• Ставка на полувагон
    2052
    -2 %
    руб./сут.
    декабрь 2018
  • Индекс качества III квартал 2018г. - 58 баллов
  • Финансы USD ЦБ РФ 66.43 0 EUR ЦБ РФ 75.39 0
    BTC 3258.15 usd BTC 217514.09 rub
+7 (812) 418-34-95 Санкт-Петербург       +7 (495) 984-54-41 Москва
13.10.2018 12:00:00
Авиация / Комментарии
РЖД-Партнер

Первому трансатлантическому рейсу дирижабля «Граф Цеппелин» 90 лет: история появления «воздушных кораблей»

Первому трансатлантическому рейсу дирижабля «Граф Цеппелин» 90 лет: история появления «воздушных кораблей»
90 лет назад, 11 октября 1928 года, дирижабль LZ 127 «Граф Цеппелин» (Graf Zeppelin) отправился в свой первый коммерческий пассажирский рейс через Атлантику. За 20 суток он преодолел более 34 тысяч км, сделав три промежуточные посадки – в Фридрихсхафене, Токио и Лос-Анджелесе.

Свое название воздушный корабль получил в честь немецкого изобретателя и строителя дирижаблей – графа Фердинанда Адольфа Хайнрих Август фон Цеппелина. Полет «Графа Цеппелина» стал важным импульсом для развития как дирижаблестроения, так и строительства воздушных кораблей в целом.

РЖД-Партнер решил вспомнить, как появились дирижабли, кто и как их строил, какие полеты они выполняли и как используются в современном мире.

Изобретение математика из Франции

С французского слово «дирижабль» переводится как «управляемый» и представляет собой летательный аппарат легче воздуха – комбинацию аэростата с двигателем. Именно двигатель позволяет дирижаблю «плыть» по воздуху, не зависимо от направления воздушных потоков.

Изобретателем дирижабля считается французский математик, дивизионный генерал Жан Батист Мари Шарль Менье. Именно он выдвинул идею создания управляемого воздухоплавательного аппарата в форме эллипсоида. По его задумке, управлять дирижабль должны были три воздушных винта, которые бы вращали 80 человек. Менять высоту полета дирижабль мог бы при изменении объема газа в баллонете (небольшой внутренний газонепроницаемый отсек, находящийся между газовой и внешней оболочкой дирижабля. – Прим.авт.).

Менье предложил две оболочки дирижабля – основную внешнюю и внутреннюю. Для справки: по типу оболочки делятся на мягкие, полужесткие и жесткие. Кроме того, в его дирижабле были предусмотрены горизонтальные стабилизаторы, подвеска гондолы на трех стропах и полужесткая ферма в нижней части внешней оболочке дирижабля.

Отчет эра дирижаблей – с 1852 года

В жизнь идеи Менье претворил французский изобретатель Анри Жиффар. В историю он вошел как создавший первый в мире дирижабль с паровым двигателем. В 1852 году он построил аэростат сигаровидной (или веретенообразной) формы длиной 44 метра и диаметром 12 метров. Этот аэростат, мощностью в три лошадиные силы, 24 сентября 1952 года поднялся над Парижским ипподромом и пролетел над городом более 31 км со скоростью 10 км/ч. Именно эту дату и считают началом эры дирижаблей и моторной авиации.

Дирижабль Жиффара принято называть мягким дирижаблем – так как матерчатый корпус служит оболочкой для газа. При этом среди недостатков подобных дирижаблей – невозможность держать высоту, высокая вероятность пожаров и плохая горизонтальная управляемость.

Развитие мягких и жестких дирижаблей

В 1879 году недалеко от Парижа был построен французский военный дирижабль электрическим двигателем La France. Ангар Y, в котором шли работы, считается самым

старым эллингом (сооружение для постройки и ремонта. – Прим.авт.) в Европе.

В 1884 году первый полностью управляемый свободный полет на La France был осуществлен французским воздухоплавателем Шарль Ренаром в сотрудничестве с Артуром Кребсом на деньги французского генштаба. Интересно, что из 7 полетов La France возвращался в точку запуска 5 раз.

Подобные воздушные корабли до появления двигателя внутреннего сгорания были недолговечны и чрезвычайно непрочны.

Изобретатель Альберто Сантос-Дюмон поставил двигатель внутренного сгорания вместо парового и 19 октября 1901 года облетел на своем аппарате Сантос-Дюмен № 6 Эйфелеву башню со скоростью чуть более 20 км/ч.

Арктическая экспедиция дирижабля «Италия» и Советский союз

В 1928 году итальянский исследователь Умберто Нобиле организовал арктическую экспедицию на дирижабле «Италия». Экипаж в составе 16 человек из населенного пункта Ню-Олесунн в Норвегии, пролетел над Северным полюсом, но на обратном пути потерпел катастрофу. Часть экипажа погибла. Выживших спасли несколькими экспедициями, последних забирал советский ледокол «Красин».

Когда Нобиле вернулся на родину, одни итальянцы были в восторге, другие – обвиняли его в крушении.

В 1932 году дирижаблестроитель заключил с советским Всесоюзным объединением гражданского воздушного флота соглашение - о техническом руководстве проектирования и строительства в Советском союзе нескольких дирижаблей полужесткого типа. Вместе с группой итальянских инженеров Нобиле построил и выпустил дирижабли «СССР-В5» и «СССР-В6 Осоавиахим».

Добавим, что еще раньше в 1920 году в деревне Сализи началась сборка дирижабля «Астра». Он был куплен царским правительством у Франции и хранился на складе Высшей Воздухоплавательной школы с 1915 года. Потом он был переименован в «Красную звезду».

Первым советским дирижаблем, построенным уже силами школы в Петрограде, стал «VI Октябрь».

Дирижабли Цеппелина

Развитие жестких дирижаблей связано с именем уже упомянутого графа Цеппелина.

На свои собственные средства он организовал строительство воздушных кораблей в 1899 году на плавающем сборочном цеху на Боденском озере.

Первый в мире дирижабль опытного типа - LZ 1 – осуществил первый полет 2 июля 1900 года. Корабль находился в воздухе 18 минут. Его долина составила 128 м, а диаметр – 11,7 м, он был сделан из алюминия. Корпус был обтянут хлопчатобумажной тканью, мощность двигателя составила 14,7 лошадиных сил. Всего LZ 1 осуществил три полета, их общая продолжительность составила 121 минуту.

Найти инвесторов к проекту (речь в том числе, шла о военных), к сожалению, не удалось, более того, дирижабль оказался очень дорогим в производстве и был разобран. Несмотря на это, граф пропагандировал пользу и те возможности, которые открывали дирижабли обществу.

Военных заинтересовал усовершенствованный дирижабль, который Цеппелин построил к 1906 году. В своих целях они применяли сначала полужесткие, а потом мягкие дирижабли «Парсеваль» и дирижабли Цеппелин.

На разработку и строение легендарного дирижабля LZ 127 граф организовал общенациональный сбор. И, стоит заметить, нужная сумма была собрана очень скоро. Он имел гигантскую длину – в 236,6 метра и диаметр – 30,5 метра. Силовая установка состояла из пяти моторов «Майбах» VL II мощностью 530 лошадиных сил каждый.

Именно этот дирижабль 143 раза пересек Атлантический океан и всего один раз – Тихий.

В 1930 году дирижабль LZ 127 «Граф Цеппелин» прилетал в Москву, а в следующем году – совершил разведывательный полет над советской Арктикой, где сделал подробные аэрофотоснимки.

Он был выведен из эксплуатации в 1937 году, проведя в воздухе за время своего существования около 17,2 тысяч часов, совершил 590 стран, перевез более 13,1 тысяч пассажиров и около 70 тонн грузов и почты.

Самый большой в мире дирижабль

В Германии, которая в итоге особо преуспела в строительстве дирижаблей, в 1936 году удалось построить на тот момент самый большой в мире жесткий дирижабль – «Гинденбург».

Длина воздушного судна была 245 метров в длину, а диаметр – 41,2 метра. Его строительство велось в течение почти 5 лет. В этом дирижабле был ресторан, кухня, душевые кабинки, а также специально отведенная для курения комната и пара прогулочных галерей.

Первый его полет состоялся 4 марта 1936 года. После нескольких пробных и рекламных полетов «Гинденбург» стал выполнять коммерческие рейсы. В общей сложности дирижабль совершил 63 полета.

6 мая 1937 года во время посадки в Лейкхерсте при завершении очередного трансатлантического рейса «Гинденбург», имея водород на борту, загорелся и потерпел катастрофу. Судно сгорело всего за 34 секунды. На борту находились 97 человек, 35 из них погибли. Фотоснимки и видео аварии увидело огромное количество человек и пассажирские полеты стали отменяться по всему миру. Именно это происшествие, по оценке современников, стало началом заката эпохи дирижаблей.

Дирижабли будущего

В конце прошлого века – начале нынешнего интерес к дирижаблям возник вновь из-за резкого подорожания моторного топлива. Сейчас дирижабли используются, как правило, больше для рекламных, чем для транспортных целей.

Тем не менее, в разных странах начали разработку дирижаблей будущего. Так, к примеру, гидродирижабль предназначен для полета над поверхностью моря – для перевозки грузов и пассажиров (что быстрее и дешевле самолетов). Такой вид дирижабля интересен не только гражданской авиации, но и военным.

Обсуждаются также преимущества стратосферных дирижаблей - для приема и передачи цифровых радиосигналов, организации мобильной связи и т.д. Они поднимаются на высоту 20-25 км, их применение обойдется дешевле запуска спутников, их оборудование легко заменить и их можно безопасно утилизировать.
Если Вы заметили ошибку, выделите, пожалуйста, необходимый текст и нажмите Ctrl+Enter, чтобы сообщить об этом редактору.
Чтобы оставить свой отзыв, Вам необходимо авторизоваться


На ту же тему
РЖД-Партнер

Компания HAF (Hybrid Air Freighters) планирует возродить создание знаменитых дирижаблей

Компания HAF (Hybrid Air Freighters) планирует возродить создание знаменитых дирижаблей
Компания HAF (Hybrid Air Freighters) планирует возродить создание знаменитых дирижаблей. Об этом представители компании сообщили изданию Air&Cosmos, пишет Политэксперт.

  1. На российском транспортном рынке активно продвигается китайская продукция. Являются ли поставки из КНР вариантом для снижения дефицита контейнеров и запчастей к вагонам?

Выставка Конференция Круглый стол Премия Саммит Семинар Форум
Индекс цитирования

Copyright © 1998-2018 ООО «Редакция журнала «РЖД-Партнер»

При цитировании информации гиперссылка на ИА РЖД-Партнер.ру обязательна.

Использование материалов ИА РЖД-Партнер.ру в коммерческих целях без письменного разрешения агентства не допускается.

Свидетельство о регистрации СМИ ИА № ФС77-22819 от 11 января 2006 г., выдано Федеральной службой по надзору за соблюдением законодательства в сфере массовых коммуникаций и охране культурного наследия.

Любое использование материалов допускается только при наличии гиперссылки на ИА РЖД-Партнер.ру

Разработка сайта - iMedia Solutions