• Ставка на полувагон
    2064
    0 %
    руб./сут.
    май 2019
  • Индекс качества IV квартал 2018г. - 62 балла
  • Финансы USD ЦБ РФ 64.63 0 EUR ЦБ РФ 72.25 0
    BTC 7888.04 usd BTC 509172.98 rub
+7 (812) 418-34-95 Санкт-Петербург       +7 (495) 984-54-41 Москва
15.03.2019 12:49:33
Логистика / Комментарии
РЖД-Партнер

Ограничение экспорта лома чермета: увеличение объема перевозок или рост стоимости?

Ограничение экспорта лома чермета: увеличение объема перевозок или рост стоимости?
Одной из тем, всколыхнувших металлургическую и железнодорожную отрасль в последнее время, стала инициатива Фонда развития трубной промышленности (ФРТП) о временном ограничении экспорта лома черных металлов из РФ сроком на 6 месяцев.

С этой инициативой фонд обратился в Минпромторг России, где она сейчас рассматривается.

РЖД-Партнер спросил у участников отрасли и экспертов, каковы главные причины ограничения и скажется ли реализация этой идеи на объемах перевозок и перевалки.

Объясняя причины подобной инициативы, директор НО «Фонд развития трубной промышленности» Игорь Малышев отмечает, что это предложение на протяжении последних лет неоднократно поднималось. как на региональных уровнях, так и на федеральном, разными металлургическими предприятиями – потребителями лома РФ. Связано оно с нарастающим недостатком лома как базового сырья для обеспечения загрузки электросталеплавильных мощностей.

По словам И. Малышева, временное ограничение экспорта лома поддерживается большинством отечественных предприятий, использующих лом в своих электросталеплавильных производствах. И ФРТП разделяет их позиции, обусловленные следующими факторами. Во-первых, недостатком сырья для электросталеплавильных мощностей. С 2010–2016 гг. суммарные мощности увеличились с 27,5 млн до 36,7 млн т. В прошлом году загрузка составила 65%. «Из РФ ежегодно вывозится около 20% (5,2 млн т) от заготовленного товарного качественного лома (крупные габариты, стабильный химический состав, первосортная номенклатура), что приводит к его недостатку на российских предприятиях и сдерживает потенциал загрузки отечественных сталеплавильных мощностей», – говорит И. Малышев.

Во-вторых, имеет влияние формирование отрицательного баланса лома в России и сокращение металлофонда. «Объем заготовки товарного лома в РФ достиг своего предельного объема. Сейчас ежегодно заготавливается объем товарного лома, равный годовому металлопотреблению 25 лет назад (80% в структуре заготовки лома составляет именно амортизационный лом, который поступил в виде металлопродукции, машин и оборудования 25 лет назад). При этом заготовить 100% образовавшегося лома технически невозможно по причине безвозвратных потерь около 20–30% (ржавение, металлообработка, стройка, бурение и т. д.)», – поясняет директор ФРТП.

Указанная статистика означает отрицательный баланс лома в РФ и сокращение металлофонда, которое также подтверждается резким ростом импорта лома РФ c 0,2 млн т в 2015 году до 1 млн т в 2018-м, добавляет он.

В-третьих, необходимость ограничения роста себестоимости металлопродукции. Тот факт, что цены лома на российском рынке волатильны, стал устойчивой тенденцией. За 2017–2018 годы рост средних цен на лом превысил 50%, что приводит к росту себестоимости производимой стальной продукции.

Вместе с тем ряд организаций выступил против данной инициативы. По оценке Ассоциации морских торговых портов (АСОП), данные рынка оборота лома черных металлов свидетельствуют об обратной ситуации. А именно – дефицит металлолома для переработки на российских металлургических предприятиях отсутствует, а суммарный объем заготовки превышает потребности российской металлургии. При этом значительные объемы экспорта осуществляются через порты тех регионов, где нет предприятий по переработке металлолома.

По итогам прошлого года через российские порты было отгружено на экспорт чуть более 4 млн т. Перевалкой занимаются более 40 стивидорных компаний во всех регионах страны. Между тем для ряда портов металлолом составляет весомую долю грузооборота (до 30–40%).

По мнению представителей АСОП, запрет экспорта лома черных металлов может привести к существенным негативным последствиям для портовых операторов, которые специализируются на перевалке данного вида груза. А именно – к обесценению инвестиций, непроизводительным тратам на содержание простаивающих мощностей до момента их перепрофилирования, сокращению квалифицированного персонала. Введение ограничений на экспорт лома черных металлов может иметь негативные последствия для экономики в виде снижения налоговых отчислений стивидорных компаний, недополучения вывозной экспортной пошлины.

Инициатива введения искусственного запрета на экспорт металлолома, как считают в АСОП, носит недобросовестный конъюнктурный характер, нарушает права участников транспортной отрасли. Она направлена на получение необоснованных преференций для металлургов в ущерб портовой отрасли, а ее реализация не приведет к однозначному положительному эффекту для экономики РФ в целом, подытожили в ассоциации.

Говоря о последствиях возможного ограничения, президент НП «Центрвторцветмет» Андрей Козлов отмечает, что любые запретительные меры никуда не ведут и ничего хорошего не приносят. «На нашем российском местном уровне у тех, кто может повлиять на это, сразу возникает желание или сбросить цены, или поставить людей, которые занимаются сбором и переработкой, в не очень выгодные условия. А через полгода опять все будет восстанавливаться. Это опять потеря времени».

Он подчеркивает, что этот запрет скажется на объемах перевалки. «Сейчас РЖД имеют довольно неплохую прибыль при перевозках металлического лома. Поставка продукции идет полувагонами на границу, если это экспорт, в порты, на те же предприятия по переработке. Давайте сейчас запретим экспорт и останется только поставка на наши металлургические комбинаты. РЖД потеряет деньги и очень солидные», полагает он.

Ассоциация НСРО "Руслом.ком" направила в Минпромторг России консолидированную позицию с описанием негативных последствий, которые произойдут в отрасли в связи с реализацией данной меры, в том числе со стороны ВТО, вследствие нарушения международных договоров.

Директор ассоциации Виктор Ковшевный обращает внимание на возникновение риска компенсационных мер и ответных санкций для отечественной металлургии, ущерб от которых для отрасли в прошлом году уже составил более $4 млрд.

Запрет экспорта возможен только в нарушение действующего международного и российского законодательства, говорит В. Ковшевный. Так, правительство РФ в исключительных случаях и не более чем на 6 месяцев может вводить временные количественные ограничения и запреты экспорта для товаров, являющихся существенно важными для внутреннего рынка России. Такими случаями признаются критический недостаток товара на внутреннем рынке, военное положение или добровольное соглашение между странами. Ни одно из вышеназванных условий в отношении лома металлов в настоящее время не действует.

«Отечественная металлургия потребляет ежегодно не более 28,5 млн т лома при заготовке сырья не менее 35 млн т. Ломообразование в стране вообще превышает 45 млн т в год с учетом оборотного и амортизационного лома, и остается явный резерв прочности поставок, как на внутренний, так и на внешний рынок. Заявленная заводами потребность в росте потребления лома относительно текущего уровня составляет до 2 млн т по году, что не является причиной закрытия всего экспорта, объем которого находится на уровне 5,2 млн т в год», – добавляет В. Ковшевный.

О негативных последствиях говорит и основатель компании ООО «Вторчермет-Находка» Артур Нурмухамедов. По его мнению, вероятнее всего, решение о запрете может спровоцировать как рост стоимости лома в Азово-Черноморском бассейне, так и рост стоимости стали. Около половины объема лома черных металлов составляют поставки в Турцию, и большинство из них осуществляются в период речной навигации. Запрет может спровоцировать негативные последствия для отрасли речных перевозок в этом году, так как полностью отнимет нишу высокодоходных грузов у сухогрузных судов, поясняет А. Нурмухамедов.

«Из-за внутреннего спроса на лом черных металлов он станет стабильно высоким, а запрет экспорта черных металлов лишь отложит проблемы на 6 месяцев, которые затем возникнут снова», – считает собеседник РЖД-Партнера. Более правильным долгосрочным решением, по его мнению, могли бы стать улучшения в сфере сбора лома черных металлов у населения, а также развитие системы сортировки мусора.

При этом И. Малышев настаивает на сохранении объемов перевозок лома железнодорожным транспортом. При введении временного ограничения экспорта лома на 6 месяцев товаропотоки лома будут перенаправлены и полностью потреблены на внутреннем рынке с сохранением исторически сложившихся направлений поставок потребителям стран – членов ЕАЭС, поясняет он.

С введением временного ограничения в ФРТП надеются на то, что металлургические предприятия смогут увеличить производство высокотехнологичной стальной продукции и реализовать дополнительно произведенную продукцию. «Снижение перевалки лома в портах будет компенсировано увеличением перевалки широкой номенклатуры стальной продукции, произведенной из лома», – добавляет И. Малышев.

Комментарий из Минпромторга получить оперативно не удалось.
Если Вы заметили ошибку, выделите, пожалуйста, необходимый текст и нажмите Ctrl+Enter, чтобы сообщить об этом редактору.
Чтобы оставить свой отзыв, Вам необходимо авторизоваться


На ту же тему
РЖД-Партнер

Новые вызовы и новые горизонты для Сибири

Новые вызовы и новые горизонты для Сибири
В связи с новыми экономическими условиями меняется структура грузовых перевозок Сибирского региона. Как развиваются крупные узлы транспортно-логистической сети СФО, открываются ли новые маршруты, растет ли спрос на логистические услуги, каковы новые возможности по ускорению грузов и перспективы развития инфраструктуры региона?
РЖД-Партнер

Владимир Путин: наша задача – сделать СМП безопасным и выгодным для грузоотправителей, привлекательным как по качеству услуг, так и по цене

Владимир Путин: наша задача – сделать СМП безопасным и выгодным для грузоотправителей, привлекательным как по качеству услуг, так и по цене
На долю Арктики приходится более 10% всех инвестиций в РФ. Об этом в своем вступительном слове на V Международном арктическом форуме «Арктика – территория диалога» сообщил президент РФ Владимир Путин. Мероприятие проходит в эти дни в Санкт-Петербурге.
РЖД-Партнер

В Минтрансе России рассказали о результатах работы в 2018 году

В Минтрансе России рассказали о результатах работы в 2018 году
В 2018 году в эксплуатацию после строительства и реконструкции в стране были введены 560,4 км (планом предусматривалось 854,3 км) автомобильных дорог федерального значения, в том числе 260,9 км (план – 569,7 км) на условиях государственно-частного партнерства. Эти и другие ключевые результаты приводятся в докладе о реализации в 2018 году плана деятельности Министерства транспорта РФ на 2016–2021 гг. Документ, утвержденный 23 мая 2016-го, был опубликован накануне на сайте Минтранса России.

  1. Операторы предлагают создать единую методику баланса парка для избежания коллапса на сети. Поможет ли такой метод регулирования вагонной составляющей повысить эффективность железнодорожных перевозок?

Выставка Конференция Круглый стол Премия Саммит Семинар Форум
Индекс цитирования

Copyright © 1998-2019 ООО «Редакция журнала «РЖД-Партнер»

При цитировании информации гиперссылка на ИА РЖД-Партнер.ру обязательна.

Использование материалов ИА РЖД-Партнер.ру в коммерческих целях без письменного разрешения агентства не допускается.

Свидетельство о регистрации СМИ ИА № ФС77-22819 от 11 января 2006 г., выдано Федеральной службой по надзору за соблюдением законодательства в сфере массовых коммуникаций и охране культурного наследия.

Любое использование материалов допускается только при наличии гиперссылки на ИА РЖД-Партнер.ру

Разработка сайта - iMedia Solutions

beylikduzu escort