RU EN
+ 7 (812) 418 34 95 Санкт-Петербург + 7 (495) 984 54 41 Москва
21.09.2016 15:36:00
Авиация / Интервью
РЖД-Партнер

Беспилотники могут атаковать противника, как рой пчел

Минобороны РФ в сентябре испытало инновационное программное обеспечение, которое наделяет беспилотные летательные аппараты (БПЛА) искусственным интеллектом. Главный научно-исследовательский испытательный центр робототехники Минобороны и научно-производственная компания «Сетецентрические платформы» совместно потрудились над тем, чтобы отдельные беспилотники «научились» самоорганизовываться в группы и выполнять совместные полеты. А самое главное – БПЛА отныне смогут не только патрулировать объекты, но и определять наземные и воздушные цели противника и даже уничтожать их. Плюсы разработки вполне очевидны. Но есть и потенциальные минусы. О них корреспондент РЖД-Партнера и расспросил эксперта, в роли которого выступил первый вице-президент «Российского союза инженеров» Иван Андриевский.
Беспилотники могут атаковать противника, как рой пчел
– Иван Анатольевич, когда прогресс реально дойдет до того, что беспилотники смогут уничтожать наземные и воздушные цели противника?

– Беспилотники уже давно способны самостоятельно находить цели. Эта их способность все больше совершенствуется, об этом и говорит пресс-релиз Минобороны. Что касается уничтожения, то вряд ли эта команда будет полностью отдана машине в ближайшее время. Даже если риск ошибки ничтожно мал, им нельзя пренебрегать. Поэтому пока командой на уничтожение занимаются и будут заниматься операторы. Хотя уровень автоматизации беспилотных аппаратов увеличивается с каждым годом. Например, уже сегодня разработаны мультикоптеры, которые способны распознавать низкий запас батареи, находить ближайшую станцию подзарядки и автоматически менять батарею.

– Как обезопаситься от фатальных ошибок в виде уничтожения «не тех» целей, включая собственные летательные аппараты? Кто будет нести ответственность за такие ошибки?

– Ответственность несет оператор БПЛА. И это обычная, можно сказать, ответственность для военнослужащих, которая определяется Дисциплинарным уставом Вооруженных Сил РФ и УК РФ. Обезопаситься от фатальных человеческих ошибок, как всегда, весьма трудно. Но и искусственный интеллект не достиг пока такого уровня, чтобы принимать безупречные решения в 100% случаев.

– Берут ли разработчики в расчет тот факт, что управление беспилотников чисто физически может оказаться в руках врага?

– Безусловно, и это одна из причин, почему управление БПЛА до сих пор осуществляется в полуавтоматическом режиме. Хотя эта возможность гипотетична. Захватить беспилотник в воздухе и направить его против владельца – пока это сценарий из области фантастики. Слишком сложно это сделать. И один такой прецедент приведет только к усилению системы самозащиты беспилотника.

– Есть ли потенциальная вероятность «хакерства», т.е. взлома программ управления беспилотниками?

– Есть. Но нужно понимать, что беспилотники – это весьма сложные технологические устройства, работающие на специальном программном обеспечении. Поэтому обычные хакеры их так просто не взломают (не рискнут ломать). Речь в данном случае может идти только о кибервойсках противника во время ведения боевых действий. Если мы посмотрим на то, где сейчас активно используются беспилотники (помимо охранных и гражданских функций в развитых странах мира), то увидим, что это, прежде всего, горячие зоны Ближнего Востока. Ни палестинцы, ни «Киберхалифат» не обладают достаточными компетенциями, чтобы взломать БПЛА, иначе это было бы сделано хотя бы раз за столько лет их эксплуатации. Известен случай во время иракской войны, когда боевики смогли перехватить видеосигнал с американского беспилотника, но это произошло при причине того, что сигнал на тот момент не шифровался, а кроме того, боевики все равно ничего не смогли с перехваченными данными сделать.

– На Ваш взгляд, дадут ли власти добро на оснащение беспилотников серьезным оружием?

– Смотря что считать серьезным оружием. Атомные боеголовки вряд ли на них повесят. По крайней мере, в ближайшее время. А вот более мощные ракеты и бомбы они вполне могут нести. Не говоря уже о микроволновом или электромагнитном оружии. Кроме того, эффективность беспилотного удара может достигаться большим числом небольших беспилотников, которые способны атаковать противника, как рой пчел. В этом случае мощность оружия уже будет не столь важна, как массовость удара, его неуловимость и неожиданность.

Беседовал Степан Ратников
Если Вы заметили ошибку, выделите, пожалуйста, необходимый текст и нажмите Ctrl+Enter, чтобы сообщить об этом редактору.
Предложения партнеров
Загрузка...
Loading...

На ту же тему
РЖД-Партнер

Как Толмачево станет мировым транспортным хабом

Как Толмачево станет мировым транспортным хабом
Новосибирский аэропорт Толмачево претендует на роль одного из главных транспортных хабов не только России, но и мира через развитие проекта «Воздушный шелковый путь». По крайней мере такие цели ставят акционеры и менеджмент одного из самых значимых аэропортов страны. Еще бы: через Толмачево ежедневно проходят десятки пассажирских и грузовых рейсов российских и зарубежных авиакомпаний. О перспективах и планах развития ключевого сибирского хаба ИА РЖД-Партнер рассказал генеральный директор АО «Аэропорт Толмачево» Евгений Янкилевич.
РЖД-Партнер

Авиаперевозчики переманивают грузы

Авиаперевозчики переманивают грузы
По данным Федерального агентства воздушного транспорта (Росавиации), с начала года по воздуху было перевезено 819,1 тыс. т грузов и почты, что на 19,5% больше, чем за аналогичный период 2016 года. Из них в международном сообщении – 75%. О том, какие грузы и почему выбирают авиасообщение, ИА РЖД-Партнер.ру рассказал руководитель отдела сборных грузов холдинга AsstrA Кароль Баранчук.
РЖД-Партнер

Азимут: Не региональные амбиции

Азимут: Не региональные амбиции
Новый региональный авиаперевозчик «Азимут» получил сертификат эксплуатанта в августе текущего года и в сентябре совершил первый регулярный рейс по маршруту Ростов-на-Дону – Москва. Компания уже активно продвигает свои интересы в диалогах с властью.

Глава совета директоров авиакомпании «Азимут» Павел Удод предложил Минтрансу разрешить новым авиакомпаниям совершать полеты в страны ЕАЭС. С такой инициативой П. Удод обратился к министру транспорта Максиму Соколову на заседании штаба строительства ростовского аэропорта «Платов». Текущая редакция Федеральных авиационных правил (ФАП) позволяет новой авиакомпании выйти на международные рейсы, только после двухлетних полетов во внутреннем направлении. Также Минтранс рассматривает внесение и других изменений в ФАП. В частности М. Соколов заявил о решении поддержать авиакомпании, которые используют российскую авиатехнику и парк которых состоит из не более восьми судов. Такие перевозчики смогут претендовать на получение субсидий по программе 1242. РЖД-Партнер побеседовал с представителями авиакомпании о стратегии перевозчика.


Чтобы оставить свой отзыв, Вам необходимо авторизоваться

Новости партнеров
Загрузка...
Loading...
  1. В последнее время цены на новые вагоны стремительно пошли вверх. Смогут ли в такой ситуации операторы приобрести достаточное количество вагонов, чтобы удовлетворить спрос на перевозки?

Выставка Конференция Круглый стол Премия Саммит Семинар Форум
Индекс цитирования

Copyright © 1998-2017 ООО «Редакция журнала «РЖД-Партнер»

При цитировании информации гиперссылка на ИА РЖД-Партнер.ру обязательна.

Использование материалов ИА РЖД-Партнер.ру в коммерческих целях без письменного разрешения агентства не допускается.

Свидетельство о регистрации СМИ ИА № ФС77-22819 от 11 января 2006 г., выдано Федеральной службой по надзору за соблюдением законодательства в сфере массовых коммуникаций и охране культурного наследия.

Любое использование материалов допускается только при наличии гиперссылки на ИА РЖД-Партнер.ру

Разработка сайта - iMedia Solutions