+7 (812) 418-34-95 Санкт-Петербург       +7 (495) 984-54-41 Москва
20.11.2017 12:09:37
Авиация / Комментарии
РЖД-Партнер

Пассажиры уходят в небо

Обострившееся в последнее время обсуждение темы индексации тарифов в пассажирском сегменте и последовавший за этим спор между ФАС и РЖД могут ускорить принятие законопроекта «Об организации регулярного пассажирского железнодорожного сообщения». В документе заявлен ряд принципиальных изменений, способных разрешить застарелые проблемы пассажирского комплекса.
Сложности нормотворчества

Законопроект «Об организации регулярного пассажирского железнодорожного сообщения» вошел в перечень поручений по итогам заседания президиума Госсовета в Ульяновске и до 1 апреля 2018 года должен быть внесен в Госдуму. Его цели достаточно амбициозны. Среди них – дерегулирование пассажирских железнодорожных перевозок, в отношении которых не заключаются договоры об организации регулярного пассажирского железнодорожного сообщения, развитие конкуренции, повышение инвестиционной привлекательности отрасли, в том числе инвестиций в обновление подвижного состава, а также обеспечение недискриминационного доступа перевозчиков к инфраструктуре железнодорожного транспорта общего пользования. При этом Минтрансу, Минэкономразвития, Минфину и ФАС при принятии ФЗ предстоит разработать и утвердить у себя и в правительстве РФ порядка 21 подзаконного нормативно-правового акта. Но широкое обсуждение темы индексации тарифов в пассажирском сегменте и спор между ФАС и РЖД способны стимулировать законодателей к ускоренному рассмотрению необходимого пакета документов. Вкратце последовательность событий заключается в том, что в начале ноября ОАО «РЖД» в связи с отсутствием решений регулятора по уровню тарифов на пассажирские перевозки в дальнем сообщении на следующий год заявило о временной приостановке предварительной продажи билетов в плацкартные и общие вагоны отправлением с 1 января следующего года. Несколько ранее замглавы ФАС Александр Редько заявил, что ведомство предлагает в 2018 году снизить тарифы на пассажирские перевозки в дальнем следовании в плацкартных и общих вагонах на 10%. По мнению ФАС, необходимо уходить от поднятия цен на принципах затратной логики, особенно с учетом того, что в конкурентном сегменте авиаперевозок цены на авиабилеты снижаются на те же 10% за счет экономических стимулов для пассажиров. Поэтому они все больше предпочитают не столько ездить по железной дороге, сколько летать. Действительно, хотя за январь – октябрь 2017-го на сети РЖД было отправлено на 8,5% пассажиров больше, чем за аналогичный период 2016-го, основной рост пришелся на пригород, где количество пассажиров увеличилось на 9,4%, а в дальнем следовании к аналогичному периоду прошлого года их количество выросло на условные 0,1%. При этом сам пассажирооборот на сети РЖД с начала года снизился на 2% к уровню прошлого года и составил 105,5 млрд пасс.-км.

В то же время Минтранс и Минэкономразвития не поддержали аргументацию ФАС и выступили против ее инициативы. В итоге, несмотря на угрозы антимонопольщиков завести на РЖД дело по признакам нарушения закона о защите конкуренции и вменить оборотный штраф, ФАС сообщила, что индексация стоимости билетов в сторону понижения производиться не будет и цена останется прежней. В этой ситуации принятие нового закона может существенным образом повлиять на саму конфигурацию рынка железнодорожных пассажирских перевозок.

Конкуренция не для всех

Впрочем, как пояснила ведущий эксперт-аналитик отдела исследований пассажирских перевозок ИПЕМ Мария Гуторова, в настоящее время система, описанная в законе, частично уже действует. Так, в пригородном сообщении формируется модель конкуренции «за маршрут». В 2015 году в результате открытого конкурса ОАО «Центральная ППК» заключило 15-летний контракт на осуществление перевозок в Москве и Московской области, а позже – и на территории Рязанской области. В договоре были прописаны требования к базовому расписанию, качеству подвижного состава и качеству обслуживания пассажиров. Аналогично на конкурсной основе долгосрочные контракты были заключены ОАО «Московско-Тверская ППК» на осуществление перевозок в Москве и Московской области, ОАО «Северо-Западная ППК» – на перевозки в Санкт-Петербурге. В течение 2016-го многие другие регионы заключили договоры с пригородными компаниями на срок более 1 года. В дальнем следовании, в так называемом нерегулируемом сегменте перевозок (в вагонах СВ, купе, VIP, где стоимость перевозки пассажира устанавливается перевозчиком), в настоящий момент уже реализуется модель конкуренции «на маршруте», когда несколько перевозчиков одновременно действуют на одном направлении. Как правило, сюда относятся маршруты с устойчивым платежеспособным спросом. В регулируемом же сегменте перевозок в настоящее время конкуренция не развита и правовые основы для ее развития отсутствуют, отмечает М. Гуторова.

«Что касается принятия нового законопроекта, то за счет повышения конкуренции, несмотря на высокий входной барьер для новых компаний, можно ожидать некоторых позитивных подвижек – либо повышения качества оказываемой услуги, либо снижения цены», – отмечает доцент Высшей школы урбанистики им. А. А. Высоковского Мария Роженко. «Но в последнее верится с трудом, поскольку на сегодняшний день компании, занимающиеся пассажирскими перевозками, в основном убыточные, и нет оснований полагать, что подобного рода деятельность в какой-то момент должна начать приносить прибыль», – поделилась она своим мнением. В целом, как считают в ассоциации «Желдорразвитие», принятие предлагаемого законопроекта повысит конкуренцию в отрасли и расширит участие в перевозках пассажиров железнодорожных компаний, не аффилированных с ОАО «РЖД». По мнению экспертов, сложности в этом процессе, безусловно, будут, но они не должны сказаться на доступности, безопасности и качестве перевозки пассажиров.
Если Вы заметили ошибку, выделите, пожалуйста, необходимый текст и нажмите Ctrl+Enter, чтобы сообщить об этом редактору.


Чтобы оставить свой отзыв, Вам необходимо авторизоваться


ГОРЯЧИЕ ТЕМЫ



Читайте также

  • Перевозки скоропортящихся грузов: проблемы есть. Есть ли решения?
    Как сегодня гарантировать безопасность перевозки скоропорта, обсуждали отраслевые эксперты и непосредственные участники перевозочного процесса в рамках делового семинара «Грузовая панорама. Перевозки скоропортящихся грузов в новых условиях», организованного журналом «РЖД-Партнер». Подробнее - в нашем специальном проекте.
  • Сибирь на передовой трансформации логистики
    Санкции развернули товарооборот на восток. Одним из крупнейших хабов, через который грузы распределяются в различных направлениях различными видами перевозок, стала Сибирь. О проблемах, вызовах, победах и планах в области транспорта, логистики и инфраструктуры – в нашем специальном проекте.
  • Нефтяной разворот
    Санкции изменили структуру перевозок нефтепродуктов. Российская логистика развернулась из Европы в Азию, на Ближний Восток и в Африку. Как это отразилось на экспорте нефтеналивных грузов и чего ждать дальше? Все не так просто, как может показаться на первый взгляд. Своими мнениями в рамках делового семинара «Грузовая панорама. Перевозки нефтепродуктов в условиях санкций» с нами поделились отраслевые эксперты и непосредственные участники процесса перевозок. Подробности - в нашем специальном проекте по ссылке.
  1. На российском транспортном рынке активно продвигается китайская продукция. Являются ли поставки из КНР вариантом для снижения дефицита контейнеров и запчастей к вагонам?

Выставка Конгресс Конференция Круглый стол Премия Саммит Семинар Форум Дискуссионный клуб
Индекс цитирования Рейтинг@Mail.ru

Copyright © 2002-2024 Учредитель ООО «Редакция журнала «РЖД-Партнер»

Информационное агентство «РЖД-Партнер.РУ»

Главный редактор Ретюнин А.С.

адрес электронной почты rzdp@rzd-partner.ru  телефон редакции +7 (812) 418-34-92; +7 (812) 418-34-90

Политика конфиденциальности

При цитировании информации гиперссылка на ИА РЖД-Партнер.ру обязательна.

Использование материалов ИА РЖД-Партнер.ру в коммерческих целях без письменного разрешения агентства не допускается.

Свидетельство о регистрации СМИ ИА № ФС77-22819 от 11 января 2006 г., выдано Федеральной службой по надзору за соблюдением законодательства в сфере массовых коммуникаций и охране культурного наследия.

Любое использование материалов допускается только при наличии гиперссылки на ИА РЖД-Партнер.ру

Разработка сайта - iMedia Solutions