+7 (812) 418-34-95 Санкт-Петербург       +7 (495) 984-54-41 Москва
25.04.2017 14:14:20
Авиация / Интервью
РЖД-Партнер

Необходимость овербукинга лежит в плоскости рыночных потребностей

Тема овербукинга в последнее время стала причиной нескольких скандалов. Пассажиров снимали с рейсов прямо в самолете. А случай с американской авиакомпанией United показал, что дело может дойти вплоть до драки с кровопролитием.  На прошлой неделе печальную статистику пополнила и российская «Победа», которая отказала в перелете женщине с ребенком-инвалидом.  Минусы и плюсы продажи билетов, превышающей число мест в самолете, РЖД-Партнер обсудил с директором Института воздушного и космического права AEROHELP Олегом Аксаментовым.
Необходимость овербукинга лежит в плоскости рыночных потребностей
- Олег Игоревич, как Вы оцениваете действия United Airlines и American Airline, связанные с грубой высадкой пассажиров?

- У иностранных, в том числе американских, авиакомпаний овербукинг – это совершенно правомерное действие перевозчика. Пассажир, со своей стороны, обязан подчиниться требованиям, не оказывая сопротивления. Но, в случае с American и United AirLines, встает вопрос соразмерности действий, применяемых к несогласному с требованиями пассажиру. Сами по себе такие ситуации – не частные и списать их можно на периодические ошибки, возникающие при продаже билетов на рейсы.

- Но как могло произойти снятие пассажиров, уже прошедших на борт самолета?

- На самом деле, овербукинг действительно применяется до регистрации на рейс. Ведь она сама по себе гарантирует оказание услуги перевозчика пассажиру. И если ему, как опаздывающему на рейс, отказывают в регистрации, то это и есть нормальная практика. Действительно, возникают ситуации, когда снять с рейса могут пассажира, который уже прошел регистрацию и сел на борт воздушного судна. То, что случилось у American и United Airlines, явно вызвано техническими накладками. Ведь суматоха началась после того, как все зарегистрированные пассажиры оказались в самолете, чего быть не должно.

- В России овербукинг официально не применяется. Получается, что «Победа» все-таки нарушила закон?

- В нашей стране овербукинг сейчас – неправомерное действие. Авиаперевозчик не имеет права продать большее число билетов, чем есть мест на воздушном судне. Этот порядок может быть легко изменен, но на данный момент такие действия незаконны как мошеннические. Если говорить о неприятной ситуации, сложившейся с пассажиркой и его ребенком на рейсе «Победы», то там речь идет не совсем об овербукинге. О нем говорили только в Росавиации, но сама авиакомпания не употребляла этого термина. Речь действительно могла идти о продаже билетов, превышающей число мест на борту, но это не было сознательной предпринимательской практикой. Скорее, речь идет о некоем техническом сбое или ошибке. Казус и заключался в том, что произошла перепродажа билетов и «Победе» пришлось кого-то снять с борта. Выбор пал на мать с ребенком-инвалидом, что и вызвало такой резонанс.

- Сами авиакомпании на вопрос об овербукинге дружно говорят, что у них нет юридических оснований для его применения. Но, при этом, близкие к ним источники признаются, что у всех перевозчиков он есть. Какова же реальная картина?

- Особняком тут стоит компания Lufthansa, которая действительно использует овербукинг, работая по европейскому законодательству, где он является правомерным действием. Что касается остальных российских перевозчиков, то они, я думаю, его так или иначе практикуют. С точки зрения экономических механизмов, овербукинг, как финансовый инструмент, вполне разумен. Он дает возможность рассчитать и спланировать собственные продажи билетов на рейсы. Риски в данном случае действительно есть. И их должны понимать все участники процесса. Если авиаперевозчик говорит лишнему пассажиру сакральный термин «овербукинг», то тот обязан незамедлительно развернуться и пойти в кассу за денежной компенсацией. В российских же реалиях ему не объясняют причину возникших трудностей, а просто говорят «извините» и возвращают средства, которых уже не хватит на покупку билета в тот же день. Тем более, если человек приобретал его заранее, по скидке. А о компенсациях в виде предоставляемой на время ожидания нового рейса гостиницы, у нас вообще речь не идет…

- Как бы Вы оценили перспективы применения овербукинга в российских авиаперевозках?

- Вопрос необходимости овербукинга в России лежит в плоскости рынка и его потребностей. Если он понадобится отрасли в качестве рыночного инструмента, то его можно будет достаточно просто легализовать. Тогда у перевозчика появится юридическое право отказывать пассажиру в случае продажи билетов, превышающей число мест на воздушном судне. И такие перспективы в России есть и они вполне реальны. Если ввести такое право перевозчика, то он будет четко видеть свои риски и будет избавлен от необходимости приносить извинения. Мы, как пассажиры, должны будем заранее оценивать возможные трудности, что вынудит нас поторопиться с прибытием на стойку регистрации аэропорта.

Беседовал Вадим Комков
Если Вы заметили ошибку, выделите, пожалуйста, необходимый текст и нажмите Ctrl+Enter, чтобы сообщить об этом редактору.


Чтобы оставить свой отзыв, Вам необходимо авторизоваться


ГОРЯЧИЕ ТЕМЫ



Читайте также

  1. На российском транспортном рынке активно продвигается китайская продукция. Являются ли поставки из КНР вариантом для снижения дефицита контейнеров и запчастей к вагонам?

Выставка Конгресс Конференция Круглый стол Премия Саммит Семинар Форум Дискуссионный клуб
Индекс цитирования Рейтинг@Mail.ru

Copyright © 2002-2024 Учредитель ООО «Редакция журнала «РЖД-Партнер»

Информационное агентство «РЖД-Партнер.РУ»

Главный редактор Ретюнин А.С.

адрес электронной почты rzdp@rzd-partner.ru  телефон редакции +7 (812) 418-34-92; +7 (812) 418-34-90

Политика конфиденциальности

При цитировании информации гиперссылка на ИА РЖД-Партнер.ру обязательна.

Использование материалов ИА РЖД-Партнер.ру в коммерческих целях без письменного разрешения агентства не допускается.

Свидетельство о регистрации СМИ ИА № ФС77-22819 от 11 января 2006 г., выдано Федеральной службой по надзору за соблюдением законодательства в сфере массовых коммуникаций и охране культурного наследия.

Любое использование материалов допускается только при наличии гиперссылки на ИА РЖД-Партнер.ру

Разработка сайта - iMedia Solutions