CПЕЦИАЛЬНЫЙ ПРОЕКТ
ЖУРНАЛА РЖД-ПАРТНЕР
"180 ЛЕТ В ПУТИ"
Путевой апгрейд: пассажирский транспорт переходит на цифру
Без развития IT не суйся нынче на пути!
Железная дорога – это постоянное движение вперед. С каждым годом поезда мчатся все быстрее, ускоряя развитие автоматизации всей отрасли. Неизменной на протяжении 180 лет остается лишь главная задача перевозчиков – обеспечить максимальную безопасность и качество обслуживания пассажиров. Совместная работа ИТ-компании КРОК и Центральной пригородной пассажирской компании (ЦППК) позволила реализовать комплексный проект , повышающий как уровень сервиса, так и общую эффективность перевозок.
Задача была непростой – обеспечить максимально эффективное управление всеми процессами обслуживания пассажиров на сети, имеющей более 500 действующих поездов и ежедневную нагрузку в 1,6 млн человек. Благодаря реализованному КРОК проекту ЦППК справилась с ключевыми вызовами, стоящими перед бизнесом в области пассажирских перевозок. По словам самого разработчика, переход на диджитализацию позволил повысить управляемость и прозрачность процессов перевозчика. В ходе проекта внедрено свыше 10 системных ИТ-решений, часть из которых разработана специально под проект.
Игорь Евдокимов, заместитель начальника управления ИТ «Центральной ППК» :

«Для того чтобы добиться лидирующих позиций в сфере пригородных пассажирских ж/д перевозок необходимо вывести компанию на новый управленческий уровень. А именно — усилить контроль за обслуживанием сложной инфраструктуры и технологических процессов, и повысить качество бизнес-аналитики для принятия более взвешенных административных решений. Внедренные технологии приблизили нас к желаемой цели».

Мозговой штурм
Прежний уровень автоматизации перевозчика сводился к контролю над происшествиями и опозданиями поездов на основе данных из диспетчерской службы РЖД. Собственный ситуационно-аналитический центр стал центральным ядром для онлайн-мониторинга, управления и анализа всей операционной деятельности компании, включая обслуживание пассажиров, платформ, билетопечатающих автоматов и пр. Он принимает и обрабатывает информацию со всех возможных источников, включая билетопечатающие автоматы, обращения граждан, данные с GPS/Глонасс-датчиков об отклонениях поездов от графика движения, систем видеоаналитики, которые мониторят очереди в кассы или забытые на платформе сумки, и пр. Например, за сутки здесь обрабатывается около 100 обращений, поступающих через портал «Народного контроля», колонны связи «Пассажир-диспетчер», установленные на станциях, электронные письма и звонки в адрес ЦППК. Так, за 2016 год их поступило более 37 тыс, а с момента запуска ситуационного центра — около 57,5 тыс.

Кроме того, повысилась общая информированность пассажиров. Например, теперь у них есть доступ к расписанию в режиме реального времени. Произошел переход от старого формата брошюр и объявлений на станциях к швейцарскому и немецкому образцам, когда люди видят все задержки и отклонения в движении поездов на дисплеях на станциях. В общей сложности было установлено около 200 дисплеев на 29 ж/д станциях в Москве и области. Информация о графике движения поездов обновляется автоматически каждые 30 секунд.

Благодаря GPS и ГЛОНАСС датчикам, которыми были оснащены часть поездов, сообщения поступают в единый командный центр компании, где после обработки прогнозируется возможное отклонение от расписания. В ближайших планах также — отображение этих данных на сайте ЦППК и запуск мобильного приложения.

Алексей Смирнов, директор по интеграционным решениям КРОК:

«Диджитализация помогает улучшить контроль и реагирование на все происходящие события. Возможно, пассажиры напрямую ее пока не очень видят, но успешно пользуются ее плодами. Это и наглядное расписание, и возможность удобной связи с перевозчиком, и оперативное устранение неполадок с билетопечатающими автоматами. За счет того, что процесс ремонта и обслуживания билетопечатающих автоматов существенно ускорился, теперь коэффициент их технической готовности повысился до 99%. И пассажирам больше не нужно бегать по вокзалу в поисках кассы».

По оценкам самой ЦППК, такое повышение «боеготовности» автоматов по продажам билетов позволило в 12 раз ускорить время их ремонта, увеличить продажи билетов и сократить издержки компании на 120 млн рублей в год за счет уменьшения числа безбилетных проездов.
Разумеется, огромное внимание уделяется и вопросам безопасности пассажиров. Для ее дополнительного обеспечения была внедрена система управления обслуживанием и ремонтом подвижного состава, а также оборудования и сооружений ЦППК. Все прежние рутинные операции система взяла на себя, анализируя и сокращая количество технических сбоев. После ее запуска выявление неполадок стало более оперативным, а накопленная статистика позволила обнаруживать повторяющиеся повреждения.
Храни и анализируй
Другой внедренной системой стало единое хранилище корпоративных данных ЦППК, куда ежедневно загружается до 3 млн. записей по проданным проездным документам и проходам через турникеты. Это ключевая система для формирования отчетности о доходах компании и анализа трендов продаж. Благодаря этим данным перевозчик может прогнозировать пассажиропоток, что крайне важно при возникновении внештатных ситуаций, оценивать эффективность работы и находить источники повышения продуктивности организации и ее сотрудников».
Держа руку на сетевом пульсе
Круглосуточная работа всех внедренных на полигоне решений была бы невозможна без развития проводной сети передачи данных. ИКТ-инфраструктура, созданная на ЦППК, объединила около 100 железнодорожных станций перевозчика. А внедренное КРОК оборудование сократило загрузку каналов связи и повысило эффективность их использования более чем в 2 раза.

© All Right Reserved.
Редактор специального проекта: Елена Ушкова
Автор концепции: Кристина Александрова
Made on
Tilda