв, Вам необходимо авторизоваться


ГОРЯЧИЕ ТЕМЫ



Читайте также

  • Перевозки скоропортящихся грузов: проблемы есть. Есть ли решения?
    Как сегодня гарантировать безопасность перевозки скоропорта, обсуждали отраслевые эксперты и непосредственные участники перевозочного процесса в рамках делового семинара «Грузовая панорама. Перевозки скоропортящихся грузов в новых условиях», организованного журналом «РЖД-Партнер». Подробнее - в нашем специальном проекте.
  • Сибирь на передовой трансформации логистики
    Санкции развернули товарооборот на восток. Одним из крупнейших хабов, через который грузы распределяются в различных направлениях различными видами перевозок, стала Сибирь. О проблемах, вызовах, победах и планах в области транспорта, логистики и инфраструктуры – в нашем специальном проекте.
  • Нефтяной разворот
    Санкции изменили структуру перевозок нефтепродуктов. Российская логистика развернулась из Европы в Азию, на Ближний Восток и в Африку. Как это отразилось на экспорте нефтеналивных грузов и чего ждать дальше? Все не так просто, как может показаться на первый взгляд. Своими мнениями в рамках делового семинара «Грузовая панорама. Перевозки нефтепродуктов в условиях санкций» с нами поделились отраслевые эксперты и непосредственные участники процесса перевозок. Подробности - в нашем специальном проекте по ссылке.
  1. На российском транспортном рынке активно продвигается китайская продукция. Являются ли поставки из КНР вариантом для снижения дефицита контейнеров и запчастей к вагонам?

Выставка Конгресс Конференция Круглый стол Премия Саммит Семинар Форум Дискуссионный клуб
Индекс цитирования Рейтинг@Mail.ru

Copyright © 2002-2024 Учредитель ООО «Редакция журнала «РЖД-Партнер»

Информационное агентство «РЖД-Партнер.РУ»

Главный редактор Ретюнин А.С.

адрес электронной почты rzdp@rzd-partner.ru  телефон редакции +7 (812) 418-34-92; +7 (812) 418-34-90

Политика конфиденциальности

При цитировании информации гиперссылка на ИА РЖД-Партнер.ру обязательна.

Использование материалов ИА РЖД-Партнер.ру в коммерческих целях без письменного разрешения агентства не допускается.

Свидетельство о регистрации СМИ ИА № ФС77-22819 от 11 января 2006 г., выдано Федеральной службой по надзору за соблюдением законодательства в сфере массовых коммуникаций и охране культурного наследия.

Любое использование материалов допускается только при наличии гиперссылки на ИА РЖД-Партнер.ру

Разработка сайта - iMedia Solutions