+7 (812) 418-34-95 Санкт-Петербург       +7 (495) 984-54-41 Москва
06.02.2017 16:49:10
Авиация / Интервью
РЖД-Партнер

Китайский лайнер России не нужен

Китайский реактивный лайнер С919 впервые поднимется в небо в первой половине этого года. Соответствующее сообщение появилось в понедельник утром на новостном портале "Чжунго синьвэньван" со ссылкой на базирующуюся в Шанхае Китайскую корпорацию коммерческой авиации (COMAC). Разработку нового узкофюзеляжного самолета, вмещающего до 174 пассажиров, Китай начал еще в 2008 году. На данный момент СОМАС уже получила заказы от 21 компании на более чем 500 лайнеров. О том, заинтересует ли китайская новинка российский рынок, рассказал исполнительный директор аналитической службы агентства “АвиаПорт” Олег Пантелеев.
Китайский лайнер России не нужен
- Олег Константинович, весна этого года будет ознаменована двумя крупными авиационными событиями: первым запуском китайского С919 и отечественного МС21. Азиатский лайнер ждал взлета почти десять лет. Как скоро он выйдет на рынок?

- Этот проект развивается уже достаточно давно. В какой-то момент казалось, что он имеет все шансы обогнать МС21 по срокам реализации и выхода на рынок. Однако, несмотря на то, что выкатка этого самолета произошла раньше, чем выкатка российской машины, значительно сдвигались сроки первого полета С919. Начало летных испытаний, которые еще не завершены (первый полет еще не состоялся и может произойти в первой половине года), практически совпадёт по времени с началом летных испытаний российского МС21. При этом срок выхода на рынок определяется завершением сертификации, а не первым полетом. Поэтому прогнозировать дату выхода на рынок и первых поставок С919 на данный момент сложно. Мы можем только лишь отметить, что опыт сертификации первого пассажирского китайского самолета ARG21 был настолько длительным, что самолет, по сравнению с конкурентами, стал устаревшим и не особенно привлекательным на международном рынке. Хотя, безусловно, он найдет свою, хоть и не обширную, нишу на китайском рынке.

- То есть выход на международный и российский рынки, по-Вашему, маловероятен?

- Самолет не сертифицирован, к летным испытаниям пока еще не приступил. С этой точки зрения, авиакомпании, которые нуждаются в самолете такой размерности, вероятнее всего, будут достаточно скептически относиться к проекту. Будет это до тех пор, пока они не получат весомое подтверждение его успешности. Поэтому совершенно очевидно, что значительного роста объема заказов на этот самолет в ближайшее время не предвидится. Те компании, которые уже законтрактовали эту машину, они частично подписались под то, что сказало правительство Китая. То есть тут имело место некое административное давление. При этом для России этот самолет, вероятнее всего, не будет представлять ни малейшего интереса.

- А в чем причины отсутствия интереса со стороны России? Дело в собственных проектах?

- Причины две. Первая: в России создается собственный проект МС21, который по заявленным характеристикам будет значительно превосходить китайский аналог. Он будет более современным с точки зрения используемого оборудования и систем. Он будет более топливно эффективным и более комфортным для пассажиров и экипажа. Во-вторых, на рынке сегодня доминируют Boeing и Airbus. Обе эти компании провели ремоторизацию своих наиболее популярных семейств самолетов. Это, соответственно, Boeing 737 max и семейство Airbus А320. Поэтому те перевозчики, в том числе и российские, которые консервативны в своем выборе, и рассчитывают приобрести проверенные машины, сделают выбор в пользу европейской или американской машины, но точно не китайской.

- Но китайский лайнер уже заявляют как экономически более выгодный, чем тот же Boeing 737. Поможет ли низкая цена привлечь покупателей?

- Мы не можем сейчас однозначно утверждать, что экономические вопросы будут первичны или вторичны. Здесь важно именно то, что по стоимости эксплуатации (расход топлива, расход запчастей) С919 может уступать самым передовым самолетам, в том числе МС21. Но можно предположить, что Китай предложит очень выгодную стартовую цену на этот самолет и выгодные условия финансирования сделки. Например, кредит под низкий процент. Выгодный финансовый пакет может сделать эту машину очень привлекательной, но, скорее, не на российском рынке. Потому что сегодня российское правительство уделяет серьезное внимание вопросу финансирования поставок новых самолетов отечественного производства и поэтому потенциальным покупателям МС21 будет предложен комфортный кредитный пакет.

- Если не Россия, то кто тогда купит китайские лайнеры? Неужели проект замкнется на внутреннем рынке?

- Это будет домашний рынок. Но если опыт эксплуатации на домашнем рынке будет успешным, то будут открыты для этого самолета и другие рынки. Мы понимаем, что поставщиками для С919 стали ведущие компании, которые на протяжение десятилетий сотрудничают с Boeing и Airbus. То есть там будут стоять западные двигатели, западная электроника и т.д.. То есть возможность получить самолет чуть лучше, чем нынешнее поколение аэробуса А320, но, при этом, по очень привлекательной цене. Думаю, что найдется немалое количество компаний, прежде всего в азиатском регионе, которые могли бы сделать выбор в пользу С919. Но перед этим ему следует завоевать, скажем так, доброе имя. То есть хорошие отзывы.

Беседовал Вадим Комков
Если Вы заметили ошибку, выделите, пожалуйста, необходимый текст и нажмите Ctrl+Enter, чтобы сообщить об этом редактору.


Чтобы оставить свой отзыв, Вам необходимо авторизоваться


ГОРЯЧИЕ ТЕМЫ



Читайте также

  1. На российском транспортном рынке активно продвигается китайская продукция. Являются ли поставки из КНР вариантом для снижения дефицита контейнеров и запчастей к вагонам?

Выставка Конгресс Конференция Круглый стол Премия Саммит Семинар Форум Дискуссионный клуб
Индекс цитирования Рейтинг@Mail.ru

Copyright © 2002-2024 Учредитель ООО «Редакция журнала «РЖД-Партнер»

Информационное агентство «РЖД-Партнер.РУ»

Главный редактор Ретюнин А.С.

адрес электронной почты rzdp@rzd-partner.ru  телефон редакции +7 (812) 418-34-92; +7 (812) 418-34-90

Политика конфиденциальности

При цитировании информации гиперссылка на ИА РЖД-Партнер.ру обязательна.

Использование материалов ИА РЖД-Партнер.ру в коммерческих целях без письменного разрешения агентства не допускается.

Свидетельство о регистрации СМИ ИА № ФС77-22819 от 11 января 2006 г., выдано Федеральной службой по надзору за соблюдением законодательства в сфере массовых коммуникаций и охране культурного наследия.

Любое использование материалов допускается только при наличии гиперссылки на ИА РЖД-Партнер.ру

Разработка сайта - iMedia Solutions