RU EN
+ 7 (812) 418 34 95 Санкт-Петербург + 7 (495) 984 54 41 Москва
02.03.2016 09:44:07
РЖД-Партнер

Быть или не быть аэропорту для лоукостов?

Власти Санкт-Петербурга и Ленобласти периодически возвращаются к обсуждению важного для развития региона и авиаотрасли вопросу: нужен ли здесь второй аэропорт? Сегодня же уже идет речь о создании площадки для лоукостеров. 

Нужен ли Санкт-Петербургу и Ленобласти второй аэропорт?

Это зависит от объемов перевозок, уверен ведущий научных сотрудник Института экономики транспорта и транспортной политики ВШЭ Федор Борисов. По его словам, сегодня рынок сокращается, а Пулково совсем недавно существенно нарастил мощности, увеличив пропускную способность до 18 млн пассажиров в год. «Таким образом, недостатка в пропускной способности нет и не предвидится в течение еще, как минимум, нескольких лет», - полагает он.

Отметим, что пассажиропоток Пулково по итогам 2015 года снизился на 5,6% до 13,5 млн человек. Аэропорт покидают и перевозчики: с начала 2015 года 14 авиакомпаний прекратили рейсы из Санкт-Петербурга.

С другой стороны, по мнению Ф. Борисова, частные инвесторы сами должны принимать решения по таким вложениям и препятствовать им в этом не стоит.


По словам генерального директора «Институт территориального планирования «Урбаника» Антона Финогенова, сегодня аэропорт Пулково безальтернативно обслуживает очень значительную территорию, как минимум 3 субъекта федерации: город Санкт-Петербург, Ленинградская и Новгородская области, частично еще Республику Карелию и Псковскую область. «Это территория с населением более 8 млн человек. Второй аэропорт необходим, так как это не только наличие возможности выбора для пользователей, но, обычно, конкуренция позитивно влияет на качество услуг», - комментирует эксперт.


По его наблюдениям в Санкт-Петербургской агломерации сложная транспортная обстановка, наличие второго аэропорта позволило бы сделать более удобной логистику для большинства жителей. «К тому же новый аэропорт создает рабочие места, привлекает инвестиции и становится драйвером развития территории размещения», - полагает А. Финогенов.

Нельзя не отметить и тот факт, что в период ограничений работы аэропорта Пулково, например, при проведении крупных международных мероприятий, второй аэропорт мог бы взять на себя потоки, а также снизить кинематические риски ухода самолетов в резервные аэропорты других регионов.

К тому же лоукост-операторы практически всегда пользуются специальным аэропортами, а не крупнейшими авиаузлами. «Достаточно активное использование жителями Петербурга аэропортов Лаппеенранты и Хельсинки в соседней Республике Финляндия, демонстрирует, что есть спрос на альтернативные услуги авиаперевозок тем, что может предоставить Пулково», - подчеркивает А. Финогенов.

Идеальная площадка для лоукоста

По мнению главы Ленобласти, аэропорт для бюджетных авиаперевозчиков должен появиться в Гатчинском районе на месте аэродрома «Сиверский». В пользу создания нового аэроузла именно здесь свидетельствовали многие факторы. Военный аэродром Минобороны находится всего в 55 км от Санкт-Петербурга, но эта площадка почти не используется и фактически заброшена. В то же время есть шоссе и железная дорога.

У проекта строительства аэропорта для компаний-лоукостеров даже был инвестор - группа «Евросиб». Однако говорить о начале его строительства по-прежнему рано.

Глава администрации Сиверского городского поселения Владимир Кузьмин рассказал СМИ, что аэродром, взлетная полоса и вся остальная инфраструктура пока еще принадлежат Министерству обороны РФ. «Появление аэропорта в поселке Сиверский абсолютно реально – там есть и возможности для радиолокации, и взлетная полоса, и другие необходимые инженерные и инфраструктурные объекты и сооружения для авиации. Но для начала реализации проекта земли из федерального ведомства сначала должны перейти в муниципальную или областную собственность», - ранее отмечал глава администрации.

«После прекращения работы аэропорта Ржевка в 1980-е годы, неоднократно озвучивались проекты организации гражданских аэропортов на базе действующих или законсервированных аэродромов военного назначения, - вспоминает А. Финогенов. - Есть не менее 6-7 потенциальных площадок для размещения аэропорта. Обсуждение именно аэропорта Сиверский связано с фактором его достаточно хорошего технического состояния (его работа в качестве военного не прекращалась, в отличие, например, от аэропорта Вещево) и некоторой отдаленности от Санкт-Петербурга, что упрощает согласования его развития под пассажирские перевозки в отличие от аэропортов в границах городской черты Санкт-Петербурга (например, аэропорт Левашово)».

Получается, что Сиверский – идеальный вариант. «Громово находится далековато от города. Для лоукоста это не самый критичный параметр, но я не припоминаю, что бы кто-то серьезно рассматривал эту площадку. В Усть-Луге аэродрома нет физически. Сиверский находится на юге, в том же направлении, что и Пулково, поэтому развитие его как многопрофильного полноценного аэропорта бессмысленно – он годится только под лоукост. При том, что из северных районов города путь туда будет довольно долгим. Его несомненным достоинством является наличие электричек до Сиверской (1,5 часа от Балтийского вокзала) – для ориентированных на дешевые билеты путешественников это разумная жертва», - рассуждает эксперт.

Однако, по его мнению, более адекватная позиция для нового аэропорта – это все-таки Левашово. «Там давно принималось решение о совместном базировании, туда собирался летать Газпром. Это площадка может развиваться аналогично московскому Остафьево. Аэродром находится на север города в непосредственной близости от КАД. У него есть перспектива развития, которая не в ближайшие годы, но впоследствии может оказаться важной в условиях роста авиаперевозок», - полагает Ф. Борисов.

Трансформация повысит конкуренцию

К сожалению, так как создание второго аэропорта обсуждается не первый год, большая часть экспертов уже не верит в то, что этим планам суждено реализоваться. По мнению отраслевых аналитиков, прежде всего, для определения наиболее подходящей площадки нужен качественный аудит существующей инфраструктуры и определение стоимости мероприятий по строительству удобных транспортных подъездов к новому аэропорту.

По словам Ф. Борисова, для авиакомпаний экономия на аэропортовых издержках очень значима, а более дешевые билеты на перелеты могут привлечь спрос. «Военные аэродромы с простейшей инфраструктурой позволяют такой экономии добиться», - комментирует он.

Помимо конкурентоспособного тарифа, по мнению А. Финогенова, новый аэропорт сможет привлечь лоукостеров в том случае, если будет обладать хорошей транспортной доступностью с Санкт-Петербургом. Гарантированный маршрут из города в аэропорт должен составлять не более 1,5 часов.

Татьяна Симонова 

Если Вы заметили ошибку, выделите, пожалуйста, необходимый текст и нажмите Ctrl+Enter, чтобы сообщить об этом редактору.


На ту же тему
РЖД-Партнер

Авиакомпании РФ советуют готовиться к росту цен на билеты

Ослабление рубля, рост стоимости услуг в аэропортах, уход с отечественного авиарынка ряда перевозчиков, закрытие популярных для россиян курортов - все эти факторы уже привели к подорожанию билетов в среднем на 8-10%, а в 2016 году ситуация с ценами может только усугубиться, пишет АвиаПорт.

РЖД-Партнер

Международный аэропорт Рига достиг рекорд по количеству обслуженных пассажиров

Международный аэропорт Рига достиг рекорд по количеству обслуженных пассажиров, превысивший порог 5,1 млн человек.
 

РЖД-Партнер

Ходатайство ФНС о включении 137 млн руб. в реестр требований кредиторов ООО "Авиакомпания "Томск Авиа" будет рассмотрено 19 января

Ходатайство Федеральной налоговой службы (ФНС) о включении задолженности перед ней на сумму более 137 млн руб. в реестр требований кредиторов ООО "Авиакомпания "Томск Авиа" будет рассмотрено 19 января, говорится в материалах дела.
 



Чтобы оставить свой отзыв, Вам необходимо авторизоваться

Выставка Конференция Круглый стол Семинар Форум
  1. Вступил в силу приказ Минтранса России № 257, ужесточающий правила допуска вагонов на сеть РЖД. Поможет ли это повысить качество ремонта вагонов и повысить безопасность перевозок?

Яндекс.Метрика Индекс цитирования

Copyright © 1998-2016 ООО «Редакция журнала «РЖД-Партнер»

При цитировании информации гиперссылка на ИА РЖД-Партнер.ру обязательна

Использование материалов ИА РЖД-Партнер.ру в коммерческих целях без письменного разрешения агентства не допускается

Любое использование материалов допускается только при наличии гиперссылки на ИА РЖД-Партнер.ру

Разработка сайта - iMedia Solutions