+7 (812) 418-34-95 Санкт-Петербург       +7 (495) 984-54-41 Москва
21.09.2017 14:40:00
Авиация / Мнения
РЖД-Партнер

Формирование законодательной базы для использования беспилотников не за горами

Недавно в нашей стране прошел ежегодный открытый урок «Россия, устремленная в будущее».
Формирование законодательной базы для использования беспилотников не за горами
На нем были сформулированы 12 приоритетных направлений развития РФ, одно из которых касается совершенствования беспилотного транспорта и малой авиации. Немаловажно и заявление принимавшего участие в форуме президента России о том, что развитие беспилотников является существенным направлением для увеличения конкурентоспособности РФ. Конечно, появление единой концепции развития гражданских БПЛА – ожидаемый и своевременный шаг для достижения поставленной цели. Крепкая законодательная база должна поспособствовать активному применению дронов, потому как призвана решить вопросы, в первую очередь связанные с гражданской ответственностью и безопасностью эксплуатации. В рамках концепции созданы нормативные документы, описывающие процедуру постановки БПЛА на учет. Собственник должен быть однозначно персонифицирован, он получает разрешение, клеит специальный знак на беспилотник. Не думаю, что здесь уместны отсылки к вопросу о тотальном контроле со стороны государства, ведь речь идет о безопасности его граждан. Мы же ничего не имеем против того, что для управления вертолетом или самолетом нужна лицензия, курсы пилотов и особый контроль. Так и для беспилотников – необходимо предусмотреть все возможные ситуации: и неисправность, и злонамеренное использование.

Перспективы БПЛА безграничны, хотя такое устройство во много раз дешевле самого простого самолета. Все это понимают – в первую очередь, в Минтрансе РФ. Оценить результативность использования разрабатываемой концепции мы сможем уже в ближайшем будущем, ведь технологии не стоят на месте, производство удешевляется, а спрос рождает конкуренцию.

Для более эффективного использования таких роботов в России помимо единой концепции необходимо создать систему контроля и передачи информации. RFID-метка (штрихкод, номер и т. п.) на корпусе или даже выделенная частота управляющего канала – это, конечно, хороший способ идентификации беспилотника. Однако даже при текущей скорости ввода в эксплуатацию новых беспилотных модулей этот метод совсем неэффективный, медленный, негарантированный. Подходящий вариант – использовать постоянный канал связи. Наряду с развитием беспилотников (автопилотов и БПЛА), искусственного интеллекта, сетей пятого поколения сейчас очень актуальна тема интернета вещей. Обычный интернет уже переполнен контентом, поэтому нужны дополнительные ресурсы для сохранения информации от миллиардов различных датчиков, которые появятся в ближайшем будущем. Наверняка первыми заменят обычные водо- и электросчетчики на устройства, способные автоматически передавать данные ЖКХ. С появлением умных технологий в нашей повседневной жизни возникла необходимость создания среды общения их друг с другом. На текущий момент актуальными являются два стандарта: LoRaWAN и NB-IoT. NB-IoT – это стандарт сотовой связи, т. е. модификация существующего LTE. Использовать его эффективнее в городской среде, на небольших расстояниях от датчиков, которые могут передавать существенные объемы информации. LoRaWAN – стандарт, использующий модуляцию для связи LoRa. Последние устройства-датчики этого стандарта энергоэффективнее предыдущих (10–15 лет работы от батареи), расстояние от них до базовой станции может превосходить десятки километров, но скорость передачи информации невелика. Для решения задач учета и контроля беспилотных аппаратов можно использовать оба стандарта.

Кроме того, для развития БПЛА нужно сформировать систему противодействия. Необходимы эффективные меры в случае, если умный беспилотник выйдет из-под контроля или им воспользуется кто-то с деструктивными намерениями. О средствах физического уничтожения БПЛА в густонаселенном месте даже не приходится говорить, и понятно, почему. Однако уже существуют специальные беспилотники-перехватчики, вооруженные сетями для нейтрализации других аппаратов. Кроме того, концерн Калашникова продемонстрировал на форуме «Армия-2017» очень эффективное средство противодействия – радиоэлектронное нелетальное оружие REX-1. Ружье позволяет глушить каналы связи, подавлять GPS и ГЛОНАСС, ослеплять камеры дронов и перехватывать управление ими.
Если Вы заметили ошибку, выделите, пожалуйста, необходимый текст и нажмите Ctrl+Enter, чтобы сообщить об этом редактору.




Читайте также

Выставка Конгресс Конференция Круглый стол Премия Саммит Семинар Форум Дискуссионный клуб
Индекс цитирования Рейтинг@Mail.ru

Copyright © 2002-2024 Учредитель ООО «Редакция журнала «РЖД-Партнер»

Информационное агентство «РЖД-Партнер.РУ»

Главный редактор Ретюнин А.С.

адрес электронной почты rzdp@rzd-partner.ru  телефон редакции +7 (812) 418-34-92; +7 (812) 418-34-90

Политика конфиденциальности

При цитировании информации гиперссылка на ИА РЖД-Партнер.ру обязательна.

Использование материалов ИА РЖД-Партнер.ру в коммерческих целях без письменного разрешения агентства не допускается.

Свидетельство о регистрации СМИ ИА № ФС77-22819 от 11 января 2006 г., выдано Федеральной службой по надзору за соблюдением законодательства в сфере массовых коммуникаций и охране культурного наследия.

Любое использование материалов допускается только при наличии гиперссылки на ИА РЖД-Партнер.ру

Разработка сайта - iMedia Solutions