RU EN
+ 7 (812) 418 34 95 Санкт-Петербург + 7 (495) 984 54 41 Москва
28.07.2016 15:16:56
РЖД-Партнер

Обзор рынка авиаперевозок (6 месяцев 2016 г.)

Авиаотрасль переживает не лучшие времена. Российские авиакомпании в I полугодии 2016 года сократили перевозки как пассажиров, так и грузов. Наиболее интенсивно сокращались перевозки на международных воздушных линиях. Несмотря на высокий сезон, улучшить показатели работы удалось далеко не всем авиперевозчикам.
 

Люди и самолеты

По данным Росавиации, за I полугодие 2016-го российские авиакомпании сократили объем перевозок пассажиров на 7,6% (до 38,1 млн человек). Падение произошло лишь в международном сообщении. Объем международных пассажироперевозок сократился на 26,8%, а объем перевозок во внутреннем сообщении вырос на 7,7%.

Традиционно высокий сезон для авиаперевозчиков не оправдал ожиданий рынка. Отметим, что в июне услугами российских авиаперевозчиков воспользовалось на 11,3% пассажиров меньше, чем за аналогичный период прошлого года. Всего в июне было перевезено 8,7 млн человек. При этом в международном сообщении падение составило 30,5% (до 3,09 млн человек), среди них пассажирские авиаперевозки со странами дальнего зарубежья упали на 32,9% (до 2,55 млн человек), со странами СНГ – на 16,9% (до 540,9 тыс. человек). Однако и внутренние пассажироперевозки выросли по сравнению с аналогичным периодом прошлого года незначительно – на 4,6% (до 5,62 млн человек). По наблюдениям экспертов, для россиян авиатранспорт в 2016 году становится все менее доступным. Главными факторами, повлиявшими на сокращение авиаперевозок, в 2015-м являлись девальвация рубля и стремительный рост тарифов. Инфляция и падение реальных доходов населения привели к тому, что многим жителям России пришлось пересмотреть свои расходы на отдых, в частности, исключить зарубежные поездки и переориентироваться на внутренний рынок. Не оставляет надежды на рост показателей запрет на перелеты в Египет и временное закрытие турецкого направления.

В то же время крупнейшие авиакомпании наращивают производственные показатели. Топ-5 авиакомпании, в которые входят «Аэрофлот», «Сибирь», «Россия», «Ютейр» и «Уральские авиалинии», в первой половине 2016-го перевезли на 15,5% больше пассажиров, чем за аналогичный период 2015 года. Количество перевезенных авиапассажиров составило 22,2 млн человек. Доля этих авиакомпаний в общем объеме перевозок составила 68,8%. Наибольшие темпы прироста показала авиакомпания «Россия». За указанный период авиаперевозчик транспортировал на 26% больше пассажиров, чем за такое же время прошлого года. На втором месте по динамике роста авиакомпания «Сибирь» – прибавка составила 19,4%. На третьем – «Уральские авиалинии» (+17,7%). Однако недосягаемым лидером по объему перевезенных пассажиров по-прежнему является «Аэрофлот» – 13,4 млн человек против 4,3 млн пассажиров авиакомпании «Сибирь» и 3 млн пассажиров авиакомпании «Россия», которые соответственно занимают второе и третье места по объему перевезенных пассажиров.

Самые высокие показатели по проценту занятости кресел у компании «Сибирь» – 82,5%, а самые низкие – 67% – у компании «Ютейр».

Если говорить в целом о рынке пассажирских авиаперевозок, то наибольшую динамику объема перевозки пассажиров уже второй год показывает компания «Победа». По данным Росавиации, за 6 месяцев 2016-го рост составил 80,7%. С начала года она транспортировала 2 млн человек. Пассажиропоток за первые 3 месяца 2016-го достиг 950,8 тыс. человек.

Отметим, что по итогам прошлого года компания перевезла 3 млн пассажиров. Согласно заявлению «Победы», в 2016-м перевозчик планирует увеличить пассажиропоток примерно на 1 млн человек и перевезти 4 млн пассажиров. Стремительный рост «Победы» и уход с рынка «Трансаэро» позволили лоукостеру подняться на шестое место в России по пассажиропотоку.

Также все ближе к лидерам по объему пассажирских перевозок подбираются такие компании, как «Глобус» (+35,7%, до 1,5 млн человек), «АЗУР эйр» (+0,8%, до 855 тыс. человек) и «ВИМ-АВИА» (+9,7%, до 754 тыс. человек).

Грузовые надежды

Грузооборот российских авиаперевозчиков в июне вырос на 20% по сравнению с аналогичным периодом 2015-го (до 525,1 млн т-км).

Причем в международном сообщении – на 22,7%, а во внутреннем – на 5,4%. Девальвация курса рубля привела к тому, что авиаперевозки в валютном эквиваленте стали дешевле и выгоднее для иностранных партнеров. Однако объем перевезенных в июне грузов и почты снизился на 12,3% (до 77 тыс. т). Во многом это произошло за счет падения объемов перевозок в международном сообщении на 17,5% (до 55,3 тыс. т). Во внутреннем сообщении российские авиаперевозчики доставили 29,1 тыс. т грузов и почты, что на 4,5% выше, чем в июне прошлого года.

Отметим, что по итогам полугодия объем грузоперевозок российских авиакомпаний снизился по сравнению с аналогичным периодом прошлого года на 12,5% и составил 437 тыс. т. В то время как грузооборот отечественных авиаперевозчиков увеличился на 13,3% и составил 3 млн т-км. Причем положительная динамика этого показателя прослеживается как в международном, так и во внутреннем сообщении (+14,9% и +3,8% соответственно). В то же время за исследуемый период объем перевозок грузов и почты в международном сообщении снизился на 13,3% (до 317,4 тыс. т), во внутреннем же удалось нарастить объемы на 3,6% (до 119,5 тыс. т).

Компания «Ютейр» увеличила объем перевезенных грузов и почты на 66%, следует из данных, предоставленных Росавиацией. За январь – июнь 2015 года компания перевезла 7,9 тыс. т грузов и почты, а по итогам 6 месяцев 2016-го – 13,1 тыс. т.

Однако до лидера среди российских авиаперевозчиков по объемам грузовых перевозок компании «ЭйрБриджКарго» ей далеко. Последняя с начала года, несмотря на падение объемов по сравнению с аналогичным периодом 2015-го на 19%, транспортировала 275,7 тыс. т грузов и почты.

На втором месте по объему грузоперевозок находится «Аэрофлот». Воздушный перевозчик за январь – июнь улучшил свои показатели на 13,45% по сравнению с аналогичным периодом годом ранее – до 74,2 тыс. т грузов и почты. Топ-3 грузовых авиаперевозчиков замыкает компания «Сибирь». Объем перевезенных ею грузов и почты также увеличился на 13% и составил 15,7 тыс. т.

Из статистических данных следует, что пятерка крупнейших грузовых авиакомпаний («ЭйрБриджКарго», «Аэрофлот», «Сибирь», «Волга-Днепр» и «Ютэйр») за I полугодие 2016-го перевезла 352,6 тыс. т грузов и почты, что на 10,7% меньше, чем в январе – июне 2015 года. Доля этих авиакомпаний составила 80,7% от общего объема грузовых авиаперевозок на российском рынке.

По мнению отраслевых аналитиков, на объем как пассажирских, так и грузовых авиаперевозок повлияло сжатие международного рынка в России в связи с изменением геополитической обстановки, а также состоянием экономики РФ: реальные доходы населения, девальвация рубля, волатильность курса рубля к основным валютам, падение ВВП.

Среди негативных факторов эксперты также называют перераспределение рынка перевозок между авиакомпаниями из-за ухода второго крупнейшего авиаперевозчика в стране и консолидацию доли рынка крупнейших игроков.

Татьяна Симонова 

Если Вы заметили ошибку, выделите, пожалуйста, необходимый текст и нажмите Ctrl+Enter, чтобы сообщить об этом редактору.


На ту же тему
РЖД-Партнер

Авиакомпании РФ советуют готовиться к росту цен на билеты

Ослабление рубля, рост стоимости услуг в аэропортах, уход с отечественного авиарынка ряда перевозчиков, закрытие популярных для россиян курортов - все эти факторы уже привели к подорожанию билетов в среднем на 8-10%, а в 2016 году ситуация с ценами может только усугубиться, пишет АвиаПорт.

РЖД-Партнер

Международный аэропорт Рига достиг рекорд по количеству обслуженных пассажиров

Международный аэропорт Рига достиг рекорд по количеству обслуженных пассажиров, превысивший порог 5,1 млн человек.
 

РЖД-Партнер

Ходатайство ФНС о включении 137 млн руб. в реестр требований кредиторов ООО "Авиакомпания "Томск Авиа" будет рассмотрено 19 января

Ходатайство Федеральной налоговой службы (ФНС) о включении задолженности перед ней на сумму более 137 млн руб. в реестр требований кредиторов ООО "Авиакомпания "Томск Авиа" будет рассмотрено 19 января, говорится в материалах дела.
 



Чтобы оставить свой отзыв, Вам необходимо авторизоваться

Выставка Конференция Круглый стол Семинар Форум
  1. В правительство РФ поступило предложение от операторов выработать схему транспортного баланса на рынке нефти и нефтепродуктов на среднесрочную перспективу. Позволит ли это скорректировать инвестиции в железнодорожную инфраструктуру для обеспечения перевозок данной номенклатуры?

Яндекс.Метрика Индекс цитирования

Copyright © 1998-2016 ООО «Редакция журнала «РЖД-Партнер»

При цитировании информации гиперссылка на ИА РЖД-Партнер.ру обязательна

Использование материалов ИА РЖД-Партнер.ру в коммерческих целях без письменного разрешения агентства не допускается

Любое использование материалов допускается только при наличии гиперссылки на ИА РЖД-Партнер.ру

Разработка сайта - iMedia Solutions