+7 (812) 418-34-95 Санкт-Петербург       +7 (495) 984-54-41 Москва
05.10.2015 17:15:34
Авиация / Новости
РЖД-Партнер

Свободному небу осталось меньше месяца

Правительство Украины решило запретить полеты крупных российских авиакомпаний в свою страну. По поручению Минтранса России, руководствуясь положениями соглашения о воздушном сообщении между РФ и Украиной, Федеральное агентство воздушного транспорта также уведомило украинские авиакомпании, совершающие или планирующие совершать рейсы на территорию России, о введении запрета на выполнение полетов в/из РФ с 25 октября, который будет действовать до тех пор, пока решение украинских властей в отношении российских авиакомпаний не будет отменено.  

Вернули с неба на землю
Напомним, в черный список попали более 20 российских авиакомпаний. В том числе и специальный летный отряд «Россия», который занимается перевозкой первых лиц страны, а также 224-й летный отряд Минобороны России. Получается, речь идет о почти тотальном запрете на полеты, а не о закрытии неба для двух крупнейших российских авиакомпаний, как говорилось ранее. Однако санкции и связанные с ними запреты пока обошли одного крупного российского авиаперевозчика – «ЮТэйр», входящего в одноименную группу и имеющего, кстати, украинскую дочку – «ЮТэйр-Украина». По общему объему пассажирских перевозок эта компания в России занимает четвертое место, уступая «Аэрофлоту», «Трансаэро» и «Сибири». Увеличит ли не попавший в санкционный список перевозчик количество рейсов? Или про него просто забыли? В компании ситуацию пока не комментируют.
Напомним, из Москвы, Санкт-Петербурга и Сургута полеты в Киев, Одессу и Львов осуществляют пять российских авиакомпаний – «Аэрофлот», «Трансаэро», «Сибирь», «ЮТэйр» и «Россия». С украинской стороны из Киева, Одессы, Запорожья и Днепропетровска в Москву, Санкт-Петербург и Калининград выполняют полеты «Днеправиа», «Мотор Сич» и Международные авиалинии Украины (МАУ).
Пассажиропоток между двумя странами за 8 месяцев 2015 года составил около 800 тыс. человек. Причем, по данным российских авиакомпаний, более 70% пассажиров всех рейсов между двумя государствами составляют именно украинцы.
Сегодня между Москвой и Украиной курсируют семь пар поездов в сутки. Только один – транзитный Москва – Кишинев – формирует АО «ФПК». Остальные принадлежат «Укрзализныце» и Железной дороге Молдовы. Как сообщили в ОАО «РЖД», российские вокзалы готовы к увеличению пассажиропотока в сообщении с Украиной, если потребуется.

Деньги взлетели на воздух
По мнению ведущего эксперта УК «Финам Менеджмент» Дмитрия Баранова, украинские санкции могут оказать влияние на деятельность и операционные показатели российских перевозчиков. «Но они вряд ли подорвут их бизнес и смогут серьезно ухудшить их экономическое положение», – убежден он.
Санкции ударят прежде всего по пассажирским авиаперевозкам. Такой точки зрения придерживается генеральный директор Агентства таможенной логистики, член альянса ACEX Андрей Смирнов. «Украинские власти либо стремятся воспрепятствовать перемещению граждан и, соответственно, общению людей, либо освобождают рынок пассажирских авиаперевозок от российских компаний в интересах собственных национальных перевозчиков или перевозчиков из третьих (европейских) стран, которые будут зарабатывать на транзитном пассажиропотоке через свои аэропорты», – полагает он.
Отраслевые аналитики в основном воздерживаются от точных оценок возможных потерь российских авиакомпаний в результате наступающих запретов, предполагая однако, что эти потери составят десятки миллионов долларов в год. Другая сторона озвучила иную позицию. «Цифры недополученной МАУ прибыли от рейсов в Россию без учета наших расходов могут составить от $35 до $42 млн. Если разделить эти убытки в $10 млн на 5 млн пассажиров, перевозимых МАУ за год, условная загрузка на одного пассажира для компенсации этих расходов составит как минимум $2. То есть закрытие воздушного сообщения между странами неизбежно приведет к удорожанию авиабилетов», – отметила пресс-секретарь МАУ Евгения Сацкая.
По ее словам, Международные авиалинии Украины уже более года страдают от санкций, введенных Россией, заключающихся в запрете пролета транзитом через воздушное пространство РФ, что привело к значительному увеличению протяженности целого ряда маршрутов МАУ и финансовым потерям порядка $6 млн в год.
Для «Аэрофлота» полеты в Украину составляют примерно 0,3–0,4% его операционного дохода. Для МАУ полеты в Россию – это примерно 7% операционного дохода. Кто пострадает сильнее, вполне очевидно.

Транзит в обход Украины
Авиаперевозчики еще в прошлом году, из-за случившейся в 2014-м трагедии с Boeing рейса MH17, перестали использовать воздушное пространство Украины для транзитных грузовых и пассажирских перевозок. Воронежская авиакомпания «Руслайн» полетов в Украину не осуществляет, но также попала в санкционный список. Как пояснил председатель совета директоров «Руслайна» Николай Уланов, уведомлений от Украины об ограничении полетов перевозчик не получал. «Мы региональная компания и крайне редко пользуемся международным воздушным пространством. А над территорией Украины не летали уже более года – с тех пор как произошло крушение самолета», – комментирует Н. Уланов.
Представители других компаний также отмечают, что при транзите воздушное пространство Украины не используют. Российские авиаперевозчики выходят на новые рынки. По словам генерального директора ООО «Карго-Экспресс», члена альянса ACEX Владимира Боярчука, авиакомпании начинают активнее сотрудничать с Киргизией и Арменией. «Взаимодействие с нашими партнерами в Украине сокращается. Пока есть политические и другие нерешенные вопросы между Россией и Украиной, мы, видимо, будем летать в других направлениях», – добавил он.

Альтернативные варианты
Теперь можно будет добраться в Украину либо по железной дороге, либо на автомобиле. Возможен еще вариант транзитного перелета через одну из европейских стран.
По мнению экспертов, в ближайшие месяцы для авиаперелетов между Украиной и Россией пассажирам придется использовать транзитные маршруты. Например, Turkish Airlines предлагает рейсы из России в Украину через Стамбул, AirBaltic готов связать Москву с Киевом через Ригу, Czech Airlines – через Прагу, Austrian – через Вену, Lufthansa – через Мюнхен.
По мнению участников Ассоциации туроператоров России, добираться из страны в страну будет сложнее и дороже. Эксперты АТОР напоминают о шестилетней эпопее с закрытием авиасообщения между Россией и Грузией. Прекращенное в августе 2008 года, оно возобновилось в сентябре 2015-го (хотя чартерные рейсы начали выполняться еще в 2010 г.). Все это время из Москвы в Тбилиси и обратно пассажирам приходилось летать через Ригу, Минск или Киев.

Татьяна Симонова
 

Если Вы заметили ошибку, выделите, пожалуйста, необходимый текст и нажмите Ctrl+Enter, чтобы сообщить об этом редактору.


Чтобы оставить свой отзыв, Вам необходимо авторизоваться


ГОРЯЧИЕ ТЕМЫ



Читайте также

  • Перевозки скоропортящихся грузов: проблемы есть. Есть ли решения?
    Как сегодня гарантировать безопасность перевозки скоропорта, обсуждали отраслевые эксперты и непосредственные участники перевозочного процесса в рамках делового семинара «Грузовая панорама. Перевозки скоропортящихся грузов в новых условиях», организованного журналом «РЖД-Партнер». Подробнее - в нашем специальном проекте.
  • Сибирь на передовой трансформации логистики
    Санкции развернули товарооборот на восток. Одним из крупнейших хабов, через который грузы распределяются в различных направлениях различными видами перевозок, стала Сибирь. О проблемах, вызовах, победах и планах в области транспорта, логистики и инфраструктуры – в нашем специальном проекте.
  • Нефтяной разворот
    Санкции изменили структуру перевозок нефтепродуктов. Российская логистика развернулась из Европы в Азию, на Ближний Восток и в Африку. Как это отразилось на экспорте нефтеналивных грузов и чего ждать дальше? Все не так просто, как может показаться на первый взгляд. Своими мнениями в рамках делового семинара «Грузовая панорама. Перевозки нефтепродуктов в условиях санкций» с нами поделились отраслевые эксперты и непосредственные участники процесса перевозок. Подробности - в нашем специальном проекте по ссылке.
  1. На российском транспортном рынке активно продвигается китайская продукция. Являются ли поставки из КНР вариантом для снижения дефицита контейнеров и запчастей к вагонам?

Выставка Конгресс Конференция Круглый стол Премия Саммит Семинар Форум Дискуссионный клуб
Индекс цитирования Рейтинг@Mail.ru

Copyright © 2002-2024 Учредитель ООО «Редакция журнала «РЖД-Партнер»

Информационное агентство «РЖД-Партнер.РУ»

Главный редактор Ретюнин А.С.

адрес электронной почты rzdp@rzd-partner.ru  телефон редакции +7 (812) 418-34-92; +7 (812) 418-34-90

Политика конфиденциальности

При цитировании информации гиперссылка на ИА РЖД-Партнер.ру обязательна.

Использование материалов ИА РЖД-Партнер.ру в коммерческих целях без письменного разрешения агентства не допускается.

Свидетельство о регистрации СМИ ИА № ФС77-22819 от 11 января 2006 г., выдано Федеральной службой по надзору за соблюдением законодательства в сфере массовых коммуникаций и охране культурного наследия.

Любое использование материалов допускается только при наличии гиперссылки на ИА РЖД-Партнер.ру

Разработка сайта - iMedia Solutions