RU EN
+ 7 (812) 418 34 95 Санкт-Петербург + 7 (495) 984 54 41 Москва
20.06.2016 14:00:34
РЖД-Партнер

Регулировали-дерегулировали да недодерегулировали

В ходе XX Петербургского международного экономического форума министр транспорта РФ Максим Соколов заявил, что ведомство разрабатывает способ введения дерегулирования аэропортовых тарифов в региональных аэропортах. К чему это может привести и насколько такой подход действенный?

В поисках баланса
Отметим, что еще несколько дней назад замминистра транспорта Валерий Окулов заявил, что сейчас неподходящее время для дерегулирования аэропортовых тарифов в регионах, так как эта мера может вызвать риск повышения стоимости авиабилетов. «Мы сейчас работаем над этим, и надеюсь, что придем к необходимому консенсусу», – заявил М. Соколов, отвечая на вопрос о том, есть ли сегодня пилотный проект по отмене госрегулирования части аэропортовых тарифов в региональных аэропортах. При этом он добавил, что дерегулирование аэропортовых тарифов необходимо, чтобы инвесторы в аэропортовую инфраструктуру понимали, как им вернуть свои вложения.


«Для успешной финансовой модели функционирования аэропортов, привлечения инвестиций в строительство новых аэровокзальных комплексов и т. д. инвесторы должны четко понимать, как они будут возвращать эти вложения. Для этого им необходимо управление аэропортовыми сборами, они, как никто другой, лучше чувствуют баланс между количеством пассажиров и зависимостью их прихода в этот аэропорт от тех доходов, которые они собирают с авиационных компаний, – заявил М. Соколов. – Здесь нужно найти этот тонкий баланс между авиакомпаниями и аэропортовыми предприятиями. Задача Минтранса – этот баланс найти, возможно, даже применительно к какому-либо отдельному проекту».


Что это может быть за проект, он не уточнил. Напомним, впервые о возможности распространения отмены госрегулирования части аэропортовых тарифов с аэропортов Московского авиаузла на региональные аэропорты в мае заявил руководитель Федеральной антимонопольной службы Игорь Артемьев.
Московский опыт
В феврале вступил в силу приказ ФАС, который отменил госрегулирование сборов за взлет-посадку, авиационную безопасность, стоянку судов и услуги аэровокзального комплекса в аэропортах Московского авиационного узла. Последние тут же воспользовались этой возможностью. В итоге аэропорт Домодедово поднял сбор за взлет-посадку на 15%, за авиационную безопасность – на 26%, за аэровокзальный комплекс для международных линий – на 27%, а для внутренних – сразу на 43% (правда, до этого несколько лет он не поднимал тарифы даже на уровень инфляции). Шереметьево, в свою очередь, увеличил тариф на взлет-посадку на 12%, на авиабезопасность – на 3%, на аэровокзал – на 9%. Внуково менять тарифы не стал. Тогда перевозчики оценивали рост своих расходов в 3 млрд руб.
Отметим, что причинами повышения сборов является инфляция (в последний раз сборы за пользование аэровокзалом повышались в 2010 г.), а также изменение операционных показателей авиакомпаний.


Дерегулирование тарифов Московского авиаузла, вопреки опасениям, по мнению экспертов, прошло вполне успешно. Однако, как полагает коммерческий директор «ЮТэйр – Пассажирские авиалинии» Павел Пермяков, дерегулирование монопольных тарифов – это очень сложный процесс, последствия которого могут реализовываться достаточно продолжительное время. «Следовательно, оценивать последствия пока преждевременно», – считает он. Тем не менее после опытной эксплуатации данная система может быть внедрена во всех авиаузлах России.
По словам эксперта-аналитика АО «Финам» Алексея Калачева, это вызвало недовольство авиакомпаний. «Однако не стоит забывать о низкой базе: тот же сбор за взлет-посадку здесь был самым низким в стране – 178,30 руб./т мвм в Шереметьево и Внуково и 200 руб./т мвм в Домодедово.


А теперь давайте посмотрим, как повлияло дерегулирование тарифов Московского авиаузла на состояние отрасли. Да практически никак», – комментирует эксперт. Дело в том, что в условиях конкуренции авиакомпании не спешат поднимать стоимость авиабилетов. По результатам исследования, проведенного сервисом поиска авиабилетов Aviasales, московским аэропортом с наиболее дешевыми билетами по ключевым летним направлениям является Домодедово (несмотря на рост тарифов). Объем перевозок пассажиров в I квартале текущего года по Московскому авиаузлу в целом изменился незначительно по сравнению с аналогичным периодом предыдущего года – снизился на 1,2%, во внутреннем сообщении вырос на 11,2%, а в международном упал на 14,7%. Причина такой динамики, по словам А. Калачева, в ограничении на полеты по популярным в прежние годы направлениям на Египет, Турцию и Украину. При этом, по данным Росавиации, в Шереметьево пассажиропоток вырос на 9,1%, в Домодедово остался практически неизменным (+0,2%), а во Внуково снизился на 25,5%. «Динамика относительных показателей Московского авиаузла находится в том же диапазоне, что и у других аэропортов, где пока не было дерегулирования тарифов», – заключает эксперт.
Прозрачное регулирование
Помощник президента РФ Игорь Левитин в мае отмечал, что дерегулирование тарифов необходимо для аэропортов, в развитие которых вкладывают средства частные инвесторы и которые переданы в концессию. При этом чиновник подчеркивал, что не следует дерегулировать аэропортовые тарифы на тех авиапредприятиях, где с советских времен ничего в развитие не вкладывалось.
Однако в перспективе, по мнению аналитиков, к решению этого вопроса нужно подходить осторожно, так как это напрямую влияет на стоимость авиабилетов. «Для нас как для авиакомпании принципиально важным является то, чтобы эти условия были прозрачными и одинаковыми для всех участников рынка. Важно, чтобы аэропорты не создавали преференций каким-то отдельным авиаперевозчикам в ущерб другим авиакомпаниям. А как будут устанавливаться эти условия (свободно или директивно), не так важно», – подчеркнул П. Пермяков.
Татьяна Симонова 

Если Вы заметили ошибку, выделите, пожалуйста, необходимый текст и нажмите Ctrl+Enter, чтобы сообщить об этом редактору.


На ту же тему
РЖД-Партнер

Авиакомпании РФ советуют готовиться к росту цен на билеты

Ослабление рубля, рост стоимости услуг в аэропортах, уход с отечественного авиарынка ряда перевозчиков, закрытие популярных для россиян курортов - все эти факторы уже привели к подорожанию билетов в среднем на 8-10%, а в 2016 году ситуация с ценами может только усугубиться, пишет АвиаПорт.

РЖД-Партнер

Международный аэропорт Рига достиг рекорд по количеству обслуженных пассажиров

Международный аэропорт Рига достиг рекорд по количеству обслуженных пассажиров, превысивший порог 5,1 млн человек.
 

РЖД-Партнер

Ходатайство ФНС о включении 137 млн руб. в реестр требований кредиторов ООО "Авиакомпания "Томск Авиа" будет рассмотрено 19 января

Ходатайство Федеральной налоговой службы (ФНС) о включении задолженности перед ней на сумму более 137 млн руб. в реестр требований кредиторов ООО "Авиакомпания "Томск Авиа" будет рассмотрено 19 января, говорится в материалах дела.
 



Чтобы оставить свой отзыв, Вам необходимо авторизоваться

Выставка Конференция Круглый стол Семинар Форум
  1. Вступил в силу приказ Минтранса России № 257, ужесточающий правила допуска вагонов на сеть РЖД. Поможет ли это повысить качество ремонта вагонов и повысить безопасность перевозок?

Яндекс.Метрика Индекс цитирования

Copyright © 1998-2016 ООО «Редакция журнала «РЖД-Партнер»

При цитировании информации гиперссылка на ИА РЖД-Партнер.ру обязательна

Использование материалов ИА РЖД-Партнер.ру в коммерческих целях без письменного разрешения агентства не допускается

Любое использование материалов допускается только при наличии гиперссылки на ИА РЖД-Партнер.ру

Разработка сайта - iMedia Solutions