+7 (812) 418-34-95 Санкт-Петербург       +7 (495) 984-54-41 Москва
27.08.2018 16:49:00
Авиация / Комментарии
РЖД-Партнер

Российские эксперты считают SSJ-100 безопасным

Отечественные самолеты российского производства Sukhoi Superjet 100 (SSJ-100) не вызвали столько нареканий у экспертов отрасли, как у представителей авиакомпании «Якутия». Они обратили внимание на техническое обслуживание подобных судов, а не на их исправность и безопасность.
Напомним, SSJ-100 является отечественным ближнемагистральным пассажирским самолетом. Он был разработан и производится компанией АО «Гражданские самолеты Сухого» (ГСС) при участии итальянской аэрокосмической компании Finmeccanica-Alenia Aermacchi. Двигатели на SSJ-100 производит компания PowerJet – совместное предприятие российской компании ПАО «ОДК-Сатурн» и французской Snecma. «Сатурн» выполняет общую сборку и стендовые испытания двигателя. А также отвечает за так называемую холодную часть двигателя (вентилятор, компрессор и турбину низкого давления). Snecma отвечает за горячую – газогенератор, камеры сгорания, турбины высокого давления и за систему управления двигателя и коробку приводов.

SSJ-100 предназначен для перевозки 98 пассажиров на расстояние 3 тыс. и 4,6 тыс. км. Эксплуатация началась в апреле 2011 года. Эксплуатантами SSJ-100 сейчас являются «Аэрофлот», Interjet, «Ямал», «Газпром авиа», «ИрАэро», «Азимут» Brussels Airlines, Armavia и МЧС России.

На официальном сайте ГСС SSJ-100 описывается как самолет нового поколения, который объединяет в себе новейшие технологии в области авиастроения и предлагает непревзойденный комфорт пассажирам, значительные экономические преимущества перевозчикам, удобство для экипажа и максимальную экологическую безопасность для окружающей среды. Рентабельности «Суперджета» позволяют достигать новый двигатель, улучшенные аэродинамические характеристики, цифровая электродистанционная система управления полетом fly-by-wire, улучшенные взлетные и посадочные характеристики.

Поводом для обсуждения исправности и надежности SSJ-100 стали недавние жалобы компании «Якутия». Эксплуатировать «Суперджеты» она начала с декабря 2012 года. В течение 2 лет «Якутия» проводила доработки, обучала персонал, получила допуск на самостоятельное техобслуживание. С 2012 года совокупный налет приближается к 36 тыс. ч. Сейчас на SSJ-100 приходится около 25% от общего объема пассажирских перевозок компании. Но последние 2 года, по словам представителей «Якутии», воздушные суда начали демонстрировать низкую надежность. Это отразилось и на исполнении летнего расписания полетов.

21 августа во время встречи с журналистами республиканских СМИ на авиационно-технической базе «Якутия техникс» представители авиакомпании рассказали, что в парке пять «Суперджетов», но летнее расписание составлялось исходя из четырех воздушных судов этого типа.

Технический директор «Якутии» Александр Зинков заявил, что причиной выхода двигателя из строя является конструктивная недоработка. В июне произошли две внеплановые замены двигателя, из-за чего возникали сбойные ситуации. «Якутия» была вынуждена привлечь другие авиакомпании для перевозки пассажиров. При этом финансовые расходы на устранение неисправностей – весьма немаленькие. Так, демонтаж одного двигателя обходится в $100 тыс.

Впресс-службе компании ГСС РЖД-Партнеру в ответ на претензии «Якутии» сообщили о заинтересованности в расширении сети обслуживающих центров для SSJ-100 по всему миру. Правда, где именно рассматривается такая возможность, тогда не уточнили. Но отметили, что компания работает над автоматизацией системы складского учета запасных частей и ее интеграцией с порталом послепродажной поддержки эксплуатантов.

Спустя пару дней в интервью авиационному порталу ATO.ru директор «Якутии» по флоту Иван Винокуров заявил о том, что авиакомпания готова вернуть SSJ-100 лизингодателю. «Я думаю, вариант прекращения эксплуатации будем держать как аварийную кнопку. Критическая масса накопилась. Из-за низкой исправности «Суперджетов» мы фактически провалили лето… У нас может не остаться никакого другого варианта, кроме как прекратить эксплуатацию», – цитирует его слова издание.

Все проблемы, которые возникали с «Суперджетоv», согласно жалобам «Якутии», можно свести к следующим. Во-первых, двигатели SaM146 имеют конструктивно-производственные дефекты.

Во-вторых, во время простоя судов Государственная транспортная лизинговая компания (ГТЛК) как владелец продолжает начислять арендные платежи. 20 августа Арбитражный суд Москвы принял исковое заявление от ГТЛК о взыскании с «Якутии» задолженности по платежам за аренду в размере 107 млн 823 тыс. руб. Заседание по этому делу, согласно материалам суда, назначено на 4 октября.

В-третьих, проблемы вызывает длительный ремонт двигателей. Так, «Якутия» сообщила о том, что к ремонту двух двигателей приступили в сентябре прошлого года, а получили их только в мае текущего. Среди главных проблем также называется отсутствие подменных двигателей и дороговизна послепродажного обслуживания ВС.

Важно отметить, что «Якутия» стала не первой компанией, от которой поступили жалобы на SSJ-100. Весной 2016 года от пяти «Суперджетов» отказалась компания Red Wings. По данным одних СМИ, от SSJ-100 решено было отказаться из-за убыточности эксплуатации. По данным других СМИ, инициатором отзыва самолетов стал сам производитель, так как перевозчик не исполнял условия контракта.

В то же время весьма непротиворечивыми оказались мнения экспертов отрасли о ситуации вокруг «Якутии» и SSJ-100.

Эксперт комитета по транспорту ГД РФ Роман Гусаров пояснил РЖД-Партнеру, что «Якутия» намеревалась расширить свой парк за счет старых самолетов Boeing, которым более 20 лет. Но Минтранс России, как известно, не так давно начал принуждать авиаторов переводить иностранные самолеты в реестр РФ. «Тогда российские авиационные власти смогут осуществлять надзор за эксплуатацией этих самолетов и будут нести за них ответственность. «Якутия» не захотела этого сделать и обвинила Минтранс России в том, что он препятствует работе авиакомпании, и все проблемы авиакомпании возникли из-за Минтранса. Следующим шагом от «Якутии» стали новости об эксплуатации SSJ-100», – сообщил Р. Гусаров.

Он подчеркнул, что не идеализирует «Суперджеты», но претензии «Якутии» назвал очень необычными, так как они предъявляются не к самому самолету, а к двигателям: «О жалобах на то, что двигатели сняли раньше положенного срока, я пока не слышал. Я не скажу, что эти самолеты ненадежны. Они находятся на хорошем мировом уровне. Да, есть проблема с обеспечением техобслуживания, с запчастями и т. д. Пока еще плохо организована система поддержания эксплуатации самолетов, еще не так много технических центров и складов запчастей и мало специалистов».

Р. Гусаров отметил, что проблемы с двигателями закончились еще в первые годы эксплуатации: «Компания эксплуатирует SSJ-100 не один год. И все было замечательно». Сейчас «Якутия» ссылается на то, что виноват производитель двигателей и это производственный брак и недостатки. Непонятно, почему другие не жалуются. Здесь нужно смотреть на условия эксплуатации: какое топливо заливали, какое масло использовали, как его вообще обслуживали».

К ситуации эксперт считает, нужно относиться философски, так как наблюдается некое противостояние коммерческой составляющей – между «Якутией», производителями самолетом, производителями двигателей, с лизинговой компанией и с авиационными властями, отметил Р. Гусаров и не исключил попытку авиакомпании таким образом скрыть какие-то внутренние проблемы компании за внешними.

Не увидел никакого серьезного порока в безопасности SSJ-100 и академик РАН, заместитель генсекретаря Союза авиапроизводителей России (САП) и научный руководитель Государственного научно-исследовательского института авиационных систем (ГосНИИАС) Евгений Федосов.

«Я не могу назвать «Суперджеты» небезопасными, потому что они сертифицирован по всем нормам летной годности официальными авиационными властями. В авиации существует очень много процедур, которые гарантируют безопасность. Да, всякие ситуации бывают в жизни. Но наиболее ответственные детали самолета изготавливались во Франции. На двигатели до сих пор никто не жаловался. Это какая-то нетипичная ситуация», – отметил он.

Е. Федосов также посоветовал обратить внимание на условия эксплуатации и заявил, что нужно разбираться на месте. Эксперт при этом добавил, что «Суперджеты» относительно широко распространены в мире: «Мексика (видимо, имеется в виду Interjet. – Прим.авт.) очень хвалит его, потому что он очень прост в техническом обслуживании. Если они на Embraer делают в сутки два полета, то на SSJ-100 – три. Я знаю, что были нарекания, но к первым партиям. В последнее время ни о каких серьезных жалобах я не слышал».

Директор консалтинговой компании «Инфомост» Борис Рыбак также подчеркнул, что в данной ситуации важен не вопрос безопасности, так как «Суперджеты» спроектированы, сертифицированы в соответствии с современными и очень жесткими требованиями. Дело – в самой системе послепродажного обслуживания. «К безопасности полетов это вообще не имеет никакого отношения. Если система послепродажного обслуживания плохо организована, то тогда самолет стоит на земле и ждет запчастей, идет непредусмотренный ремонт. Вся критика, которая раздается в адрес ГСС, направлена, по сути, на то, чтобы производитель создал, наконец, эту систему послепродажного обслуживания», – сказал Б. Рыбак.

В пресс-службе компании «Гражданских самолетов Сухого» сообщили, что предположение о небезопасности самолета SSJ-100 абсолютно ложно. «SSJ-100 создан и испытан в соответствии с международными и российскими нормами летной годности, безопасность эксплуатации данного типа воздушного судна подтверждается сертификатом типа Авиационного регистра Межгосударственного авиационного комитета (АР МАК) и его валидацией Европейским агентством по безопасности полетов (EASA)», прокомментировали в ответ на запрос РЖД-Партнера.

В ГСС подчеркнули, что вопросы эксплуатации, озвученные авиакомпанией «Якутия», касаются послепродажного обслуживания двигателей SaM146: «Послепродажное обслуживание подразумевает плановую работу по поддержанию летной годности воздушного судна. Если требуется замена какой-либо детали или агрегата, то на данном самолете просто не будет выполняться коммерческий рейс с пассажирами до тех пор, пока такая деталь не будет заменена», – сообщили в ГСС.

Кроме того, добавили, что PowerJet не комментирует ситуацию с отдельными клиентами. Но отметили, что компания постоянно работает над усовершенствованием конструкции двигателя, решает возникающие проблемы и вносит улучшения. Кроме того, PowerJet наращивает мощности ремонтных цехов во Франции и в России, чтобы отвечать запросам эксплуатантов и улучшать показатели времени технического обслуживания. «С момента ввода в эксплуатацию в 2011 году SaM146 демонстрировал коэффициент технической готовности в 99,1%, то есть сопоставимый по уровню с коэффициентами всемирно известных двигателей», – заверили в пресс-службе ГСС.

Получить оперативный комментарий от представителей авиакомпании «Якутия» пока не удалось. РЖД-Партнер продолжит следить за ситуацией.
Если Вы заметили ошибку, выделите, пожалуйста, необходимый текст и нажмите Ctrl+Enter, чтобы сообщить об этом редактору.


Чтобы оставить свой отзыв, Вам необходимо авторизоваться


ГОРЯЧИЕ ТЕМЫ



Читайте также

  • Перевозки скоропортящихся грузов: проблемы есть. Есть ли решения?
    Как сегодня гарантировать безопасность перевозки скоропорта, обсуждали отраслевые эксперты и непосредственные участники перевозочного процесса в рамках делового семинара «Грузовая панорама. Перевозки скоропортящихся грузов в новых условиях», организованного журналом «РЖД-Партнер». Подробнее - в нашем специальном проекте.
  • Сибирь на передовой трансформации логистики
    Санкции развернули товарооборот на восток. Одним из крупнейших хабов, через который грузы распределяются в различных направлениях различными видами перевозок, стала Сибирь. О проблемах, вызовах, победах и планах в области транспорта, логистики и инфраструктуры – в нашем специальном проекте.
  • Нефтяной разворот
    Санкции изменили структуру перевозок нефтепродуктов. Российская логистика развернулась из Европы в Азию, на Ближний Восток и в Африку. Как это отразилось на экспорте нефтеналивных грузов и чего ждать дальше? Все не так просто, как может показаться на первый взгляд. Своими мнениями в рамках делового семинара «Грузовая панорама. Перевозки нефтепродуктов в условиях санкций» с нами поделились отраслевые эксперты и непосредственные участники процесса перевозок. Подробности - в нашем специальном проекте по ссылке.
  1. На российском транспортном рынке активно продвигается китайская продукция. Являются ли поставки из КНР вариантом для снижения дефицита контейнеров и запчастей к вагонам?

Выставка Конгресс Конференция Круглый стол Премия Саммит Семинар Форум Дискуссионный клуб
Индекс цитирования Рейтинг@Mail.ru

Copyright © 2002-2024 Учредитель ООО «Редакция журнала «РЖД-Партнер»

Информационное агентство «РЖД-Партнер.РУ»

Главный редактор Ретюнин А.С.

адрес электронной почты rzdp@rzd-partner.ru  телефон редакции +7 (812) 418-34-92; +7 (812) 418-34-90

Политика конфиденциальности

При цитировании информации гиперссылка на ИА РЖД-Партнер.ру обязательна.

Использование материалов ИА РЖД-Партнер.ру в коммерческих целях без письменного разрешения агентства не допускается.

Свидетельство о регистрации СМИ ИА № ФС77-22819 от 11 января 2006 г., выдано Федеральной службой по надзору за соблюдением законодательства в сфере массовых коммуникаций и охране культурного наследия.

Любое использование материалов допускается только при наличии гиперссылки на ИА РЖД-Партнер.ру

Разработка сайта - iMedia Solutions