• Ставка на полувагон
    %
    руб./сут.
  • Индекс качества I квартал 2018 г. - 61 балл
  • Финансы USD ЦБ РФ 61.41 -0.19 EUR ЦБ РФ 72.01 -0.17
    BTC 7432.37 usd BTC 457722.51 rub
RU EN
RU EN
+ 7 (812) 418 34 95 Санкт-Петербург + 7 (495) 984 54 41 Москва
21.09.2016 15:36:00
Авиация / Интервью
РЖД-Партнер

Беспилотники могут атаковать противника, как рой пчел

Минобороны РФ в сентябре испытало инновационное программное обеспечение, которое наделяет беспилотные летательные аппараты (БПЛА) искусственным интеллектом. Главный научно-исследовательский испытательный центр робототехники Минобороны и научно-производственная компания «Сетецентрические платформы» совместно потрудились над тем, чтобы отдельные беспилотники «научились» самоорганизовываться в группы и выполнять совместные полеты. А самое главное – БПЛА отныне смогут не только патрулировать объекты, но и определять наземные и воздушные цели противника и даже уничтожать их. Плюсы разработки вполне очевидны. Но есть и потенциальные минусы. О них корреспондент РЖД-Партнера и расспросил эксперта, в роли которого выступил первый вице-президент «Российского союза инженеров» Иван Андриевский.
Беспилотники могут атаковать противника, как рой пчел
– Иван Анатольевич, когда прогресс реально дойдет до того, что беспилотники смогут уничтожать наземные и воздушные цели противника?

– Беспилотники уже давно способны самостоятельно находить цели. Эта их способность все больше совершенствуется, об этом и говорит пресс-релиз Минобороны. Что касается уничтожения, то вряд ли эта команда будет полностью отдана машине в ближайшее время. Даже если риск ошибки ничтожно мал, им нельзя пренебрегать. Поэтому пока командой на уничтожение занимаются и будут заниматься операторы. Хотя уровень автоматизации беспилотных аппаратов увеличивается с каждым годом. Например, уже сегодня разработаны мультикоптеры, которые способны распознавать низкий запас батареи, находить ближайшую станцию подзарядки и автоматически менять батарею.

– Как обезопаситься от фатальных ошибок в виде уничтожения «не тех» целей, включая собственные летательные аппараты? Кто будет нести ответственность за такие ошибки?

– Ответственность несет оператор БПЛА. И это обычная, можно сказать, ответственность для военнослужащих, которая определяется Дисциплинарным уставом Вооруженных Сил РФ и УК РФ. Обезопаситься от фатальных человеческих ошибок, как всегда, весьма трудно. Но и искусственный интеллект не достиг пока такого уровня, чтобы принимать безупречные решения в 100% случаев.

– Берут ли разработчики в расчет тот факт, что управление беспилотников чисто физически может оказаться в руках врага?

– Безусловно, и это одна из причин, почему управление БПЛА до сих пор осуществляется в полуавтоматическом режиме. Хотя эта возможность гипотетична. Захватить беспилотник в воздухе и направить его против владельца – пока это сценарий из области фантастики. Слишком сложно это сделать. И один такой прецедент приведет только к усилению системы самозащиты беспилотника.

– Есть ли потенциальная вероятность «хакерства», т.е. взлома программ управления беспилотниками?

– Есть. Но нужно понимать, что беспилотники – это весьма сложные технологические устройства, работающие на специальном программном обеспечении. Поэтому обычные хакеры их так просто не взломают (не рискнут ломать). Речь в данном случае может идти только о кибервойсках противника во время ведения боевых действий. Если мы посмотрим на то, где сейчас активно используются беспилотники (помимо охранных и гражданских функций в развитых странах мира), то увидим, что это, прежде всего, горячие зоны Ближнего Востока. Ни палестинцы, ни «Киберхалифат» не обладают достаточными компетенциями, чтобы взломать БПЛА, иначе это было бы сделано хотя бы раз за столько лет их эксплуатации. Известен случай во время иракской войны, когда боевики смогли перехватить видеосигнал с американского беспилотника, но это произошло при причине того, что сигнал на тот момент не шифровался, а кроме того, боевики все равно ничего не смогли с перехваченными данными сделать.

– На Ваш взгляд, дадут ли власти добро на оснащение беспилотников серьезным оружием?

– Смотря что считать серьезным оружием. Атомные боеголовки вряд ли на них повесят. По крайней мере, в ближайшее время. А вот более мощные ракеты и бомбы они вполне могут нести. Не говоря уже о микроволновом или электромагнитном оружии. Кроме того, эффективность беспилотного удара может достигаться большим числом небольших беспилотников, которые способны атаковать противника, как рой пчел. В этом случае мощность оружия уже будет не столь важна, как массовость удара, его неуловимость и неожиданность.

Беседовал Степан Ратников
Если Вы заметили ошибку, выделите, пожалуйста, необходимый текст и нажмите Ctrl+Enter, чтобы сообщить об этом редактору.
Чтобы оставить свой отзыв, Вам необходимо авторизоваться


На ту же тему
РЖД-Партнер

Сертификационные испытания вертолета Ка-62 продлятся два года

Сертификационные испытания вертолета Ка-62 продлятся два года
Управляющий директор арсеньевской авиационной компании «Прогресс» Юрий Денисенко рассказал о том, как идет работа над созданием многоцелевого вертолета Ка-62.
РЖД-Партнер

Finnair: В 2018 году объем авиаперевозок из Петербурга в Хельсинки увеличится на 45%

Finnair: В 2018 году объем авиаперевозок из Петербурга в Хельсинки увеличится на 45%
Национальный авиаперевозчик Финляндии Finnair увеличил вместимость своих самолетов, заменив ATR-72-500 (68–72 кресла) на Embraer E-190 (100 кресел) на направлении Петербург – Хельсинки. Так компания планирует нарастить объем перевозок по данному направлению на треть. При этом частота рейсов остается прежней – три рейса в день туда и обратно. Более подробно об ожидаемом росте пассажиропотока и пользе обновления воздушного парка рассказывает глава представительства Finnair в России Мария Ануфриева.
РЖД-Партнер

Грузы выбирают самолеты?

Грузы выбирают самолеты?
Большинству грузовладельцев непринципиально, каким именно маршрутом следует товар. Главное для них – скорость и сохранность груза. Эти критерии особенно важны, когда речь идет о посылках и контейнерных перевозках. Ведь именно таким способом чаще всего доставляются товары, купленные в электронных магазинах. По оценкам экспертов, электронная торговля к 2020 году превысит $4 трлн. Именно этот сегмент сегодня оказывает активное влияние на рынок перевозок. О том, какие требования к транспорту, операторам, сервису сегодня предъявляются ИА РЖД-Партнер.ру рассказал генеральный директор курьерской компании City Express Алексей Кичатов.

  1. В ОАО "РЖД" предложили специализацию железнодорожных линий на грузовые и ускоренные пассажирские перевозки в качестве одного из возможных вариантов снижения нагрузки на перенапряженные участки сети. Поможет ли это повысить эффективность транспортировок?

Выставка Конференция Круглый стол Премия Саммит Семинар Форум
Индекс цитирования

Copyright © 1998-2018 ООО «Редакция журнала «РЖД-Партнер»

При цитировании информации гиперссылка на ИА РЖД-Партнер.ру обязательна.

Использование материалов ИА РЖД-Партнер.ру в коммерческих целях без письменного разрешения агентства не допускается.

Свидетельство о регистрации СМИ ИА № ФС77-22819 от 11 января 2006 г., выдано Федеральной службой по надзору за соблюдением законодательства в сфере массовых коммуникаций и охране культурного наследия.

Любое использование материалов допускается только при наличии гиперссылки на ИА РЖД-Партнер.ру

Разработка сайта - iMedia Solutions