+7 (812) 418-34-95 Санкт-Петербург       +7 (495) 984-54-41 Москва
31.10.2016 10:08:34
Авиация / Обзоры
РЖД-Партнер

Обзор рынка авиаперевозок (9 месяцев 2016 г.)

Сентябрь текущего года для авиаперевозчиков выдался более успешным, чем ожидалось. Однако по итогам 9 месяцев пассажирские перевозки продолжают демонстрировать отрицательную динамику, в то время как объемы транспортировки грузов и почты растут.
Пассажирский патриотизм
По данным Федерального агентства воздушного транспорта, в сентябре 2016-го количество перевезенных пассажиров снизилось по сравнению с сентябрем 2015 года на 3,9%. В целом за месяц было перевезено 9,2 млн человек. При этом в международном сообщении – 3,4 млн пассажиров, а во внутреннем – 5,8 млн пассажиров. Исходя из данных отчета, на рынке по-прежнему сохраняется положительная тенденция на внутренних линиях и отрицательная – на международных.
Отметим, что, по данным Росавиации, за 9 месяцев 2016-го услугами воздушного транспорта воспользовалось 67,6 млн пассажиров, что на 7,9% меньше, чем за аналогичный период прошлого года (73,5 млн). В международном сообщении – 24,2 млн пассажиров, на 15,1% ниже аналогичного показателя прошлого года, а во внутреннем – 43,4 млн пассажиров (+5,5%). Несмотря на то, что наибольшее падение объемов продолжает демонстрировать международное направление, можно отметить, что темпы отрицательной динамики несколько замедлились. По итогам января – августа падение составило 26,5% по сравнению с аналогичным периодом 2015-го. Эксперты связывают это с тем, что теплый сезон на российских курортах закончился и пассажиры частично переключились на зарубежные направления. Отметим, что в последний раз рост авиаперевозок в РФ фиксировался Росавиацией в феврале 2016 г. – на 0,9%, до 5,16 млн человек. Однако, как указывали эксперты, увеличение показателя было обусловлено високосным годом: отправка пассажиров увеличилась ровно на суточный объем, без 29-го дня было бы падение. До этого рост был отмечен в сентябре 2015 года (на 3%, до 9,52 млн пассажиров).
На падение авиаперевозок оказал влияние и уход с рынка второй крупнейшей авиакомпании страны – «Трансаэро», а также ограничение авиасообщения с Турцией и Египтом. Хотя последние факторы сейчас уже не влияют на ситуацию в авиаотрасли. Как и рост стоимости авиабилетов. По данным аналитиков Biletix, средняя цена перелета по внутренним направлениям в России впервые за многие годы опустилась ниже соответствующих показателей в Европе и США. В среднем стоимость 1 км перелета по России составила 2,8 руб., по Европе – 4,4 руб., по США – 4,6 руб. Согласно предыдущему аналогичному исследованию, в 2013 году цены на авиаперелеты по России превышали европейские и американские показатели примерно в 2 раза. По мнению экспертов, средняя стоимость авиаперелетов по России смогла снизиться вследствие внедрения гибкого лоукоcт-ценообразования большинством российских авиакомпаний. «Благодаря этому за сравнительно короткий срок стоимость пассажирских авиаперелетов сравнялась с показателями западных рынков, где лоукоcт-модель перевозок пользуется большой популярностью», – отмечают аналитики.
Показатели работы топ-5 российских авиакомпаний идут вразрез с рыночными тенденциями и постоянно увеличиваются. Если еще в прошлом году на долю пяти крупнейших авиакомпаний приходилось 52,2% от общего объема перевезенных пассажиров, то в этом году – уже 66,9%. Причем, по данным Росавиации, за 9 месяцев текущего года ими было перевезено 45,3 млн пассажиров, что на 18% больше, чем в январе – сентябре 2015-го. Несмотря на сложную ситуацию в отрасли, пять крупнейших игроков рынка смогли получить положительный результат, нарастив объем перевозок. «Аэрофлот» увеличил перевозки на 10,4%, до 21,7 млн пассажиров, S7 – на 19%, до 7,4 млн. Крупнейшая «дочка» «Аэрофлота» – «Россия» – увеличила перевозки на 58,5%, до 6,1 млн пассажиров, «ЮТэйр» – на 15,9%, до 5 млн, «Уральские авиалинии» – на 17%, до 4,9 млн.
Наибольшие темпы роста показывает авиакомпания «Россия». Она увеличила количество перевезенных пассажиров практически в 2 раза: с 3,8 млн человек в январе – сентябре 2015-го до 6,1 млн человек по итогам 9 месяцев текущего года.
Среди тех компаний, которые не входят в топ-5 крупнейших игроков, наибольшую динамику роста продолжают показывать «Победа» – 50,8%, «Глобус» – 45,3%, «ВИМ-Авиа» – 30%, «Нордавиа» – 30,7%.

Новый грузовой виток
По данным Федерального агентства воздушного транспорта, в сентябре грузооборот российских авиакомпаний вырос на 26,4% и составил 569,6 тыс. т-км. В международном сообщении рост составил 30,2%, а во внутреннем – 7,1%. При этом объем перевозок грузов и почты за указанный период снизился на 5,6% (во многом из-за уменьшения транспортировок товаров за рубеж на 8%) и составил 60,7 тыс. т. Во внутреннем сообщении объемы перевозок грузов и почты продолжали показывать положительную динамику (1,2% в сентябре 2016-го в сравнении с сентябрем 2015-го) и составили 24,2 тыс. т. Напомним, что в целом объем авиаперевозок грузов и почты сократился в июле почти на 15%, в августе – на 10% по сравнению с аналогичными месяцами прошлого года. По итогам 9 месяцев объем перевозок грузов и почты остался, можно сказать, на уровне аналогичного периода прошлого года и составил 685,1 тыс. т, что лишь на 0,4% больше, чем за 9 месяцев 2015-го. Так, объем перевозок грузов и почты в международном сообщении возрос на 0,4% (до 495,5 тыс. т), по России – на 2,4% (до 189,6 тыс. т).
За 9 месяцев текущего года пять крупнейших российских авиакомпаний перевезли 546 тыс. т грузов и почты, что на 6,1% выше показателя за 9 месяцев 2015-го.
В первой пятерке грузоперевозчиков каких-либо изменений нет. Лидер – авиакомпания «ЭйрБриджКарго». Несмотря на то, что авиаперевозчик увеличил объемы всего на 1,1% относительно итогов 9 месяцев прошлого года, тем не менее он доставил в 2 раза больше грузов (363 тыс. т), чем остальные четыре авиакомпании вместе взятые. «Аэрофлот» за 9 месяцев работы прибавил 23,6%, «Сибирь» – 12,5%, «Волга-Днепр» отстает от своих показателей за 9 месяцев прошлого года на 14,3%, а «ЮТэйр» сохранил динамику предыдущих месяцев, в 1,5 раза увеличив объем перевезенных грузов и порты. Прибавка в грузообороте отмечается у всех компаний, кроме чартерного перевозчика «Волга-Днепр» – падение составило 14,3%. Активно положительную динамику наращивает также ряд компаний, не входящих в топ-5. Так, «Россия» увеличила объем перевозок грузов и почты на 84%, «Уральские авиалинии» – на 55,2%.
Отметим, что в целом по итогам 9 месяцев 2016-го объем перевезенных воздушным транспортом грузов и почты остался на уровне аналогичного периода прошлого года – 685 тыс. т (+0,4%).
В России практически не производится то, что выгодно перевозить авиатранспортом, то есть дорогостоящая электроника, рыба, медикаменты и т. д. Зато новым сегментом, который фактически появился за последние 2 года, стали авиаперевозки в Крым. С полуострова в Центральную Россию поставляются, в частности, фрукты и овощи, которые традиционно перевозятся авиационным транспортом. «Динамика спроса на услуги авиаперевозчиков зависит от агрессивности ценовой политики, предлагаемых ими сервисов и развития маршрутных сеток. Авиафрахт остается востребованным для доставки дорогостоящих и мелкопартионных грузов на большие расстояния. Воздушным транспортом по-прежнему перевозятся в основном дорогостоящие грузы (сегмент Luxury), дорогостоящая электроника (смартфоны, планшеты и т. д.), оборудование и запчасти (особенно если простой оборудования будет стоить дороже, чем авиафрахт) и тому подобные грузы», – отмечает руководитель направления мультимодальных перевозок FM Logistic Дмитрий Суховерша.
Если Вы заметили ошибку, выделите, пожалуйста, необходимый текст и нажмите Ctrl+Enter, чтобы сообщить об этом редактору.


Чтобы оставить свой отзыв, Вам необходимо авторизоваться


ГОРЯЧИЕ ТЕМЫ



Читайте также

  1. На российском транспортном рынке активно продвигается китайская продукция. Являются ли поставки из КНР вариантом для снижения дефицита контейнеров и запчастей к вагонам?

Выставка Конгресс Конференция Круглый стол Премия Саммит Семинар Форум Дискуссионный клуб
Индекс цитирования Рейтинг@Mail.ru

Copyright © 2002-2024 Учредитель ООО «Редакция журнала «РЖД-Партнер»

Информационное агентство «РЖД-Партнер.РУ»

Главный редактор Ретюнин А.С.

адрес электронной почты rzdp@rzd-partner.ru  телефон редакции +7 (812) 418-34-92; +7 (812) 418-34-90

Политика конфиденциальности

При цитировании информации гиперссылка на ИА РЖД-Партнер.ру обязательна.

Использование материалов ИА РЖД-Партнер.ру в коммерческих целях без письменного разрешения агентства не допускается.

Свидетельство о регистрации СМИ ИА № ФС77-22819 от 11 января 2006 г., выдано Федеральной службой по надзору за соблюдением законодательства в сфере массовых коммуникаций и охране культурного наследия.

Любое использование материалов допускается только при наличии гиперссылки на ИА РЖД-Партнер.ру

Разработка сайта - iMedia Solutions