+7 (812) 418-34-95 Санкт-Петербург       +7 (495) 984-54-41 Москва
23.09.2016 13:17:52
Авиация / Интервью
РЖД-Партнер

Появится ли в РФ безаэродромная авиация?

Инновации в России приживаются с трудом. При наличии сложившейся в РФ бюрократической системе новое инновационное авиационное направление вряд ли сможет получить развитие, считает кандидат геолого-минералогических наук, генеральный директор ОАО «Тюменьэкотранс» в 1994-1998 году Ефим Марголин. Вот уже более 20 лет он и главный конструктор «Тюменьэкотранс» к.т.н. Александр Филимонов занимаются разработкой летательных аппаратов нового типа.
Появится ли в РФ безаэродромная авиация?
– Ефим Михайлович, как вы оцениваете возникшийсегодня интерес к дирижаблестроению?

– Экономике необходимы новые виды транспортных средств. Создание инновационного авиационного направления – безаэродромной авиации, в том числе и крупнотоннажной, в котором отсутствуют непреодолимые принципиальные недостатки крупнотоннажного дирижабельного направления, более чем возможно.
К сожалению, в РФ эта инновация до сих пор не получила поддержки и развития. Наши усилия, по продвижению продукта за границей, оказались успешными лишь частично. Еврокомиссией был выделен научно-исследовательский двухгодичный грант для технической и технологической оценки безаэродромного направления. В рамках его освоения была выполнена лишь половина запланированных работ. Исполнители гранта (4 западноевропейские организации) рассчитывали на новый транш, чтобы завершить исследования, но он так и не был выделен. Как нам стало позже понятно, причины две – одна политическая (из-за событий на Украине), вторая – давление американского конкурента.
По сравнению с другими государствами Россия обладает наибольшей территорией и колоссальными природными ресурсами. Теоретически доказано, что для эффективного освоения такого пространства, необходимо располагать соответствующей плотностью транспортных (железнодорожных, автомобильных, авиационных др.) коммуникаций и инфраструктуры. По этому показателю Россия совершенно не удовлетворяет этим критериям. Сегодняшняя реальность не предоставила для страны ни достаточного запаса исторического времени, ни громадных средств для решения транспортной проблемы традиционными методами.
Совершенно очевидно, что необходим технологический прорыв. Проектом Государственной программы РФ «Развитие авиационной промышленности» на 2013-2025 гг. предполагается, что государство намерено сосредоточить свои усилия именно на решении стратегических задач. Но при этом, совершенно не учитывается, что потенциал всех наземных видов транспорта, обремененных сложными географическими и климатическими условиями (горная поверхность, вечная мерзлота, низкие температуры, достигающие – 50-60 С), и требующих к тому же значительных инфраструктурных затрат, просто-напросто исчерпан, использование авиационных направлений также наталкивается на непреодолимые препятствия. Существующие типы воздушных транспортных средств, самолеты и вертолеты, как наиболее распространенные, просто не в состоянии решать эти стратегические задачи.

– В чем ключевое преимущество нового вида транспорта, на ваш взгляд?

– Самолет требует аэродромов для взлета и посадки, вертолет обладает ограниченной грузоподъемностью (не более 20 т) и малой дальностью. К тому же им необходима наземная инфраструктура в виде подъездных автомобильных или железных дорог. Кроме того, до сих пор самолет и вертолет остаются самыми дорогостоящими видами транспорта. А возможности использовать крупнотоннажные дирижабли, которые вроде и могут обладать достаточной грузоподъемностью и дальностью, нет и быть не может в принципе, из-за неразрешимых технических проблем крупногабаритных дирижаблей. Именно это доказала в очередной раз произошедшая совсем недавно авария 92-двухметрового дирижабля в Великобритании.
Новое транспортное средство должно учитывать недостатки традиционных. Во-первых, себестоимость перевозки грузов и людей не должна превышать аналогичного показателя железнодорожного или автомобильного транспорта. Во-вторых, он должен быть независимым и автономным для базирования при отсутствии каких-либо дорог. В-третьих, обеспечивать перевозку тяжелых и крупногабаритных единых грузов технологического назначения на большую дальность и от двери до двери. Нельзя не упомянуть и о том, что на транспортное средство нового типа не должны влиять погодные и климатические условия. Всеми перечисленными выше свойствами обладает гибридный дирижабль – аэростатический комбинированный летательный аппарат или, по-другому, большой безаэродромный самолет с аэростатической разгрузкой и вертолетным несущим винтом. Прототип такого самолета уже давно прошел успешно первые полевые испытания.

– Какова сфера применения данных летательных аппаратов?

Мы предлагаем масштабные проекты. Вот краткое описание одного из них Каждый год наша страна сталкивается с глобальной проблемой – лесные пожары. Конечно, это природное явление. Но значительной части ежегодных экономических, материальных затрат и человеческих потерь (катастрофа в 2016 году в Иркутской области пожарного ИЛ 76), при подавлении пожаров можно было бы избежать. Сегодня при борьбе с ними используемые авиационные средства абсолютно неэффективны. Мы обратились в МЧС, с предложением разработать и внедрить безаэродромный самолет типа БАРС для тушения лесных пожаров. Однако эту идею в ведомстве не поддержали. Хотя научно-технический Совет ФГБУ «Научно-исследовательский институт противопожарной обороны МЧС России» в своей официальной оценке отметил, что предлагаемый проект воздушного транспортно-технологического комплекса пожаротушения на основе безародромного с аэростатической разгрузкой самолета заслуживает внимания и при положительном решении всех технических проблем, может быть использован в практической работе МЧС России.
Грузоподъемность такого аппарата может варьироваться от 50 до 400 т. Он сочетает в себе, согласно технологии пожаротушения, требования по скорости (50-60 км/час) и высоте полета (50 м и менее) при сохранении необходимой плотности проливки. Согласно проведенным расчетам, его применение увеличит эффективность пожароподавления на порядок по сравнению с применяемыми сегодня пожарными самолетами и вертолетами, в частности, как минимум, в 8 раз по сравнению с Бе200.
Если же говорить в целом, преимущество безаэродромных самолетов конструкции Александра Филимонова заключается в том, что при их эксплуатации возможно внеаэродромное базирование с резко укороченным взлетом (посадкой) с любой ровной естественной площадки (водная и земная поверхность), что с учетом их уникальных характеристик обеспечивает им широчайший спектр применения. С их помощью можно осуществлять экономичную транспортную связь между любыми населенными пунктами, не имеющими специальных взлетно-посадочных полос. Также их можно применять при обустройстве нефтяных и газовых месторождений, проведении геологоразведки, в случае чрезвычайных ситуаций и т.д.

– Что сдерживает продвижение такого уникального продукта?

– Более чем 20 лет, переписка и, можно сказать, борьба с российской бюрократической системой по вопросу развития и внедрения безаэродромной авиации не принесла желаемых результатов. Хотя именно сегодня, на мой взгляд, важно и нужно развивать инновационные направления, там где мы пока впереди, и имеет место крайне незначительная конкуренция. Хочу завершить свое интервью высказыванием Владимира Путина: «Наличие собственных передовых технологий – это ключевой фактор суверенитета и безопасности государства, конкурентоспособности отечественных компаний, важное условие роста экономики и повышения качества жизни наших граждан», – отметил президент в ходе заседание Совета при Президенте по науке и образованию 21 января 2016 года.

Беседовала Татьяна Симонова
Если Вы заметили ошибку, выделите, пожалуйста, необходимый текст и нажмите Ctrl+Enter, чтобы сообщить об этом редактору.


Чтобы оставить свой отзыв, Вам необходимо авторизоваться


ГОРЯЧИЕ ТЕМЫ



Читайте также

  1. На российском транспортном рынке активно продвигается китайская продукция. Являются ли поставки из КНР вариантом для снижения дефицита контейнеров и запчастей к вагонам?

Выставка Конгресс Конференция Круглый стол Премия Саммит Семинар Форум Дискуссионный клуб
Индекс цитирования Рейтинг@Mail.ru

Copyright © 2002-2024 Учредитель ООО «Редакция журнала «РЖД-Партнер»

Информационное агентство «РЖД-Партнер.РУ»

Главный редактор Ретюнин А.С.

адрес электронной почты rzdp@rzd-partner.ru  телефон редакции +7 (812) 418-34-92; +7 (812) 418-34-90

Политика конфиденциальности

При цитировании информации гиперссылка на ИА РЖД-Партнер.ру обязательна.

Использование материалов ИА РЖД-Партнер.ру в коммерческих целях без письменного разрешения агентства не допускается.

Свидетельство о регистрации СМИ ИА № ФС77-22819 от 11 января 2006 г., выдано Федеральной службой по надзору за соблюдением законодательства в сфере массовых коммуникаций и охране культурного наследия.

Любое использование материалов допускается только при наличии гиперссылки на ИА РЖД-Партнер.ру

Разработка сайта - iMedia Solutions