+7 (812) 418-34-95 Санкт-Петербург       +7 (495) 984-54-41 Москва
18.08.2016 17:33:17
Авиация / Новости
РЖД-Партнер

Все новое – это хорошо забытое старое

Эксперты, ратующие за возрождение такого вида транспорта, как дирижабли, уверены, что переправлять грузы по воздуху в далекую Арктику гораздо выгоднее, чем строить новые дороги, мосты, тоннели и вокзалы. Возможно ли развитие давно забытого вида транспорта? О перспективах и возможностях столь обсуждаемого в последнее время вида транспорта «РЖД-Партнер» рассказал экс-начальник управления оборонной промышленности Омской области, заместитель директора ООО «Холод-МК», заслуженный работник промышленности и почетный машиностроитель Омской области Валерий Лось. 

– Валерий Николаевич, как вы оцениваете возникший интерес к дирижаблям? В частности перспективен, на ваш взгляд, проект «Единая Евразия»?

– Дирижабль – это самый экономичный вид транспорта. Он эффективнее, чем судна на воздушной подушке, которые в итоге практически не работают на Крайнем Севере. А вот дирижабли могли бы там преуспеть. Например, в Германии активно их используют. Дирижабли в 3 раза эффективнее, чем вертолеты, и в 5 раз, чем самолеты и железная дорог. Но повально увлекаться этим видом транспорта не нужно. Дирижабли надо использовать в тех местах, для которых они предназначены. Вряд ли сегодня можно говорить о перевозке с их помощью пассажиров, а также развивать этот вид транспорта как туристический продукт. Однако при поставках грузов на Север они будут эффективны. Кроме того дирижабли, например, могут использоваться для подвешивания радиорелейных станций, по которым проходит радио и телесигнал. К тому же этот вид транспорта более безопасный. Ставка государства на развитие Севера дает шанс разработчикам реализовать производства грузовых дирижаблей. Так, в Омске есть хорошая школа, которая занимается разработкой данного вида судов. Уже есть проекты разной грузоподъемности: 5, 10 и даже 100 т. А в Новосибирске опытные образцы уже прошли испытания. Физика процесса известна давно, пора начинать внедрять.

– Нужна ли для работы дирижаблей какая-то дополнительная инфраструктура?

– Летное поле, уклоны в пределах нормы – ничего специфического не нужно. Должна быть оборудована лишь площадка для приема дирижаблей. А вот для создания по-настоящему эффективных машин необходимы специфические материалы. Еще в 90-е годы в Омске были сделаны проекты дирижаблей для Индии. Их поддержали на федеральном уровне, однако в итоге работы были свернуты. Сегодня отечественные предприятия по-прежнему готовы обеспечить производство необходимой автоматики, средств радиоуправления и даже двигателей для дирижаблей. Вопрос сейчас стоит только в выборе материала для оболочки. В наши дни в качестве несущего газа в основном применяют гелий, несмотря на его сравнительную дороговизну и большую проникающею способность (текучесть). Он имеет свойство проникать повсюду. Именно поэтому оболочка должна обладать особой устойчивостью и прочностью.

– Что мешает развитию дирижаблестроения? Если разработки ведутся так давно и были опытные образцы, то почему до сих пор дирижабли не перевозят грузы по России?

– Помимо экономических трудностей, мешает скептицизм. Люди стали более прагматичными – не хотят рисковать инвестициями.

Почему, например, мы не делаем экранопланы? Это легкие летательные аппараты, которые передвигаются на небольшой высоте. В КНР эту технологию активно используют. В то время как разработана она была в России. А ведь у нас много населенных пунктов, из которых люди не могут добраться на материк, например, из-за того, что размыты автодороги и не работают переправы. В такой ситуации экраноплан бы пригодился. Он эксплуатируется на самых различных маршрутах, в том числе и тех, которые недоступны для обычных судов.

Одна московская компания, кстати, продолжает развивать эту технологию. Более того, экранопланы могут начать производить для Крыма. Уже посчитано, что для потребностей региона необходимо будет около 300 судов.

– Как вы считаете, будут ли лет через 10 бороздить воздушные просторы отечественные дирижабли?

– Я думаю, что это произойдет гораздо раньше. Есть все предпосылки для того, чтобы в отечественной промышленности произошел скачок. Этому способствует и программа импортозамещения. Несмотря на то, что термин не совсем удачный. К тому же все разработки уже есть. Их нужно только актуализировать, провести дополнительные испытания и начать внедрять. Для того чтобы дирижабли стали летать, нужно активно заниматься развитием этого вопроса.

Мне кажется, что уже лет через пять мы увидим первые дирижабли в действии. Скорее всего, они будут небольшой грузоподъемности – 100-200 т. Однако именно такие машины наиболее пригодны для работы на лесоперевалках или рудниках. Нельзя забывать, что у каждого вида транспорта есть своя ниша и свое предназначение. Железная дорога эффективна на больших расстояниях, водный транспорт – при перевозке негабаритов, и дирижабль должен занять свое место в транспортной системе страны.

Беседовала Татьяна Симонова 

Если Вы заметили ошибку, выделите, пожалуйста, необходимый текст и нажмите Ctrl+Enter, чтобы сообщить об этом редактору.


Чтобы оставить свой отзыв, Вам необходимо авторизоваться


ГОРЯЧИЕ ТЕМЫ



Читайте также

  1. На российском транспортном рынке активно продвигается китайская продукция. Являются ли поставки из КНР вариантом для снижения дефицита контейнеров и запчастей к вагонам?

Выставка Конгресс Конференция Круглый стол Премия Саммит Семинар Форум Дискуссионный клуб
Индекс цитирования Рейтинг@Mail.ru

Copyright © 2002-2024 Учредитель ООО «Редакция журнала «РЖД-Партнер»

Информационное агентство «РЖД-Партнер.РУ»

Главный редактор Ретюнин А.С.

адрес электронной почты rzdp@rzd-partner.ru  телефон редакции +7 (812) 418-34-92; +7 (812) 418-34-90

Политика конфиденциальности

При цитировании информации гиперссылка на ИА РЖД-Партнер.ру обязательна.

Использование материалов ИА РЖД-Партнер.ру в коммерческих целях без письменного разрешения агентства не допускается.

Свидетельство о регистрации СМИ ИА № ФС77-22819 от 11 января 2006 г., выдано Федеральной службой по надзору за соблюдением законодательства в сфере массовых коммуникаций и охране культурного наследия.

Любое использование материалов допускается только при наличии гиперссылки на ИА РЖД-Партнер.ру

Разработка сайта - iMedia Solutions