+7 (812) 418-34-95 Санкт-Петербург       +7 (495) 984-54-41 Москва
05.10.2017 16:40:00
Авиация / Комментарии
РЖД-Партнер

Создать отечественную ОС для авиастроителей нужно было еще вчера

Некоторые западные компании уже начали сообщать о прекращении дальнейшего сотрудничества с российскими авиастроительными компаниями в области поставки операционных систем и их дальнейшего сопровождения, поэтому в стране назрела необходимость в собственных разработках.

Кризис 1990-х гг. не позволил отечественным самолетостроителям осуществить самостоятельный переход от аналоговых приборов к цифровой операционной системе. Поэтому специализированные ОСРВ (операционные системы реального времени, используемые в авиастроении) пришлось закупать на Западе. Это было вынужденным, но правильным, по мнению многих экспертов, решением. Вместе с тем, по словам генерального директора Союза авиапроизводителей России Евгения Горбунова, ОСРВ – это мозги самолета. «Если мы не хотим откатиться на уровень стран третьего мира, мы должны научиться производить операционные системы для самолетов самостоятельно», – считает эксперт.

В Государственном научно-исследовательском институте авиационных систем (ФГУП «ГосНИИАС»), успешно выпускающем операционные системы для российских военных самолетов, уже несколько лет занимаются вопросом создания ОС для нашей гражданской авиации. Разработка отечественной платформы производится в рамках 7-й подпрограммы «Авиационная наука и технологии» Государственной программы «Развитие авиационной промышленности на 2013–2025 гг.». Эта работа также является частью крупной НИР «Борт-технологии», рассчитанной на 2017–2019 гг. Отдельного финансирования на создание отечественной операционной системы для авиастроения не предусмотрено. Все осуществляется в рамках вышеуказанных программ.

«Разработка российской ОСРВ подразумевает серьезную кооперацию отечественных научных центров. Непосредственно саму операционную систему будет разрабатывать Институт системного программирования РАН. В то же время ГосНИИАС берет на себя весь технологический цикл, осуществляет цифровой инжиниринг путем разработки группы программ (набора САПРов – систем автоматического проектирования), которые автоматизируют процессы проектирования, тестирования, загрузки и отладки», – поясняет академик РАН, первый заместитель генерального директора ГосНИИАС Евгений Федосов.

Как сообщил представитель Минпромторга, в настоящее время уже существует рабочий прототип ОСРВ, функционирующий на платформах отечественных разработчиков. Получение сертификационного пакета, удовлетворяющего требованиям авиационных властей России, в соответствии с заключенными контрактами планируется в конце 2019 года.

«Отказ от поставки нам ОСРВ иностранными компаниями не скажется отрицательно на нашем авиастроении», – уверен заместитель отделения перспективной разработки и комплексирования авионики ГосНИИАС Игорь Коверницкий. «В частности, операционная система одной из американских компаний, отказавшихся от сотрудничества с Россией, закладывалась в наши будущие разработки», – подчеркивает эксперт.
Пока неизвестно, будет ли устанавливаться операционная система российского производства на «Суперджет». Корпорация Сухого находится в контакте с ГосНИИАС, но речь идет, по информации Е. Федосова, только о середине 2020-х гг.

Самым тяжелым, дорогостоящим и одновременно очень длительным эксперты единодушно называют процесс сертификации нашего ОС по международному стандарту DO-178C. Соответствие этому стандарту очень важно для экспорта наших технологий и приборов в Китай и другие страны Азии, а также Латинскую Америку.

«Мы опоздали», – сокрушается Е. Федосов – человек, чей вклад в отечественное авиастроение трудно переоценить. Но уверенно продолжает: «У нас славные традиции и опыт самолетостроения: до 1991 года каждый третий самолет в мире выпускался в СССР. У нас было значительно меньше аварий, чем у «Боинга» и других производителей. Наша ОС, некий нулевой вариант которой у нас уже готов, будет значительно дешевле, при этом нисколько не уступая по надежности зарубежным аналогам».

«Мы все время говорим про импортозамещение? Пожалуйста, вот наш шанс – создание отечественной операционной системы», – оптимистично настроен И. Коверницкий.
Если Вы заметили ошибку, выделите, пожалуйста, необходимый текст и нажмите Ctrl+Enter, чтобы сообщить об этом редактору.


Чтобы оставить свой отзыв, Вам необходимо авторизоваться


ГОРЯЧИЕ ТЕМЫ



Читайте также

  1. На российском транспортном рынке активно продвигается китайская продукция. Являются ли поставки из КНР вариантом для снижения дефицита контейнеров и запчастей к вагонам?

Выставка Конгресс Конференция Круглый стол Премия Саммит Семинар Форум Дискуссионный клуб
Индекс цитирования Рейтинг@Mail.ru

Copyright © 2002-2024 Учредитель ООО «Редакция журнала «РЖД-Партнер»

Информационное агентство «РЖД-Партнер.РУ»

Главный редактор Ретюнин А.С.

адрес электронной почты rzdp@rzd-partner.ru  телефон редакции +7 (812) 418-34-92; +7 (812) 418-34-90

Политика конфиденциальности

При цитировании информации гиперссылка на ИА РЖД-Партнер.ру обязательна.

Использование материалов ИА РЖД-Партнер.ру в коммерческих целях без письменного разрешения агентства не допускается.

Свидетельство о регистрации СМИ ИА № ФС77-22819 от 11 января 2006 г., выдано Федеральной службой по надзору за соблюдением законодательства в сфере массовых коммуникаций и охране культурного наследия.

Любое использование материалов допускается только при наличии гиперссылки на ИА РЖД-Партнер.ру

Разработка сайта - iMedia Solutions