RU EN
+ 7 (812) 418 34 95 Санкт-Петербург + 7 (495) 984 54 41 Москва
12.02.2016 11:00:03
РЖД-Партнер

Авиаотрасль попала в мертвую петлю

Уже несколько лет подряд государство субсидирует авиаперевозки во внутреннем сообщении. Сегодня, когда спрос сместился в пользу перелетов по России, авиаперевозчики оказались в очень сложном положении. Для того чтобы поддержать спрос на свои услуги, они вынуждены снижать цены, в то время как перелеты внутри страны им не приносят такой прибыли, как международные рейсы. Возможно ли развитие в России региональных авиаперевозок при сохранении всех участников рынка?
 

Переориентация направлений

Напомним, что обсуждение развития этого направления авиации ведется уже давно. В декабре 2015 года министр транспорта РФ Максим Соколов сообщил, что с различными ведомствами обсуждается изменение модели субсидирования внутренних авиаперевозок в связи с ограничением полетов в Египет, Турцию и Украину. Цель программы может состоять в поддержании отечественных курортных направлений, таких как Алтай, Байкал, Урал и Камчатка.


Тем более что, по словам начальника управления регулирования перевозок Росавиации Андрея Круглова, рынок перевозок неразрывно связан с рынком туризма. «Россия обладает огромным потенциалом для внутреннего туризма. Уже подготовлен перечень из двух десятков субсидируемых маршрутов, которые будут способствовать развитию внутреннего туризма», – добавил он.


Туроператоры предлагают включить в него рейсы в низкий сезон из различных городов страны на Сочи, Анапу, Симферополь, Казань, Горно-Алтайск и другие популярные туристические направления России.

По словам заместителя министра транспорта РФ Валерия Окулова, для развития гражданской авиации сегодня необходима финансовая поддержка отрасли. В качестве яркого примера он назвал уменьшение в 2015 году ставки НДС на внутренние авиаперевозки с 18 до 10%, что дало ощутимый эффект для участников рынка. «Благодаря снижению этой ставки несколько наших авиакомпаний сумели сохранить свою операционную деятельность», – подчеркнул замминистра.

Он также напомнил об успешной реализации пяти программ субсидирования авиаперевозок, реализованных в прошлом году, позволивших значительным образом увеличить объемы внутренних авиаперелетов по сравнению с 2014-м.

Отрасль на иждивении

По сообщению Росавиации, суммарный убыток в авиатранспортной отрасли достиг 26,6 млрд руб. «Международный пассажиропоток по известным причинам (прекращение полетов в Египет, Турцию, Украину) снизился в 2015 году на 15,8%. Рост внутренних перевозок, составивший 13,6%, не компенсировал, а, скорее, усугубил потери. Хотя определенная часть из них дотируется государством, значительная доля внутренних перевозок пассажиров попросту убыточна», – комментирует аналитик ГК «Финам» Алексей Калачев.

По словам ведущего научного сотрудника НИУ ВШЭ Федора Борисова, на внутренних рейсах действительно очень низкая маржа и компании работают в убыток. «Однако не работать в минус они не могут, так как если самолеты будут стоять, то компании понесут еще большие издержки», – комментирует он.

По мнению Ф. Борисова, сегодня авиаперевозчики выбирают между очень большим убытком и убытком поменьше. «Спасти индустрию может рост доходной ставки. Однако повысить ее можно только двумя способами: за счет увеличения стоимости услуг или снижения издержек. Повышать цены на внутренние перевозки авиакомпании не могут, потому что тогда они сразу начнут терять пассажиров, а у них и так сегодня существует избыточная емкость. А что касается снижения издержек, то это можно и нужно делать, однако этот процесс не мгновенный и не очевидный», – считает эксперт.

Так, по мнению отраслевых аналитиков, сегодня авиаперевозчики могут снизить издержки, например, оптимизировав аэронавигационные расходы, спрямив маршруты и таким образом уменьшив расход топлива.

«Субсидирование местных перевозок позволяет создать благоприятный климат в регионе. Появляется транспортная доступность, люди начинают в регион приезжать. В этом случае авиация выполняет роль одного из двигателей. Однако в целом все происходит наоборот: авиация тянется за экономикой, является ее производной. Если мы хотим, чтобы авиация России строилась не через Москву, надо решить задачу по децентрализации экономической жизни в стране», – полагает Ф. Борисов.

Сегодня между регионами есть прямые маршруты, но их количество на порядок меньше, чем в Москву. Субсидии, по его мнению, это единственная мера, которая до сих пор позволяет многим местным перевозчикам существовать.

Консолидация неизбежна

Еще одна тенденция, о которой говорят отраслевые эксперты, – уменьшение числа компаний на рынке. «Нужно быть готовыми к тому, что количество участников на рынке авиаперевозок значительно снизится. Сегодня ключевая тенденция – это монополизация отрасли», – полагает Ф. Борисов.

Слова эксперта подтверждают цифры. Так, новая авиакомпания группы «Аэрофлот» объединит трех перевозчиков, которые имеют коммерческие права на 48 внутренних и 42 международных маршрута. Предполагается, что обновленная авиакомпания «Россия» будет работать в среднем ценовом сегменте. Ее пассажиропоток составит порядка 10 млн пассажиров в год, а воздушный флот будет состоять из 74 самолетов. Отметим, что за прошлый год три дочерних компании «Аэрофлота» перевезли в общей сложности 9,1 млн пассажиров. В частности, «Оренбургские авиалинии» – 2,8 млн человек (-16,4%), «Россия» – 4,8 млн (-8,5%), «Донавиа» – 1,5 млн (-15%). При этом сам «Аэрофлот» за год нарастил число пассажиров на 10,6%, до 26,1 млн человек. Всего же за 2015-й российскими авиаперевозчиками было перевезено 92,1 млн человек.

Несмотря на то, что в целом пассажирооборот за 2015 год снизился только на 6%, а во внутреннем сообщении увеличился на 17%, нельзя не отметить, что положение в авиаотрасли настолько тяжелое, что аналитики пока даже не берутся прогнозировать, что и как может переломить негативный тренд.

Татьяна Симонова 

Если Вы заметили ошибку, выделите, пожалуйста, необходимый текст и нажмите Ctrl+Enter, чтобы сообщить об этом редактору.


На ту же тему
РЖД-Партнер

Авиакомпании РФ советуют готовиться к росту цен на билеты

Ослабление рубля, рост стоимости услуг в аэропортах, уход с отечественного авиарынка ряда перевозчиков, закрытие популярных для россиян курортов - все эти факторы уже привели к подорожанию билетов в среднем на 8-10%, а в 2016 году ситуация с ценами может только усугубиться, пишет АвиаПорт.

РЖД-Партнер

Международный аэропорт Рига достиг рекорд по количеству обслуженных пассажиров

Международный аэропорт Рига достиг рекорд по количеству обслуженных пассажиров, превысивший порог 5,1 млн человек.
 

РЖД-Партнер

Ходатайство ФНС о включении 137 млн руб. в реестр требований кредиторов ООО "Авиакомпания "Томск Авиа" будет рассмотрено 19 января

Ходатайство Федеральной налоговой службы (ФНС) о включении задолженности перед ней на сумму более 137 млн руб. в реестр требований кредиторов ООО "Авиакомпания "Томск Авиа" будет рассмотрено 19 января, говорится в материалах дела.
 



Чтобы оставить свой отзыв, Вам необходимо авторизоваться

Выставка Конференция Круглый стол Семинар Форум
  1. Вступил в силу приказ Минтранса России № 257, ужесточающий правила допуска вагонов на сеть РЖД. Поможет ли это повысить качество ремонта вагонов и повысить безопасность перевозок?

Яндекс.Метрика Индекс цитирования

Copyright © 1998-2016 ООО «Редакция журнала «РЖД-Партнер»

При цитировании информации гиперссылка на ИА РЖД-Партнер.ру обязательна

Использование материалов ИА РЖД-Партнер.ру в коммерческих целях без письменного разрешения агентства не допускается

Любое использование материалов допускается только при наличии гиперссылки на ИА РЖД-Партнер.ру

Разработка сайта - iMedia Solutions