+7 (812) 418-34-95 Санкт-Петербург       +7 (495) 984-54-41 Москва
13.11.2018 10:33:25
Авиация / Обзоры
РЖД-Партнер

Обзор рынка авиаперевозок (январь – сентябрь 2018 г.)

Цены на авиатопливо продолжают расти, авиакомпании отчитываются об ухудшении финансовых показателей, но при этом прогнозируют рост авиаперевозок по итогам года и анонсируют планы по приему иностранных пилотов и реконструкции ряда аэропортов.
Грузы

По данным Федерального агентства воздушного транспорта (Росавиации), грузооборот за 9 месяцев этого года (январь – сентябрь) вырос в целом на 0,6 %. За указанный период было перевезено более 5,769 млрд т-км. Для сравнения, за указанный период прошлого года – чуть более 5,733 млрд т-км.

Объем грузов на международных перевозках вырос на 0,8%, составив 5,133 млрд т-км. При этом если между Россией и зарубежными странами за пределами СНГ грузооборот вырос на 1%, то между Россией и странами СНГ упал за указанный период на 6,3%, с 46,126 млн т-км за аналогичный период прошлого года до 38,620 млн т-км в этом году.

Перевозка грузов и почты в международном сообщении выросла на 0,6% – до 647,3 тыс. т. Между Россией и странами СНГ показатели упали на 14,9%. Так, если в прошлом году было перевезено 20,9 тыс. т, в этом году – 17,8 тыс. т.

На внутренних перевозках – грузопоток увеличился на 3% – до 209,6 тыс. т.

Наиболее высокие показатели роста числа перевезенных грузов и почты за январь – сентябрь по сравнению с аналогичным периодом прошлого года показывает компания «ЭйрБриджКарго». За январь – сентябрь она транспортировала более 433,5 тыс. т (рост на 0,4% за год). Авиакомпания «Победа» отчитывается об увеличении объемов перевозки грузов и почты в 137 раз. С начала года она перевезла 28,2 тыс. т. При этом перевозки у авиакомпании «Сибирь» сократились на 2,3% – с 25,2 тыс. до 24,7 тыс. т.

Показатели «Аэрофлота» также отрицательные: за январь – сентябрь компания перевезла чуть более 160 тыс. т грузов. Это на 1,1% ниже показателей прошлого года.

Кроме того, рост объемов перевезенных грузов и почты выросли у компаний «Россия», «Авиастар-ТУ», «ЮТэйр», «Аврора», «НордСтар», «Ангара».

Что касается в целом грузооборота, то у компании «ЭйрБриджКарго» он вырос на 1,2%, у «Аэрофлота» – на 0,4%, у авиакомпании «Победа» – в 138 раз, а у «Сибири», наоборот, сократился на 5,7%. Существенные изменения объемов грузооборота также произошли у компаний «Авиастар-ТУ» (рост на 27,1%), «ЮТэйр» (рост на 10,5%), «НордСтар» (рост на 39,8%), «Ред Вингс» (рост на 493,5%).

Процент коммерческой загрузки вырос у авиакомпаний «Победа», «Сибирь», «Россия», «Волга-Днепр», «ЮТэйр», «Якутия», «Нордавиа – региональные авиалинии».

В целом же по гражданской авиации объем грузов и почты вырос на 1,2%, грузооборот – на 0,6%, а процент коммерческой загрузки – на 1,5%.

Пассажиры

Согласно данным Росавиации, число перевезенных пассажиров в январе – сентябре этого года выросло в целом на 10,1% – до 89,184 млн человек.

Наиболее высокие показатели роста числа перевезенных пассажиров по сравнению с аналогичным периодом прошлого года показывает компания «Ред Вингс» – на 62,7%, «Победа» – на 55,3%, «Икар» – на 35,8%, «Роял Флайт» – на 19,8%, «Сибирь» – на 17,8%, «Азимут» – в 112 раз.

Пассажирооборот в гражданской авиации за указанный период вырос в целом по отрасли на 10,2% с 199,132 млрд пасс.-км. Наибольший рост показателя демонстрирует «Ред Вингс» – на 81,6%. Компания перевезла в этом году 3,337 млрд пасс.-км по сравнению с 2,836 млрд пасс.-км годом ранее.

На втором месте по росту объема пассажирооборота находится авиакомпания «Победа»: с 5,727 млрд до 9,435 млрд пасс.-км. Наибольший рост пассажирооборота по сравнению с другими компаниями показали также «Роял Флайт» (на 22,4%), «НордСтар» (на 18,2%), «Ямал» (на 17,7%), «Икар» (на 15,2%) и «Уральские авиалинии» (на 15%).

Процент занятости пассажирских кресел вырос в целом на 0,8%, а именно у таких авиакомпаний, как «Азимут» (на 9,2%), «Россия» (на 2,7%), «ЮТэйр» (на 4,6%), «Аврора» и «Нордавиа – региональные авиалинии» (на 3,4%). При этом у «Саратовских авиалиний» процент занятости пассажирских кресел упал на 21,6%. Также этот показатель снизился у «Уральских авиалиний», компаний «Икар» и «Якутия».

Интересно, что в целом пассажирооборот на международных перевозках вырос на 10,7% и составил 122,283 млрд пасс.-км. Между Россией и зарубежными странами за пределами СНГ показатели выросли на 11,7%, между Россией и странами СНГ – на 2,4%. Показатель на внутренних перевозках вырос на 9,5%.

Полеты

Стоит добавить, что в октябре, по информации «Госкорпорации по ОрВД», количество полетов, выполненных российскими и иностранными перевозчиками в верхнем воздушном пространстве РФ, составило 149,8 тыс. и превысило показатели аналогичного периода прошлого года на 10,6%. Рост полетов на международных трассах составил 7%, из них транзитных – рост на 3,8%. На внутренних воздушных линиях авиакомпании совершили 73,3 тыс. полетов, увеличив показатели на 14,6%.

Всего за 10 месяцев этого года российские диспетчеры обслужили 1,422 млн полетов. Рост показателей составил 10,2%. Число внутренних полетов составило 684,6 тыс., обеспечив рост в 9,6%.

Главные события в отрасли

В октябре в авиационной отрасли произошло несколько событий, которые имели общественный резонанс и в той или иной степени стали поводом для обсуждения.

В частности, президент РФ Владимир Путин подписал указ о переходе Объединенной авиастроительной корпорации под контроль «Ростеха»: госкорпорации будут переданы 92,31% акций ОАК.

Кроме того, в связи с прекращением субсидирования авиакомпания «Аврора» остановила перевозки по направлениям Шахтерск – Хабаровск, Оха – Хабаровск. Сахалинские депутаты в адрес вице-премьера РФ Юрия Трутнева направили обращение с просьбой увеличить субсидирование региональных воздушных перевозок. Парламентарии отмечают, что у местного населения – жителей северных районов Сахалинской области – ухудшилась транспортная доступность, добавляя, что на Дальнем Востоке наиболее высокие расценки по обслуживанию самолетов в аэропортах.

Очередным поводом для обсуждения характера работы российского ближнемагистрального пассажирского самолета – SSJ-100 стала вынужденная посадка лайнера «Аэрофлота». По предварительным данным, у самолета сработал датчик невыпуска стойки шасси. И из-за отсутствия технической поддержки в аэропорту Ханты-Мансийска он вернулся в Шереметьево.

Всколыхнула отрасль и новость об инициативе Минтранса России по обязательному переходу на обслуживание у российских систем бронирования авиабилетов вместо иностранных. В Utair сообщили, что перенос серверов систем бронирования в РФ не осложнит покупку авиабилетов. Вице-премьер РФ Максим Акимов сообщил, что процесс локализации в России систем авиабронирования должен проходить таким образом, чтобы остаться незамеченным как потребителями, так и самими авиакомпаниями. На перенос данных об авиапассажирах в Россию Минтранс дал 1,5 года.

Добавим также, что в октябре компания «Азимут» восстановила авиасообщение между Псковом и Москвой. Рейсы осуществляются на самолете Sukhoi Superjet 100 три раза в неделю – по вторникам, четвергам и воскресеньям. Администрация региона намерена увеличить число авиарейсов по маршруту Псков – Москва и до конца года сделать этот рейс ежедневным.

Ближайшее будущее

1. Предпосылок для того, чтобы росли цены на авиабилеты в ближайшие пару месяцев, нет, считает заместитель главы ФАС Анатолий Голомолзин. «Динамика цен зависит в первую очередь от соотношения спроса и предложения. Сейчас низкий сезон, Это возможно в более высокий сезон, но сказать, что это происходит по причине авиатоплива, мы не можем, есть много факторов, влияющих на эту ситуацию», – сказал чиновник.

2. В течение этого и следующего года для региональных перевозок поставят самолеты Sukhoi Superjet 100. Сумму в 9,8 млрд руб. на их закупку выделил в начале октября кабмин. Планируется, что господдержка позволит Государственной транспортной лизинговой компании больше закупать и передавать в лизинг самолеты и сохранить для авиакомпаний выгодные условия лизинговых платежей.

3. В следующем году начнется реконструкция четырех якутских аэропортов в Верхневилюйске, Жиганске, Олекминске и Нерюнгри, а также аэропорта Сеймчан в Магаданской области. Все предприятия входят в состав ФКП «Аэропорты Севера».

Кроме того, с 2019 года начинаются проектно-взыскательные работы по аэропортам Маган, Усть-Нера и Полярный для дальнейшей их реконструкции.

4. Уже упомянутая авиакомпания «Азимут» – крупнейший перевозчик ЮФО – начнет нанимать иностранных пилотов для работы. У компании есть квота Росавиации на десять иностранных пилотов. Возможно, что первого командира воздушного судна из Европы компания увидит уже в декабре.

5. Власти Подмосковья намерены инициировать изменения в Воздушном кодексе РФ, чтобы появилась возможность устанавливать специальные нормы поведения в аэропортах Московского узла и ответственность за их исполнение.

6. К маю 2020 года властям Карелии поручено построить современный аэровокзал в аэропорту Петрозаводска. На строительство зданий аэровокзала и инженерных сетей предусмотрено на 2018–2019 гг. из федерального бюджета 947,8 млн руб. Ожидается, что строительство начнется в феврале – марте 2019 года. Разработка проектно-сметной документации уже завершена, она находится на рассмотрении в Главгосэкспертизе.

7. Также президент РФ Владимир Путин поручил правительству до 1 марта 2019 года представить предложения по размеру компенсации авиакомпаниям расходов на топливо в связи с ростом цен.

8. Центральный аэрогидродинамический институт имени профессора Н. Е. Жуковского (ЦАГИ) сообщил о разработке проекта пассажирского гиперзвукового самолета на двигателях на жидком водороде. Пока предполагается, что самолет будущего будет не один, а целая линейка ВС, которые позволят в разы сократить время доставки пассажиров и грузов на удаленные расстояния.

9. Стало известно, что Сбербанк и ВТБ работают над созданием авиакомпании для региональных перевозок, которая может стать одним из крупнейших игроков на этом рынке. В частности, создается бизнес-план, определяется облик будущей авиакомпании и варианты по составу акционеров. По данным источников газеты «Ведомости», авиакомпания будет создана не ранее 2019 года. Ее пассажиропоток планируется на уровне 6–10 млн человек в год. Консультантом проекта выбрана Bain & Company.
Если Вы заметили ошибку, выделите, пожалуйста, необходимый текст и нажмите Ctrl+Enter, чтобы сообщить об этом редактору.


Чтобы оставить свой отзыв, Вам необходимо авторизоваться


ГОРЯЧИЕ ТЕМЫ



Читайте также

  • Перевозки скоропортящихся грузов: проблемы есть. Есть ли решения?
    Как сегодня гарантировать безопасность перевозки скоропорта, обсуждали отраслевые эксперты и непосредственные участники перевозочного процесса в рамках делового семинара «Грузовая панорама. Перевозки скоропортящихся грузов в новых условиях», организованного журналом «РЖД-Партнер». Подробнее - в нашем специальном проекте.
  • Сибирь на передовой трансформации логистики
    Санкции развернули товарооборот на восток. Одним из крупнейших хабов, через который грузы распределяются в различных направлениях различными видами перевозок, стала Сибирь. О проблемах, вызовах, победах и планах в области транспорта, логистики и инфраструктуры – в нашем специальном проекте.
  • Нефтяной разворот
    Санкции изменили структуру перевозок нефтепродуктов. Российская логистика развернулась из Европы в Азию, на Ближний Восток и в Африку. Как это отразилось на экспорте нефтеналивных грузов и чего ждать дальше? Все не так просто, как может показаться на первый взгляд. Своими мнениями в рамках делового семинара «Грузовая панорама. Перевозки нефтепродуктов в условиях санкций» с нами поделились отраслевые эксперты и непосредственные участники процесса перевозок. Подробности - в нашем специальном проекте по ссылке.
  1. На российском транспортном рынке активно продвигается китайская продукция. Являются ли поставки из КНР вариантом для снижения дефицита контейнеров и запчастей к вагонам?

Выставка Конгресс Конференция Круглый стол Премия Саммит Семинар Форум Дискуссионный клуб
Индекс цитирования Рейтинг@Mail.ru

Copyright © 2002-2024 Учредитель ООО «Редакция журнала «РЖД-Партнер»

Информационное агентство «РЖД-Партнер.РУ»

Главный редактор Ретюнин А.С.

адрес электронной почты rzdp@rzd-partner.ru  телефон редакции +7 (812) 418-34-92; +7 (812) 418-34-90

Политика конфиденциальности

При цитировании информации гиперссылка на ИА РЖД-Партнер.ру обязательна.

Использование материалов ИА РЖД-Партнер.ру в коммерческих целях без письменного разрешения агентства не допускается.

Свидетельство о регистрации СМИ ИА № ФС77-22819 от 11 января 2006 г., выдано Федеральной службой по надзору за соблюдением законодательства в сфере массовых коммуникаций и охране культурного наследия.

Любое использование материалов допускается только при наличии гиперссылки на ИА РЖД-Партнер.ру

Разработка сайта - iMedia Solutions