RU EN
+ 7 (812) 418 34 95 Санкт-Петербург + 7 (495) 984 54 41 Москва
21.09.2016 15:36:00
Авиация / Интервью
РЖД-Партнер

Беспилотники могут атаковать противника, как рой пчел

Минобороны РФ в сентябре испытало инновационное программное обеспечение, которое наделяет беспилотные летательные аппараты (БПЛА) искусственным интеллектом. Главный научно-исследовательский испытательный центр робототехники Минобороны и научно-производственная компания «Сетецентрические платформы» совместно потрудились над тем, чтобы отдельные беспилотники «научились» самоорганизовываться в группы и выполнять совместные полеты. А самое главное – БПЛА отныне смогут не только патрулировать объекты, но и определять наземные и воздушные цели противника и даже уничтожать их. Плюсы разработки вполне очевидны. Но есть и потенциальные минусы. О них корреспондент РЖД-Партнера и расспросил эксперта, в роли которого выступил первый вице-президент «Российского союза инженеров» Иван Андриевский.
Беспилотники могут атаковать противника, как рой пчел
– Иван Анатольевич, когда прогресс реально дойдет до того, что беспилотники смогут уничтожать наземные и воздушные цели противника?

– Беспилотники уже давно способны самостоятельно находить цели. Эта их способность все больше совершенствуется, об этом и говорит пресс-релиз Минобороны. Что касается уничтожения, то вряд ли эта команда будет полностью отдана машине в ближайшее время. Даже если риск ошибки ничтожно мал, им нельзя пренебрегать. Поэтому пока командой на уничтожение занимаются и будут заниматься операторы. Хотя уровень автоматизации беспилотных аппаратов увеличивается с каждым годом. Например, уже сегодня разработаны мультикоптеры, которые способны распознавать низкий запас батареи, находить ближайшую станцию подзарядки и автоматически менять батарею.

– Как обезопаситься от фатальных ошибок в виде уничтожения «не тех» целей, включая собственные летательные аппараты? Кто будет нести ответственность за такие ошибки?

– Ответственность несет оператор БПЛА. И это обычная, можно сказать, ответственность для военнослужащих, которая определяется Дисциплинарным уставом Вооруженных Сил РФ и УК РФ. Обезопаситься от фатальных человеческих ошибок, как всегда, весьма трудно. Но и искусственный интеллект не достиг пока такого уровня, чтобы принимать безупречные решения в 100% случаев.

– Берут ли разработчики в расчет тот факт, что управление беспилотников чисто физически может оказаться в руках врага?

– Безусловно, и это одна из причин, почему управление БПЛА до сих пор осуществляется в полуавтоматическом режиме. Хотя эта возможность гипотетична. Захватить беспилотник в воздухе и направить его против владельца – пока это сценарий из области фантастики. Слишком сложно это сделать. И один такой прецедент приведет только к усилению системы самозащиты беспилотника.

– Есть ли потенциальная вероятность «хакерства», т.е. взлома программ управления беспилотниками?

– Есть. Но нужно понимать, что беспилотники – это весьма сложные технологические устройства, работающие на специальном программном обеспечении. Поэтому обычные хакеры их так просто не взломают (не рискнут ломать). Речь в данном случае может идти только о кибервойсках противника во время ведения боевых действий. Если мы посмотрим на то, где сейчас активно используются беспилотники (помимо охранных и гражданских функций в развитых странах мира), то увидим, что это, прежде всего, горячие зоны Ближнего Востока. Ни палестинцы, ни «Киберхалифат» не обладают достаточными компетенциями, чтобы взломать БПЛА, иначе это было бы сделано хотя бы раз за столько лет их эксплуатации. Известен случай во время иракской войны, когда боевики смогли перехватить видеосигнал с американского беспилотника, но это произошло при причине того, что сигнал на тот момент не шифровался, а кроме того, боевики все равно ничего не смогли с перехваченными данными сделать.

– На Ваш взгляд, дадут ли власти добро на оснащение беспилотников серьезным оружием?

– Смотря что считать серьезным оружием. Атомные боеголовки вряд ли на них повесят. По крайней мере, в ближайшее время. А вот более мощные ракеты и бомбы они вполне могут нести. Не говоря уже о микроволновом или электромагнитном оружии. Кроме того, эффективность беспилотного удара может достигаться большим числом небольших беспилотников, которые способны атаковать противника, как рой пчел. В этом случае мощность оружия уже будет не столь важна, как массовость удара, его неуловимость и неожиданность.

Беседовал Степан Ратников
Если Вы заметили ошибку, выделите, пожалуйста, необходимый текст и нажмите Ctrl+Enter, чтобы сообщить об этом редактору.
На ту же тему
РЖД-Партнер

Сверхзвуковой ренессанс

Сверхзвуковой ренессанс
Сегодня все чаще поднимается тема возрождения сверхзвуковых перелетов. Напомним, что в конце прошлого века британско-французский сверхзвуковой пассажирский самолет «Конкорд» успешно совершал перелеты вплоть до 2000 года, когда один самолет был потерян в катастрофе при вылете из парижского аэропорта Шарль де Голль. Тогда погибло 113 человек, из них на борту – 100 пассажиров и 9 членов экипажа. Эта катастрофа приостановила полеты «Конкордов» на 1,5 года. В 2003 году полеты прекратила Air France, а затем и British Airways в связи с повышением цены на топливо. Сегодня возрождать эру сверхзвука собирается инженер Блейк Шолл, основатель компании Boom. Об этом он побеседовал со скептиком из онлайн-издания Skift.
РЖД-Партнер

Рынок авиастроения: дуополия не будет вечной

Рынок авиастроения: дуополия не будет вечной
Последние несколько лет аналитики авиастроительной отрасли все чаще говорят о предстоящей реструктуризации рынка. Абсолютному двоевластию Boeing и Airbus приходит конец. Старожилам индустрии придется потесниться перед производителями из России, Китая и Канады. О предстоящих изменениях в глобальной отрасли, новых совместных проектах с Россией и перспективах 3D-печати в авиастроении рассказал исполнительный вице-президент Airbus по продажам в Восточной Европе и Центральной Азии Андреас Крамер.
РЖД-Партнер

Полет, ограниченный рублем

Полет, ограниченный рублем
Дроны, когда-то появившиеся в фантастических фильмов, сегодня нашли свое применение в транспортно-логистической отрасли. Они активно используются на складских объектах, при сортировке и доставке небольших партий грузов. Сможет ли это устройство стать полноценным участником отрасли, и не помешают ли этому новые правила их эксплуатации? Об судьбе дронов ИА РЖД-Партнер.ру побеседовал с генеральным директором ПАО «ТрансФин-М» Дмитрием Зотовым.

Выставка Конференция Круглый стол Семинар Форум
Индекс цитирования

Copyright © 1998-2017 ООО «Редакция журнала «РЖД-Партнер»

При цитировании информации гиперссылка на ИА РЖД-Партнер.ру обязательна.

Использование материалов ИА РЖД-Партнер.ру в коммерческих целях без письменного разрешения агентства не допускается.

Свидетельство о регистрации СМИ ИА № ФС77-22819 от 11 января 2006 г., выдано Федеральной службой по надзору за соблюдением законодательства в сфере массовых коммуникаций и охране культурного наследия.

Любое использование материалов допускается только при наличии гиперссылки на ИА РЖД-Партнер.ру

Разработка сайта - iMedia Solutions