+7 (812) 418-34-95 Санкт-Петербург       +7 (495) 984-54-41 Москва
04.12.2017 09:42:00
Авиация / Обзоры
РЖД-Партнер

Обзор рынка авиаперевозок (январь – октябрь 2017 г.)

Объемы как пассажирских, так и грузовых авиаперевозок продолжают расти. Очевидно, что год большинство авиаперевозчиков закончит с результатами, превосходящими 2016-й.
10 месяцев: полет нормальный

По данным Федерального агентства воздушного транспорта (Росавиации), с начала года российские авиакомпании перевезли 89,9 млн человек, что на 19,3% больше, чем за 10 месяцев 2016-го. Большая часть перевозок осуществлялась во внутреннем сообщении – услугами авиакомпаний воспользовались 53,1 млн пассажиров. Рост этого показателя к аналогичному периоду прошлого года составил 10,5%. В международном сообщении было перевезено 36,8 млн человек, что на 34,8 больше, чем в январе – октябре 2016-го. Причем между Россией и зарубежными странами за пределами СНГ рост объемов составил 40,9%, до 31,1 млн пассажиров. При этом пассажирооборот вырос на 21,1%.

Наращиванию положительной динамики во многом способствовало развитие не только регулярного сообщения, но и чартерных перевозок. Последние продолжают демонстрировать наиболее высокие темпы роста объема перевозок пассажиров. Так, по данным Росавиации, самую высокую динамику по итогам работы за январь – октябрь 2017 года показали такие компании, как «Северный ветер» – рост по отношению к аналогичному периоду прошлого года на 92,3%, до 2,9 млн человек, Red Wings – прибавила 65,7%, транспортировав за указанный период 1,4 млн человек, и «АЗУР эйр» – рост 66% за счет перевозки 3,3 млн пассажиров. Также высокие результаты по итогам 10 месяцев 2017 года показывают «Роял Флайт» и «Икар»: 53 и 47,9% соответственно. При этом самый высокий процент занятости пассажирских кресел у «АЗУР эйр» и «Икара» – 96,6 и 89,6% соответственно.

Еще одна категория российских авиаперевозчиков, которая, правда, пока представлена одной компанией, – это лоукостеры. Российская низкобюджетная авиакомпания «Победа» увеличила процент занятости пассажирских кресел на 6,6% по сравнению с аналогичным периодом 2016 года, до 94,4%. Напомним, что согласно независимому исследованию крупнейшего российского метапоисковика Aviasales, низкобюджетная авиакомпания «Победа» вновь признана ценовым лидером на российском рынке авиаперевозок. По наполняемости судов с «Победой» могут конкурировать только чартерные перевозчики. Объем перевозки пассажиров за 10 месяцев текущего года лоукостером увеличился незначительно, всего на 2,4% по сравнению с аналогичным периодом прошлого года, и составил 3,7 млн пассажиров. Отметим, что в прошлом октябре авиакомпания занимала шестую позицию в топ-10 крупнейших российских авиаперевозчиков. Сегодня же лоукостер разместился на седьмом месте. На первом месте среди крупнейших авиаперевозчиков компания «Аэрофлот» с результатом 27,7 млн человек по итогам 10 месяцев 2017 года. Это на 13,9% выше показателей прошлого года. На втором месте дочка «Аэрофлота» – авиакомпания «Россия». За январь – октябрь 2017 года она увеличила объем перевозок пассажиров на 44,4% по сравнению с аналогичным периодом прошлого года. За указанный период было перевезено 9,9 млн пассажиров. Среди авиаперевозчиков, входящих в топ-5 крупнейших игроков, «Россия» демонстрирует самые высокие темпы роста как пассажиро-, так и грузооборота. На третьей позиции находится «Сибирь», которая перевезла за указанный период 8,5 млн человек (+2,6% к уровню прошлого года), а на четвертой – компания «Уральские авиалинии», транспортировавшая 6,9 млн пассажиров (+24%). Замыкает пятерку «ЮТейр» с результатом 6,1 млн человек (+9%).

Отметим, что в целом на топ-5 крупнейших российских авиакомпаний приходится 65,7% от всего пассажиропотока и 79,9% от всего грузопотока, перевозимого российскими воздушными перевозчиками.

Быстрая доставка

Топ-5 крупнейших российских авиакомпаний на 20% увеличили объем перевозки грузов и почты за 10 месяцев 2017 года по сравнению с аналогичным периодом 2016 года. За указанный период наибольший объем транспортировала компания «ЭйрБриджКарго», которая занимает первое место в топ-5, – 465,7 тыс. т грузов и почты, перевезя на 13,8% больше товаров, чем в январе – октябре 2016 года. Наиболее высокие темпы роста показателей демонстрирует «Россия», замыкающая рейтинг. Авиаперевозчик нарастил объем перевозок грузов и почты на 83,4% к уровню прошлого года. Это 26,7 тыс. т грузов и почты. На втором месте по объему перевозок находится «Аэрофлот» с результатом 183,9 тыс. т по итогам 10 месяцев работы, что на 33,6% выше 10 месяцев 2016 года. Остальные игроки перевозят не столь большие объемы, и если «Россия» продолжит наращивать показатели такими же темпами, то вполне может сместить «Волгу-Днепр» и «Сибирь», которые традиционно занимают третью и четвертую позиции. Тем более что «Сибирь» по итогам 10 месяцев снизила объемы перевозок грузов и почты на 0,4%, до 28,3 тыс. т. Авиакомпания «Волга-Днепр» транспортировала за указанный период 31,6 тыс. т, что на 32% больше, чем за аналогичный период прошлого года. В целом же топ-5 авиаперевозчиков в январе – октябре 2017 года доставили 736,2 тыс. т.

За 10 месяцев все российские авиаперевозчики транспортировали 921 тыс. т грузов и почты, что на 18,3% больше, чем за аналогичный период прошлого года. Основная доля грузов была перевезена в международном сообщении – 690,8 тыс. т – и увеличилась по итогам работы 10 месяцев 2017 года на 23% по сравнению с аналогичным периодом 2016-го. При этом между Россией и странами СНГ перевезено всего лишь 23,1 тыс. т (+19,4%). Во внутреннем сообщении было транспортировано 230,2 тыс. т. Здесь также можно отметить положительную динамику – рост составил 6,6% по сравнению с показателем прошлого года.

Сегмент авиаперевозок – самый дорогой. Почему же грузы все чаще выбирают именно такой способ доставки? Исполнительный директор логистической компании Nawinia Rus Олег Урван считает, что такой способ подходит только для дорогих и срочных грузов, а также специфических, например электроники (телефоны, компьютеры, различные электронные компоненты и т. п.). При доставке таких товаров, по словам руководителя направления мультимодальных перевозок FM Logistic Дмитрия Суховерши, удорожание транспортировки 1 кг груза незначительно по сравнению со стоимостью самой продукции. «Так, например удорожание стоимости перевозки одного смартфона из стран АТР в Европу на $3–5 несущественно (в процентах от конечной цены) скажется на его стоимости для конечного покупателя, в то время как удорожание любого дешевого товара сегмента FMCG на эту же сумму сделает его неконкурентоспособным», – поясняет эксперт.

В пользу авиасообщения говорит также такой критерий, как точность и сохранность грузов. «Безусловно, сегодня срок доставки стал определяющим, и для некоторых товаров с высокой стоимостью и маленьким весом доставка за 1 день на самолете становится более выгодной и безопасной, чем отправление судном или поездом. Например когда производитель объявляет об одновременном старте продаж новых моделей телефонов во всех странах, сроки в 40 дней на корабле или 15 дней на поезде и угроза срыва поставок могут оказать очень негативное влияние на объемы продаж. Доставку скоропортящихся свежих продуктов для ресторанов также невозможно осуществить с помощью судов и поездов», – заключает генеральный директор ПАО «ТрансФин-М» Дмитрий Зотов.

Таким образом, не удивительно, что медленно, но верно процент коммерческой загрузки постепенно увеличивается. По итогам 10 месяцев текущего года он составил 69%. Это показатель также вырос в сравнении с аналогичным периодом прошлого года на 1%.
Если Вы заметили ошибку, выделите, пожалуйста, необходимый текст и нажмите Ctrl+Enter, чтобы сообщить об этом редактору.


Чтобы оставить свой отзыв, Вам необходимо авторизоваться


ГОРЯЧИЕ ТЕМЫ



Читайте также

  1. На российском транспортном рынке активно продвигается китайская продукция. Являются ли поставки из КНР вариантом для снижения дефицита контейнеров и запчастей к вагонам?

Выставка Конгресс Конференция Круглый стол Премия Саммит Семинар Форум Дискуссионный клуб
Индекс цитирования Рейтинг@Mail.ru

Copyright © 2002-2024 Учредитель ООО «Редакция журнала «РЖД-Партнер»

Информационное агентство «РЖД-Партнер.РУ»

Главный редактор Ретюнин А.С.

адрес электронной почты rzdp@rzd-partner.ru  телефон редакции +7 (812) 418-34-92; +7 (812) 418-34-90

Политика конфиденциальности

При цитировании информации гиперссылка на ИА РЖД-Партнер.ру обязательна.

Использование материалов ИА РЖД-Партнер.ру в коммерческих целях без письменного разрешения агентства не допускается.

Свидетельство о регистрации СМИ ИА № ФС77-22819 от 11 января 2006 г., выдано Федеральной службой по надзору за соблюдением законодательства в сфере массовых коммуникаций и охране культурного наследия.

Любое использование материалов допускается только при наличии гиперссылки на ИА РЖД-Партнер.ру

Разработка сайта - iMedia Solutions